Ребекка Куанг «Пылающий бог», 2020 год https://fantlab.ru/work1300365
Уже в третий и, видимо, в последний раз всем ни хао. Никто этого не ждал, никто этого не просил, но вот вам мое мнение о заключительной книге трилогии «Опиумная война». Обычно, если вторая книга очередного «молодого и талантливого» меня разочаровала, за третью я уже даже не берусь, но тут решил проверить – авона цикл восстал из пепла аки феникс, и хотя бы финал всей этой китайской мелодрамы авторша умудрилась вытянуть? Вариант досуга, знаете ли, не особо хуже, чем снова бухнуться в литературную бездну малоизвестных авторов в попытке отыскать пропущенную другими жемчужину. И разумеется, никакого «вдруг» вообще не случилось, но пока что не будем ставить телегу впереди быка.
На самом деле сказать о данном произведении я могу не то, чтобы много. Если на второй томик я еще возлагал какие-то надежды (которые, к слову, не оправдались от слова совсем), то от третьей книги я уже почти ничего не ждал и собирался дочитать ее скорее по инерции. Но писательница нашла, чем меня удивить, правда совсем чуть-чуть. И увы отнюдь не в хорошем смысле, так как даже многие развешанные в предыдущих книгах ружья с едва тлеющими фитилями, по сути, так и не выстрелили, просто немного поискрив где-то на фоне. Поэтому если вы задаетесь вопросом, смогла ли авторша вытянуть финал после слабой и провисавшей второй книги, смогла ли вернуться к хотя бы поверхностным историческим и мифологическим аналогиям, как в первой, ответ прост и увы вполне ожидаем – нет. Местами у меня вообще складывалось впечатление, что у писательницы совсем не осталось никаких идей и мыслей, а финальный том она домучивала просто из-за контракта с издателем. Но обо всем по порядку.
Первая книга была посвящена войне с местными японцами, вторая – уже войне гражданской, а третья по идее должна была по идее вылиться в противостояние с местными европейцами. По крайне мере, финал той самой второй книги жирно на это намекал. Но нет. На самом деле это одно из множества так и не выстреливших ружей (или скорее пушек, учитывая, как можно было развить данную идею). По большей части третья книга о том же, о чем и первые две. Потеряв друзей, кисть руки и преданная союзниками главная героиня Рин заводит себе новых союзников (некоторые из которых снова ее предают, никогда такого не было, и вот опять) и начинает заниматься тем же, что и в предыдущей книге – воюет с недобитыми японцами и противниками внутри своей страны. Разве что теперь противники – это те самые бывшие союзники, но суть происходящего это меняет не сильно. Причем японцы в определенный момент будто бы просто куда-то исчезают – видимо, авторша уже просто не знала, чтобы еще о них написать, и в определенный момент вывела их за скобки повествования.
А что же европейцы, спросите вы? Ну они как бы есть, номинально, и даже принимают участие в конфликте. Но на самом деле они здесь один из элементов блеклого фона и когда это надо – рояль из кустов. Когда писательница не знает, как же ей дальше домучивать свой сюжет, просто прилетают эти самые европейцы на своих дирижаблях и начинают все бомбить. Нужен толчок для того, чтобы Рин поняла, что ее новые «братья по оружию» ничем не лучше прежних – прилетели-разбомбили, Рин пробудила древнюю хтонь, с который теперь не может справиться – прилетели-разбомбили, Рин вступила в схватку с противником, которого не может одолеть – прилетели… ну вы поняли. У этих самых европейцев, по сути, в книге даже никаких персонажей нет (кроме разве что монашки из предыдущей книги, да и та появляется совсем на чуть-чуть), да и толковой экспозиции. Герои порой пускаются в рассуждения о том какие эти иностранцы плохие или наоборот просвещенные, но мы сами практически этого не видим. Знаете, по паре куцых описаний да дирижаблям как-то сложно судить о выдуманном народе. Порой доходит вообще до смешного. Так авторша уже видимо из последних сил снова пролистала книжицу «Ужасы войны для чайников» и наделила местных европейцев чем-то вроде напалма. И знаете, сколько раз за книгу они воспользуются этим чудовищным оружием? Да примерно ни разу. Оно у них просто есть и все.
С продолжением темы гражданской войны тоже не сложилось. Знаете, что может раздражать больше, чем персонаж Мэри Сью? Номинально очень сильный персонаж, который тем не менее регулярно всем проигрывает. С главной героиней здесь примерно так и происходит. Вражеский маг воды, европейцы с их «антишаманскими» технологиями, древние колдуны – ни с кем Рин не может самостоятельно справиться (как хорошо, что в критический момент либо опять дирижабли начинают все бомбить, либо подворачивается еще какой рояль из бамбуковых зарослей). И скажем на противостоянии с тем же магом воды можно было бы выстроить интересную сюжетную линию – априори он сильнее, но ранее куда хуже контролировал свои силы и даже боялся их. Но нет. Теперь он просто мастерски владеет своими способностями, «прокачавшись» где-то за кадром. Также изредка, будто бы по инерции, авторша все еще стращает нас выдержками из тех самых «Ужасов войны для чайников» вроде каннибализма или массовых захоронений, но на сей раз они совсем уж куцые и блеклые, так что навряд ли способны впечатлить хоть кого-то.
С персонажами все так же печально, как и в прошлой части. Те, кому удалось пережить две предыдущие книги, все такие же блеклые и незапоминающиеся, новички еще хуже в этом плане, ибо по большому счету просто расходный материал для тлеющей топки вялотекущего сюжета. Сама героиня… Писательница пыталась наконец показать ее то ли рост, то ли моральное падение, но, честно говоря, вышло не очень. Рин мечется из стороны в стороны, доверяясь то ненадежным союзникам, то бывшим врагам, казнит одних, милует других… С одними расправляется без жалости, других все никак не может заставить себя убить. Наверное, по идее это должен был быть трагический персонаж, но на деле вышел какой-то неоконченный набросок без четких ориентиров и мотиваций.
Но, пожалуй, один самых печальных, хотя и ожидаемых элементов книги – это те самые не стреляющие чеховские ружья, некоторые из них всю трилогию так и провисели на стенках без особого дела. К примеру, помните, как еще в первой книге героиня лишила себя способности к деторождению, что сперва преподносилось как нечто трагическое и значимое? Знаете, какое это в итоге оказало влияние на сюжет? Правильно, никакое. В третьей книге про это просто один раз вспомнили мимоходом и все. Про европейцев уже было сказано выше. А дух феникса, что засел в главной героине и которого даже вроде как вынесли в заглавие данного произведения? Здесь он выглядит как ощипанная курица, которой дают по шее все встречные-поперечные. И когда нас снова начинают стращать, что-де он способен спалить весь мир, выглядит это уже просто как дешевый фарс. И так тут со всем – сюжетные зацепки и линии либо топорно обрываются, либо вообще растворяются где-то в общей каше повествования. Потому концовка, которая по идее должна быть драматичной, скорее вызывает лишь облегчение. Все, отмучались. Писательница, читатели, блеклые герои. Больше такого не надо.
Моя оценка данной книге – 3 цыпленка табака из 10. Общая оценка всей трилогии – 4 мифических зверя из 10. Просто очередной пример того, как после спорной, но все же подающей надежды первой книги все опять скатилось в унылую штамповку, потому что у писательницы, как обычно, контракт сразу на трилогию, а идей едва наскребается всего на одну книгу.