Зубодробительный боевик
Честно признаться, эра позднего творчества знаменитого француза вызывает смешанные чувства. Хотя в кресле продюсера Бессон умудряется порой удивлять в позитивном ключе своего креативного потенциала. Правда, далеко не всегда.
Что касается этого знаменитого тандема Пьер Морель — Люк Бессон, в 2008 году они закономерно ушли на поток массового восприятия и выдали 93 минуты очередного экшена в стиле категории B-movies с претензией на осмысление серьёзной темы сценария. Их «Заложница» (Taken / 2008) вызвала в своё время шквал эмоций восторженного зрителя под слоганом того, что, мол, наконец-то удалось создать самый лучший боевик если не столетия, то пятилетки нулевых — наверняка.
Сложно бороться с идеологией зрителя, поглощающего попкорн в кинотеатре, поскольку под хруст оного ему абсолютно всё равно, что там бьётся, крошится и переворачивается целыми фурами автопоездов на широком экране. И всё же я попробую.
К 2008му знаменитый Люк Бессон заметно постарел, сдал в творчестве и закономерно ушёл на поток. И если бы второсортных боевиков — третьеклассных мелодрам.
В холерическом стремлении угнаться за тенденциями масслайка и одновременно стараясь соответствовать конъюнктуре начала столетия, он пытается попасть в жилу своего времени и быть востребованным. Трудно не быть богом после культового оскароносного статуса «Пятого элемента» (The Fifth Element / 1997). И практически невозможно прикрутить своё творческое честолюбие в одной знаковой аксиоме касательно предела своих возможностей: Лучше, когда художник работает в родной ему стилистике, которая по умолчанию отражает альтер эго.
История, которую выжал из себя в качестве прежде неплохого сценариста Люк Бессон в «Заложнице» 2008 года, увы, не блещет ни новизной, ни чёткой структурой изложения, ни взрослым пониманием того, с какой темой он работает непосредственно. Однако реальная заслуга Бессона в очередной раз лежит на поверхности: «Заложница» дала жизнь одноимённой трилогии, растянутой аж до одноимённого сериала, под стремительный драйв которого всё так же уютно поглощать попкорн и ни о чём серьёзном не думать. Ибо для такого кинематографа — это уже не комильфо.
Абсолютно бестолковый сценарий картины Пьера Мореля «Заложница» по вызволению похищенных девушек туристок из сетей мирового преступного клана могла бы в свою очередь спасти игра талантливых актёров. Но, увы, их тут нет. Кроме Лиама Нисона непосредственно. Этот британский актёр в драматическом потенциале своего амплуа очень силён. Но проблема в том — развернуться в «Заложнице» с оным просто негде.
По сюжету картины его агент в отставке, спасая свою нелепую дочь — от такой же избалованной жены в разводе — которую угораздило отправится в мировое путешествие с такой же легкомысленной подругой, громит и переворачивает на протяжении всего фильма буквально весь Париж.
Ключевой персонаж Нисона — очень крутой бывший агент американских спецслужб с навыками Джеймса Бонда. Брайан Миллс уворачивается от града пуль, в упор расстреливая всех, кто имеет несчастье появится у него на пути. Чиновники французского правительства, албанские террористы, турецкие нелегалы...
Везде этот одарённый боец выруливает с первоклассным драйвом Шумахера, гасая на бешеной скорости по всему Парижу в поисках дочери. Причём он успевает практически одной левой бороться не только со случайными бандитами — а даже с коррупцией и системой самого государства, нагибая при этом чиновников самого высокого ранга. Миллс в одиночку докопался до самого дна Парижа и прижал к стене буквально всех преступных авторитетов, криминальная деятельность которых цвела буйным цветом до приезда Брайана в этот злачный город.
Бессон был явно не в себе — или в состоянии хронической депрессии — когда сочинял этот сценарий.
И в какой-то момент складывается особое ощущение: если бы у Люка на тот момент хватило ещё чуть-чуть креативной смелости, он бы нарастил этого героя в своём сумасшедшем сценарии до уровня потенциала Терминатора — не меньше. И этот лихой гайер лихо пробивал бы собой стекло витрин и стены зданий, спасая похищенных девушек из неволи и оказывая им на ходу профессиональную помощь медбрата скорой помощи в поисках своей утраченной дочери.
К слову сказать, ощущение удивительно нелепого фарса дополнил русский дубляж ключевого героя, в котором Миллс между тем, как бить своим врагам морды направо и налево, в элегантном прикиде отличного костюма и отутюженной сорочки обращается к ним непременно через слово «пожалуйста».
