Крайские хроники Сергея


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Papyrus» > Крайские хроники Сергея Булыги - продолжение есть
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Крайские хроники Сергея Булыги — продолжение есть

Статья написана 25 июня 2021 г. 22:24

Сергей Булыга завершил работу над очередными романами Крайских хроник, и мне предоставилась редкая возможность их уже прочитать. Попробую кратко поделиться впечатлениями.

Первый роман Крайских хроник — «Чужая корона»

…Старики рассказывают, что в древние-предревние времена на месте нашего Края было море. На самом его дне жил страшный зверь цмок, который питался одной рыбой. А когда ему это наскучило, поднял он дно морское из воды — и получалась земля: вся сырая, болотистая, поросшая дремучими лесами. Цмок стал над ней хозяином, потому что это он её создал. И звери, которые прибежали к нему — это его звери. И прилетевшие птицы — его. И так же люди, которые пришли за зверями и птицами, тоже должны быть его. И должны его любить, потому что он дал им всё — и свою землю, и своих птиц, и зверей. Но люди не любят и боятся цмока. Но ещё больше они боятся его гибели, потому что знают: как только погибнет цмок — провалится его земля и снова станет морским дном. Вот что такое желать смерти цмока — это самим погибнуть.

Другие же в цмока не верят, говорят, что его нет и никогда не было, а есть только древний свирепый зверь динозаврус, который ховается в пуще и жрёт всех подряд. За это его надо как можно скорее убить!

И вот однажды…

О первом романе цикла «Чужая корона» я уже писал в авторской колонке: https://fantlab.ru/blogarticle23361.

Он в своё время настолько меня увлёк и впечатлил, что я даже взялся переводить его на белорусский — при том, что я всё же не переводчик. Пока получается вроде бы и неплохо, но не так быстро как хотелось бы. Может, выложу здесь в колонке перевод хотя бы одной главы. Хоть у нас сайт и русскоязычный, но думаю кому-то будет и интересно проверить — как текст романа зазвучит на мове.

Что привлекает меня в Крайских хрониках Сергея Булыги — в них нет категоричного деления на чёрное и белое, на добро и зло, столь присущее большинству фэнтези-эпопей, в них не действуют рыцари без страха и упрёка, противостоящие вселенскому злу. Кто из персонажей герой, а кто злодей, так сразу и не скажешь. Люди как люди, со своими достоинствами и недостатками, со своими убеждениями и заблуждениями. У каждого своя правда, и поди разберись, кто прав, кто виноват. Персонажи Крайских хроник раскрываются перед читателем не сразу, и отношение к ним меняется постепенно по мере того, как мы следим за их поступками и понимаем их мотивы.

Вот, к примеру, суровый, но по-своему справедливый, поветовый судья Галигор Стремка. Вполне себе положительная персона. А разумный и образованный Степан Слепой, главный крайский книжник? И про него так же скажем. А теперь вспомним Юзафа Задробу, одного из главных героев «Чужой короны». Кого первого вспоминает судья Стремка, когда ему нужна помощь верного, надёжного и храброго человека? Пана Задробу. А вот как характеризует его Степан Слепой: «О, пан Задроба — это настоящий крайский пан! То есть в нём собрано всё то худшее, что только есть в панской породе: зазнайство, пьянство, грубость и еще много и много другого подобного. Короче говоря, хуже человека, чем Задроба, я не встречал.» И кто из них прав, кто ошибается, каков Задроба на самом деле? Автор предоставляет самому читателю судить и рядить — за кого переживать, над кем посмеяться.

Да и сам Цмок, он кто? Коварный враг, воплощение зла, которое нужно одолеть и устранить, или опора всего Края, которого надо принять таким, каков он есть?

Первый роман цикла был очень хорош, и продолжения меня не разочаровали. Наоборот, я укрепился в мнении, что Крайские хроники — это лучшее. что написано в жанре фэнтези белорусским автором.

Второй роман Крайских хроник — «Последний Жигимонт»

…О том, кто он такой, люди говорят разное. Одни утверждают, что нет ничего страшнее увидеть его, а другие что наоборот, встреча с ним всегда приносит удачу. Кто из них прав, трудно ответить однозначно, ибо у каждого своя с ним встреча. И ещё: одни говорят, что он — наш законный король, а другие что он вообще не человек, а древнее чудовище, Хозяин Пущи.

Много воды утекло в Крае со времени событий, описанных в «Чужой короне». Исчезнувшую янтарную корону заменила выкованная из железа, вместо Великих князей страной правят Крайские короли. Но и эта эпоха подходит к концу – и вот уже последний король бродит по Краю, не даваясь в руки властям, объявившим его самозванцем, и длится это уже не один век (тут уж, понятно, без Цмока не обошлось).

