С одной стороны субъективное ощущение перебора с чисто мистическими историями, с другой — сезон короче, потому как у авторов нет настоящих идей. Попытка перезагрузить часть образов двадцатого века, которую осуществили слишком уж прямолинейно.
.
Спойлеры
.
1. — Город престарелых и роботы. Нарастание конфликта человек-машина, которое вызвано требованием платить все больше денег, подписываться на все более дорогие сервисы. Отличная юмористическая история, которая энергично открывает сезон.
2 — Нео-люди и буровые установки где-то на севере. Инициация у молодежи на ледовых платформах — когда надо бегать по льду, который снизу таранят киты. Идея хороша тем, что даже у нео-людей идут социальные процессы, характерные для для вполне человеческого общества. Культура переживает генетическое усовершенствование, пусть и в новом качестве.
3- Убийца лишних (то есть всех) детей в бедняцких кварталах. Внизу ад, за облаками — рай для вечных людей, которых омолаживают «наноботы». В итоге надлом, раскаяние, поединок и смерть персонажа. Да, по рассказу Бачигалупи, потому бедняцкие кварталы — это заброшенные многоэтажки современных мегаполисов. Но слишком уж стандартно, по канонам середины прошлого века. Все равно, что увидеть стандартный нуар, пусть и на десять минут.
4 — Седой бессмертный на другой планете, который прячет своё бессмертие, и скрывается от охотников за ДНК. Лучший в сериале твист с настоящей/синтетической/настоящей женщиной. Подлинные чувства куда меньше зависят от естественного/искусственного происхождения носителя, чем можно подумать, и эти же подлинные чувства могут вернуть отшельника к людям.
5- Лавкрафт и зомби в кукурузе. Бодрый ужастик с классическим автором. Тот случай, когда затворник и эксцентрик, всю жизнь писавший про ужасы, сам стал расхожим атрибутом хорроров. Сделано эффектно, добротно.
6 — Злой демон-санта, который все-таки дарит детям подарки. Еще мистика, которая живет только ради последней фразы. Впрочем, это и есть анекдот-миниатюра.
7 — Взбунтовавший робот-помощник на станции спасения. Сбитому пилоту, который на мертвой планете добрался до модуля с кислородом и радио, приходиться вести еще одну схватку за жизнь — просто чтобы привести в разум технику. Извините, но что-то подобное я читал еще в старой «Технике молодежи», чуть не 60-х годов. Только там в экзоскелет батарейку вставили не той стороной, потому все команды подавались наоборот — и пока персонаж не понял, его выворачивало в самых акробатических позах. Тут электроника бунтует. В середине сюжет был уверен, что робота перепрограммировали противники, что это следствие военного вируса, который позволяет добивать пилотов со сбитых кораблей. Но это никак не сыграло. Просто неисправность...
8 — Человек вместо кита. Мертвый гигант на берегу, посмотреть на которого съезжаются люди. Просто меняем слово «кит» на слово «человек». Явные аллюзии на Гулливера. Нет, я все понимаю — и подобным аллюзиям есть место в искусстве. Но я бы куда лучше воспринят эту серию, будь она двенадцатой из шестнадцати во втором сезон. У Лема в «Фантастике и футурологии» есть небольшой эксперимент: в двух соседних предложениях попарно соединены слова. Иногда получаются намеки на электрогравитацию, а иногда — пустопорожние сочетания вроде «Ян тараканов».
Здесь — что-то очень похожее.
Второй сезон — имхо — споткнулся о проблемы отбора и поиска идей. Технически — все сделано на 5+ Но в деле единственный действительно хороший твист, и полное ощущение, что могли бы почти во всех сериях добавить что-то похожее. Зомби в кукурузе откровенно недоставало собственной истории. Которую вовсе можно было не рассказывать, а лишь показывать. В истории про чудище-санту мне не хватило языческого контекста — дескать, это не из нашего мира рождество, а что-то иное :) Хотя, возможно, там и есть пасхаллочки, которых я не рассмотрел. В истории про человека-кита, ну ведь можно было добавить сколько-то штрихов про мир, где в самом деле живут в море таки человекообразные гиганты.
И, главное, где же тут 21-й век? Где наше будущее??? Разве что первая серия действительно работает с образами сегодняшнего дня, во всех остальных — господство образов дня вчерашнего, в которые иногда вставляют хорошие фантастические допущения. А как же образы Уоттса, Райяниеми, Марусека, Нила Стивенсона, Винджа, Стерлинга? «Они недостаточно традиционны», «не в целевой аудитории», «не имеют хороших референсов» слышится мне голос продюсера.
Да и роботов — как думающих машин — вставили мало.
Сезон надо было делать из шестнадцать-двадцати серий и ставить туда больше сегодняшней научной фантастики. 7 баллов