Увы, и техническая сторона картины не балует качественным разворотом остросюжетного боевика, как позиционируют «Заложницу» на постере картины.
Операторская работа Мишеля Абрамовича похожа на небрежную зачётку выпускника статичного вуза, нежели на съёмки серьёзной картины для большого экрана. Впрочем, вероятно, для категории малобюджетных фильмов, изначально ориентированных на большие кассовые сборы, этот момент уже давно не представляется критичным.
Драки и погони в «Заложнице» реализованы из рук вон плохо и сняты они ручной камерой, дабы заткнуть невнятные движения Лиама Нисона, которому на момент съёмок картины было 56 лет — и судя по всему, драться он не умеет хронически.
Монтажные склейки очень шершавые. Кадры в нарезках буквально налетают друг на друга, делая экшен комканным и небрежным в своей подаче. На протяжении всего фильма непонятно, кто в кого стреляет и кто кого куда бьёт в такой смазанной визуальной составляющей работы оператора непосредственно.
Технически снято все так бездарно, словно Бессон с Морелем в который раз кинули отписку своим фанам в стиле: Перевозчики, Такси, Заложницы — нам в принципе всё равно, что клепать...
Бегло подбивая итог по «Заложнице» стоит сказать следующее. Бессон в качестве сценариста не всегда умеет работать с такими темами. В «Заложнице» у него везде перекосы и перегибы не в меру буйного воображения восторженного подростка, которому доверили рисовать комикс его мечты.
И можно сколько угодно говорить о серьёзной мировой угрозе торговли людьми и женщинами. (А судя по многим интервью Лиама Нисона, он согласился сняться в этой картине, дабы подчеркнуть глубину её идейного замысла). Но сценарная и стилистическая подача в «Заложнице» настолько слабая, лубочная и рассчитана в основном на беспечное времяпровождение у экрана — ни о каком даже приблизительном сравнении с работами сильных режиссёров здесь речи быть не может. Кого интересует эта тема в глубокой интерпретации талантливого режиссёра, лучше взять на заметку «Порок на экспорт» (Eastern Promises / 2007) Дэвида Кроненберга с великолепной игрой Виго Мортенсена и Венсана Касселя.
«Заложница» в своём потенциале развлекательного экшена — это кич и насмешка для серьёзного кино. И это уж точно не самые лучшие погни в истории мирового кинематографа, как об этом заявляют многие комментарии впечатлительных зрителей в сети. Ибо нужно в принципе ничего не смотреть в сегменте жанра боевиков, чтобы пытаться тянуть вверх именно такого Бессона.
И Люка порой становится откровенно жалко, когда он тратит себя на подобное самовыражение. С таким потенциалом таланта и креативного мышления Бессона сия мелодрама — это очередной проходняк в фильмографии знаменитого француза.
А подобное воплощение изначально серьёзной идеи, увы, не вызывает особой жалости к горькой участи девушек туристок. Скорее такая подача в который раз провоцирует ироничную улыбку давнего фана Бессона, который привык уже к бесчисленным ляпам этого француза, штампующего свои бесконечные сиквелы, приквелы, вбоквелы заурядного кинематографического продукта.
Если я кратко скажу, что «Заложница» вызывает крайнее недоумение — значит, ничего не скажу. Сам Бессон вызывает у меня целый вагон вопросительных знаков и взрослого сострадания. При его-то природном таланте, на котором Люк пытался работать в сегменте артхауса на заре карьеры неординарного режиссёра, плотное вовлечение в создание этого кинематографического мусора выглядит откровенно нелепо.
После такого трэша от двух режиссёров их следующая работа «Из Парижа с любовью» (From Paris with Love / 2010) выстрелила на удивление сильно. Складывается особое ощущение, что оба француза сильно психанули, вспомнили про адекватное самолюбие творческого человека и выдали-таки на суд массового зрителя классный достойный продукт в формате стильного заритмиченного боевика.
По определённой инверсии смыслов касательно детального обзора «Заложницы» пересказывать дословно «Из Парижа с любовью» в том числе на уровне спойлеров — трижды неблагодарное занятие. И это как раз тот редкий случай в фильмографии знаменитого француза — когда лучше один раз увидеть. У меня сложилось особое впечатление: Бессон на чёткой структуре собрал в этой картине всего себя лучшего, цельного, талантливого и способного по-прежнему удивлять новизной сюжетных ходов и поворотов.