Сходство с первым романом бросается в глаза. И тут и там в центре – история последнего правителя Края и символа его власти – короны. И тут и там среди рассказчиков встречаем поветового судью (Галигор Стремка — Героним Маковка), вожака мятежных хлопов (Демьян Один-за-Всех — братка Цэп). Но это скорее внешнее сходство. «Чужая корона» действительно читается как историческая хроника, местами славная, местами трагическая, в которой прослеживается история Края от его первого Великого князя до последнего. Впрочем, истинным правителем Края был и остаётся волшебный Цмок. В «Жигимонте» больше сказочного, больше фантазии, больше авторской иронии. Да и с героями этого романа автор обходится, пожалуй, помягче чем в первом романе цикла.

Первые две главы романа публиковались уже ранее как рассказы. Мне кажется, тому, кто их прочитал, вряд ли пришло бы в голову что это фрагменты одной и той же книги. Первая — суровая история о рыцарском долге и чести, верности и самопожертвовании. Вторая — сказочная байка о ведьмином сыне — настраивает совсем на другой лад. Казалось бы — совершенно разного плана тексты. А вот поди ж ты. Все эти разнородные истории — адьютанта последнего короля и ведьминого сына, поветового судьи и студента Глебского университета, беглого стрельца и Великого крайского каштеляна, хлопа-бунтовщика и чужинского ювелира — автор умело связывает в одно полотно, где всё стоит на своём месте. Ключевым моментом для большинства героев книги, поворотным событием в их жизни становится встреча с последним королём, а сам Жигимонт, вроде бы и не прикладывая к тому никаких усилий, словно лакмусовая бумага, помогает проявить им свои истинные качества, зачастую скрытые в повседневной жизни.

Третий роман Крайских хроник — «Утопье»

С давних времён в окрестностях города Утопска ходила легенда, будто на противоположной стороне тамошнего огромного болота, так называемой Утопской Багны, расположен рай. Пройти через Утопскую Багну было никак не возможно, ежегодно в тех местах гибло множество отчаянных смельчаков. Но был и ещё один путь: если воспользоваться услугами знаменитого колдуна Янки-перевозчика, то всякий желающий мог всего лишь за тридцать, а впоследствии за шестьдесят медных монет оказаться на том берегу. Вот только что их ожидало там, по-прежнему оставалось неизвестным, ибо никто из ушедших туда никогда не возвращался обратно. И тем не менее желающих побывать на той стороне зловещей Багны от этого ничуть не уменьшалось! И вот однажды…

Третий роман цикла стоит несколько особняком. На этот раз автор не придерживается каких-то сложившихся схем, не стремится к внешнему сходству с предыдущими романами цикла. Сохраняется лишь общая структура романа, используется тот же приём — перед нами рассказанные от первого лица истории разных людей, судьбы которых переплетаются, рассказчики чередуются, что позволяет взглянуть на описываемые события с разных точек зрения.

Сменилось ещё несколько поколений со времён, описанных в предыдущем романе Крайских хроник. Многое в Крае изменилось, уже и Жигимонт Последний воспринимается многими не как реальная историческая персона, а как персонаж из байки. Население Края свыклось с тем что правит в Крае не король, а Великий каштелян. А, впрочем, автора и читателя этой книги на этот раз мало волнует, что там за власть нынче в Крае и подобрали ли замену утраченной короне. Да и Цмок в этой книге не появляется на авансцене, зато как же колоритно и неожиданно выписаны его подручные – пожиратель коней пан Дормидонт или живучий Васька Повешенный.

Главной же линией романа стала история старика и старухи – колдуна-перевозчика и его жены, тоже набравшей немалую ведьмовскую силу, и загадка того манящего таинственного берега, который каждый представляет по-своему, на который можно попасть только с помощью колдуна. Никто наверняка не знает что же действительно на том берегу, даже и сам Янка-перевозчик, ведь ему доводилось ступать лишь на самый его краешек. Но вновь и вновь кого вера, кого надежда, кого любопытство, кого отчаяние отправляют на Чёртов перевоз...

Тут бы мне в заключение в самый раз было порекомендовать романы к прочтению — и любителям фэнтези, и тем кто предпочитает прозу, скажем, Владимира Короткевича или Яна Барщевского, которые приходили мне на ум при чтении романов Сергея Булыги. Однако же есть одно но. С изданием Крайских хроник пока всё не ясно. Российские издатели предпочитают устоявшиеся форматы. Ситуация же в Беларуси не благопрятствет сейчас книгоизданию. Будем, однако, надеяться на лучшее.





212
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх