Разбойники и подземелья,
С полдюжины на башне сов;
Луна чуть светит сквозь ущелья;
Вдали шум ветра, вой волков;
Во сне моим героям снятся
Дракон в огне, летящий гриф,
Страх, ужас вслед за ними мчатся...
Вот вам роман a la Radcliff...
-------------------------------
“Biblia pierdută” by Игорь Берглер (2015) (https://fantlab.ru/work1053627)
Давайте сыграем в игру. Не глядя на обложку, мы открываем книжку в жанре псевдоисторического триллера и видим там сплошные ссылки на исторические события, древние тайны и прочих подозрительных личностей всемирной истории вроде Дракулы. Кто сказал, опять этот клятый Дэн Браун?
Главный герой – это знаменитый профессор по культурологии; он умен, любит исторические загадки, и совсем не прочь пуститься в опасное приключение. Нет, блин-тарарам, я ведь уже сказал, что это не Дэн Браун, остыньте уже.
Он приезжает на конференцию в румынский город Сигишоара, и во время конференции происходит мистическое убийство, на месте которого обнаружена визитка профессора. Местная полиция начинает подозревать, что профессор замешан в этом убийстве и привозит его на место преступления. Нет, поклонники Дэна Брауна, я вас сейчас сам убивать начну, говорю же, это не Дэн Браун.
Совсем не он, книжка вообще румынского автора. Ну и пусть похожа на брауновские творения, все-таки есть и отличия, пусть их немного, но все же.
Похоже, нашего полку прибыло. Впрочем, рано или поздно это должно было случиться. Вон у нас на каждой третьей книжке пишут “Русский Стивен Кинг”, “Русская Агата Кристи”, чем румыны-то хуже? А если серьезно, уж очень много общего у этих авторов, настолько много, что впору говорить о заимствованиях на грани с плагиатом. Но поскольку ваш покорный слуга циник и плевать хотел на эти материи, будем посмотреть на конкретику, забыв на время о корнях творчества Берглера.
Кто это вообще такой, этот автор с говорящим готическим именем, спросил я себя, взяв книжку в руки. Я вообще очень редко выползаю из англо-японского культурного пространства с периодическими вылазками на территории других стран и уж румынская литература вообще далеко за границами моих культурных интересов. Но, поскольку вся книжка исписана слоганами “Один из лучших романов за последние 20 лет!” и “Книга, ставшая абсолютным хитом продаж!”, меня заело любопытство и вот я открыл первую страницу… И не заметил, как пролетели первые 80 страниц…
Чарльз Бейкер, главный герой всего этого безобразия, такую фамилию имеет не просто так. Его называют “Шерлоком Холмсом от культурологии” и его фамилия явно намекает на адрес великого британского сыщика. Сходство с Робертом Лэнгдоном, если и имеется, не настолько бросается в глаза, как я опасался.
Оказавшемуся в малоприятной ситуации в чужом государстве профессору будет помогать выпутываться из всего этого кошмара агент Интерпола Криста Вольф. Добавим в коктейль сверхсекретную зловещую организацию, и день и ночь следящую за Чарльзом. Кто сказал, позовите Дэна Брауна, его обкрадывают среди белого дня? Гоните товарища в шею!
Вернемся к книжке. Более сурового коктейля ваш покорный слуга давно уже не встречал. В романе Берглера можно найти всё, что только душа пожелает — от истории Дракулы до всемирного заговора.
Добавим еще сверхбезумную динамику происходящего — локации стремительно меняются, герои странствуют между городами, странами и континентами настолько в скоростном режиме, что даже не успеваешь временами привыкнуть к новому окружению. Причем весь этот салат тщательно орнаментирован различными историческим фактами и биографиями реально существовавших личностей, из-за чего временами несколько проседает динамика, впрочем, незначительно.
О чем вообще вся эта история, спросите вы. Не буду спойлерить, поэтому расскажу самую завязку.
В старой недоброй Трансильвании, в городке Сигишоара (родина Дракулы, между прочим!) совершено жестокое убийство явно оккультно-мистического типа.
На месте преступления находят троих убитых: у одного нет ушей, у другого — глаз, у третьего — языка. На шеях — татуировки с изображением Дьявола, а из тел убитых сформирован перевернутый крест. И, поскольку визитка сэра Чарльза там тоже валяется неподалеку, полиция приходит по его душу. И все заверте...
Великий Ктулху, чего только Берглер в свой роман не притащил с прытью старьевщика! Древняя легенда о монахе, что продал душу Дьяволу, история о кровавом графе Дракуле и старинной Библии Гуттенберга, легендарный меч Дракулы и загадочное наследство деда сэра Чарльза, устанешь перечислять… Проще рассказать о том, чего в книжке нет. Румынский автор даже Кафку умудрился добавить в свой сюжет, о чем тут можно еще говорить...
Лично мне показалось, что, имея на своем кухонном столе те же самые ингредиенты, что и товарищ Браун, Берглеру удалось сварганить временами намного более удобоваримое блюдо. Заговор, впрочем, получился не слишком-то впечатляющим, но в общем-то отвращения не вызвал.
Структура романа почти безупречна, каждый намек и каждая подсказка очень тщательно размещены в тексте и нет провисающих или оборванных сюжетных линий, чем частенько грешит Браун. Многочисленные исторические штудии — несомненный плюс романа, по крайней мере вашу эрудицию они здорово обогатят, что для развлекательного романа уже достижение.
Anticlimatic-финал тоже имеется, хотя и выглядит несколько притянутым за уши, но общей картины не портит. Авторский ироничный стиль совсем не мешает, даже наоборот, разбавляет исторические подробности и помогает их переварить тем читателям, которым все это скучно изучать. Впрочем, узнать, почему именно Влад Цепеш стал Дракулой, само по себе доставляет.
Что не понравилось. “Игра на понижение” — настоящий бич современной развлекательной литературы. То ли массовый читатель резко поглупел, то ли сейчас авторы считают IQ читателей на уровне детского сада и работают соответственно, не могу сказать, но тенденция налицо, как в том анекдоте про чукчу.
Многие загадки, якобы труднейшие и неразгаданные на протяжении нескольких столетий, взламываются героем словно паззлы для детского сада! Зацените только расшифровку библейского кода на похищенном платке, и вы поймете, о чем я говорю.
Да и по философской составляющей подтекста тоже есть вопросы. Стало уже нехорошей традицией в конце книги замыкать сюжет не то в традиционное “кольцо”, не то на восточный манер в символ “инь-ян”. Как и в древней китайско/японской философии, чтобы полностью устранить одну из двух сил, необходимо уничтожить обе (одна не может существовать без другой, и в любом зле есть хотя бы крошка добра, так же как в любом добре есть след зла). Воистину, интеллигенция не любит бестселлеры, увы…
Нет, ну серьезно (далее идет злостный спойлер!), когда Влад Цепеш на самом деле хотел спасти мир, и члены «Ордена Дракона», оказывается, положительные персонажи, все это само по себе странно звучит. Но идея о том, что этот орден хочет тайно править миром, среди прочего, используя СМИ и социальные сети, такие как Twitter, окончательно добивает. Впрочем, современные потребители безумных “теорий заговоров” кушают и не такое, так что одной больше, одной меньше...
Вердикт: прелюбопытный мистико-исторический триллер. Всем любителям графа Дракулы рекомендуется. Остальные могут обратить внимание на неплохо закрученный сюжет и кучу информации о Средних веках, что поможет расширить знания читателя о том мрачном времени. Один добрый совет — не пытайтесь сравнивать автора с Дэном Брауном, и тогда все будет ОК.