Роскошная панорамная съёмка, завораживающая великолепной раскадровкой ночного и утреннего Парижа.
Классно поставленные драки, погони и перестрелки с элементами монтажа по движению в нужном ракурсе подачи оператора. Прекрасно стилизованная под «лучшего Бессона» покадровая съёмка с замедлением slow motion.
Красивые планы очень сильных актёров с чётко прописанными репризами полублатных диалогов.
Изумительное музыкальное сопровождение композитора Дейвида Бакли, пластичное в своём воплощении относительно основного экшена картины.
Виртуозно переплетённый в канве повествования меткий юмор ёмких диалогов — от сатиры до лёгкого налёта иронии в эмоциях ключевых героев.
Талантливо поданные мизансцены, замешанные на тонких психологизмах игры серьёзных актёров. И, словно вишенка на торте, свечи которого по сюжету финала не зажгутся для всех участников этой авантюры — сложно закрученная интрига сюжета.
В первом просмотре такая развязка финала буквально впечатывает зрителя в спинку кресла — до того классно и необычно продуман сценарий картины.
Экзистенциальные составляющие картины тоже на завидной высоте. Оба режиссёра умудрились вплести в основной экшен метафору искусственного и наносного в нашей жизни, плотно накрутив её на стержень мирового террора смертников. Сцена перестрелки с манекенами на складе — одна из самых сильных в картине.
Ко всему прочему приятно удивила отлично встроенная в основной сюжет шахматная партия, которой открывается и заканчивается картина. Этот метафорически сложный элемент подчеркивает и развивает идею сложности любого хода, перед которым нужно сделать определённый выбор. И этот самый выбор вынужденного размена далеко не всегда так прост, как кажется.
Что касается плотных и очень интересных персонажей этой картины.
Кася Смутняк в образе своей героини показала очень разноплановый персонаж весьма интересной девушки с целым букетом мощных переживаний — от лёгкой заигрывающей эротики до агрессивного и драматического накала жертвы сложившихся личных обстоятельств, в которых из всех возможных вариантов нужно выбрать лишь самый трагический и фатальный.
Робкий обаятельный персонаж её бойфренда Джеймса Риза в исполнении Джонатана Рис-Майерса подчеркнул своей игрой неуловимо тонкую комедийность, которая была присуща Бессону в лучших картинах, снятых с элементами классика жанра Андре Юнебеля (серия фильмов о Фантомасе с Луи де Фюнесом). Этот заводной отлично проработанный персонаж, который работает в посольстве США в Париже по особо экстренным поручениям секретных спецопераций, вызывает с самого начала теплое обаяние зрителя на грани ироничной улыбки, которая временами скатывается в искренние lol*ы.
И наконец, Джон Траволта — классный, стильный, харизматичный, намагниченный тысячью брутальных импульсов напарник Джеймса Риза. Безусловно, Морель и Бессон не промахнулись с таким кастингом, предложив ключевую роль именно этому актёру. Траволта — бриллиант картины и особая гордость ее создателей, которые в данном случае идеально встроили амплуа актёра в стилистику «Из Парижа с любовью».
Наблюдать за похождениями этих агентов по криминальному Парижу — это особое удовольствие для искушенного зрителя. А ваза с кокаином, которую таскает за собой персонаж Джонатана Рис-Майерса в качестве серьёзной улики в основном для того, чтобы как следует взбодриться его напарнику после тяжёлого задания — это изюминка и драйв фильма.
Убойные погони и перестрелки этого крепкого заводного боевика сняты на такой бешеной ритмике, словно по хронометражу картины отщёлкивают некий условный таймер и структурируют основное повествование из разнокалиберных фрагментов, сложенных в своей неоднородной стилистике на удивление удачно.
_________________________________
После выхода этого боевика у сетевых блогеров появилось ещё одно оригинальное определение творчества Люка Бессона / Пьера Мореля — ироническое насилие. Они оба в 2010м умело сыграли на тонком нерве этой непростой составляющей идеи картины о террористах-смертниках. И данная интерпретация очень глубокой темы вышла у них на завидной высоте прежде наработанных профессиональных навыков.
Полтора часа такого экранного времени просто улетает. Подобный заводной жесткач смотрится на одном дыхании. Так и хочется искренне сказать в такт основного концепта заглавия картины касательно работы двух режиссёров: From a grateful viewer with Love.