Сегодня — типовые советские книжки с «Колобком» крепких советских художников. Эпоха второй половины Семидесятых (у меня позднейшие переиздания).
В.Андриевич — известный иллюстратор. Но главное его призвание — художник Театра кукол С.Образцова. По его макетам сделаны многие всемирно известные персонажи. Например, конферансье в «Необыкновенном концерте» — никто меня не переубедит, что Гомер Симпсон не срисован с этого персонажа.
Ну а книжка такая: Колобок. — М.: Малыш, 1989.
Это книжка-игрушка (в ней есть встроенный пластиковый элемент). Подал заявку на внесение книжки в базу Фантлаба.
Театральный опыт кукольной сцены чувствуется. Даются настоящие мизансцены.
Какое пространство есть — с тем художник и работает «без разговоров.»
Неподвижный пластмассовый диск Колобка справа и солнце слева в отверстиях задают композицию: Колобок всегда в одном месте, звери ориентируются на него.
Колобок сделан очень грубо — топорная работа последних лет советского строя. А сама книжка — на высоте. «Малыш» до последнего держал планку.
Повторяется не только композиция, но и позы зверей. Однако это смотрится очень гармонично. Условность кукольного театра!
Задний план тоже везде одинаковый — как вращающийся «задник» в театре. Но появилась тонкая берёзка на переднем плане — тоже, наверное, какой-то театральный приём.
Лиса начинает обыгрывать конструкцию книжки.
Съест, наверное, Колобка.
В.Курчевский — тоже известный художник. Приятная манера, пупсовые, но не приторные персонажи. Книжка такая: Колобок. — М.: Малыш, 1988.
Такая книжка называется книжка-вырубка. Подал заявку на внесение книжки в базу Фантлаба.
Почему-то поздне-советские художники уделяли много внимания не зверям, а деду с бабкой.
Может, потому что просветительская функция сказки — рассказать о неведомых зверушках — ослабла (у всех телевизоры, а там — «В мире животных»). А дедушку с бабушкой (уже не голодающих крестьян) вспомнить надо.
В этой книжке арочные развороты тоже задают типовые композиции. Звери — одетые и очеловеченные (в том числе и суставы у них по людски вывернуты). Заяц — в классическом амплуа крестьянина.
У волка — амплуа разбойника. Но он немного осовременнен: такой хиппующий хулиган в полосатых брюках.
Медведя городские художники уважают: крепкий хозяин.
Слегка разнообразим композицию — Колобок крупным планом.
Лисичка — очаровательная простушка вся в заботах (не то что волчара-оборванец). Вон она уже и курочку раздобыла, а всё хлопочет — выпечку бесхозяйную пристраивает.
Вот с такими типажами подошли советские люди к Перестройке. А Колобок не дожил до тех времён.