Игры немецкого


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alexlazer» > Игры немецкого разума
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Игры немецкого разума

Статья написана 19 апреля 2021 г. 07:24

It's all up to you

No one lives forever

Been burnt in the hell

By all those pigs out there

It's always been hell

From when I was born

They make me violate them

No matter who they are...

-------------------------------

“Splitter” by Себастьян Фитцек (2009) (https://fantlab.ru/work1103569)

Амброз Бирс как-то писал, что влияние на психику страшных историй гораздо сильнее, если читать их в соответствующей обстановке. Например, в лунную полночь на кладбище или в заброшенном доме в лесу при свете одинокой свечи. Помнится, у Бирса ничем хорошим это не закончилось. А как вы знакомитесь с творчеством прежде неизвестных вам авторов триллеров и хоррора?

В моем случае это было не так экстремально, но все-таки довольно прозаично. Мерзкий, неизвестно откуда взявшийся ливень превратил выходные на даче в то еще развлечение, а поскольку ничего под рукой больше не было, пришлось погрузиться в мрачный мир немецких триллеров.

Ну что вам сказать, могло быть гораздо хуже. Тема игр с разумом в последнее время как-то уж слишком часто всплывает в моих литературных штудиях, о чем возможно, вскоре я и напишу. Однако вернемся к герру Фитцеку.

До сих пор как-то немецкоязычные авторы не часто привлекали мое внимание, да и, например, творчество того хе Хольбайна, которого мне всячески рекламировали, оставило впечатление жуткой вторичности и заезженности фабулы, за исключением перепева легенды о Нибелунгах, но там особая история, по крайней мере для вашего покорного слуги.

На хвалебные отзывы на обложке («Самый лучший автор немецких триллеров!» etc) привычно не обращаем внимание, их лепят на каждую первую книжку и как-то уже не особо им веришь. Жанр, заявленный на клапане, психотриллер. Даже так, мелькнуло в голове у меня. Ох не к добру все это…

Прямо с самых первых страниц автор начал тянуть из меня жилы и давить на жалость. Поскольку я парень сентиментальный и эмпатией не обделен, главного героя становится жалко буквально при первом нашем с ним знакомстве. Марк Лукас стал виновником чудовищной автомобильной аварии, в которой погибли его жена и нерожденный ребенок. Герр Себастьян, ну вот зачем ты так со мной, а? Садюга, право слово, я ведь дальше читать не смогу…

Вдобавок в голове героя застрял осколок, который мучает его физическими болями вдобавок к болям чисто духовного плана — он винит себя в этой катастрофе и готов заключить сделку с кем угодно, хоть с Великой Зеленой Лягушкой, только лишь бы избавиться от разъедающих его душу мучительных воспоминаний. И когда на горизонте замаячили сведения о загадочной клинике, в которой проводятся психиатрические эксперименты с ментальной составляющей человеческой сущности, он бросается туда, даже не подумав предварительно, к каким последствиям это может привести.

«Мы стираем негативные воспоминания из сознания наших пациентов. Навсегда.» Звучит предельно жутко и одновременно дьявольски притягательно, когда ты сгораешь на медленном огне каждый день и каждое новое утро сулит тебе лишь повторение вчерашних кошмаров. Когда твоя жизнь и без того похожа на Ад по эту сторону Стикса, так сказать, с доставкой на дом, и если существует хотя бы возможность навсегда изгнать призраки страшного прошлого, крайне тяжело судить героя за его слабость и мягкотелость.

И вот здесь герр Фитцек идет по той же тропинке, которой отправила своего героя в не так давно прочитанной мною великолепной книжке миз Бриджет Коллинз. Что лучше — смириться с травмирующими воспоминаниями или поддаться слабости (или давлению общества, что гораздо более мерзко) и отсечь навеки этот кусок твоих воспоминаний?

На мой скромный взгляд, ответ очевиден — если мы забываем о наших ошибках и нашей боли, это только послужит триггером для повторения того, о чем мы забыли. Великий Ктулху знает, что мы приходим в этот мир для того, чтобы учиться и то, что нас не убило, делает нас сильнее. Но все-таки сложно осуждать того, кому не хватило душевных сил или смирения выучить этот жизненный урок.

Казалось бы, теперь все в порядке. Отнюдь… Здесь и начинается чертовщина, о которой Марк, и без того сходящий с ума от чувства вины, даже не мог и подумать. Жизнь не просто не стала лучше, она в одно мгновение изменилась крайне жутким образом. Список телефонных контактов внезапно оказывается пуст. В его квартире живет кто-то другой, и на табличке на входной двери совсем другое имя. Что не так с этой реальностью? Герою не позавидуешь, потому что даже непонятно, кто его друзья, а кто враги, и что вообще с ним случилось. Амнезия? Галлюцинации? Подступающее безумие?

С каждой главой Марк все больше погружается в хаос, фабула закручивается все более мощно и ваш покорный слуга начинает ловить себя на мысли, что уж слишком круто герр Себастьян замешивает сюжетное тесто. Хватит ли у него умений распутать этот клубок и свести концы с концами в том дурдоме, что он умудрился закрутить? Как ни странно, более или менее ему это удалось.

Странности не просто множатся, они скачут галопом и быстро меняют свой цвет и масть, словно в калейдоскопе. Мертвая жена присылает ему телефонные сообщения. Или это не так и героя настиг очередной твист больного сознания? Да и вообще было ли оно, это пресловутое стирание памяти?

Сюжет все время скачет между прошлым и будущем, а реальность настоящего момента постоянно ускользает, как тот неуловимый Джо. Да и есть ли он вообще, этот на фиг никому не нужный ковбой?

Недомолвки и недоговоренности, страшные тайны, таящиеся «где-то там», быстрая смена локаций, — короче, есть где разгуляться сумеречной фантазии читателя. Все попытки выстроить хоть какую-то непротиворечивую концепцию происходящего хитрый немец раз за разом с мстительной радостью рассыпает в прах. Предугадать, что произойдет на следующем десятке страниц, решительно невозможно и постепенно начинаешь воспринимать книжку как фэнтезийную историю, поскольку в нашей с вами реальности подобное вряд ли может произойти хотя бы в близком будущем. А вдруг все-таки может? Вопросы, вопросы…

Фантастичность происходящего начинает зашкаливать, сюжет окончательно дичает и словно спятившая лошадь на Дерби несется неведомо куда. Страх, растерянность, непонимание... Ты словно сам вместе с героем начинаешь слетать с катушек, пытаясь разобраться в происходящем. События окончательно теряют остатки логичности и появляется горькая мысль — уж не пытается ли кто-то намеренно свести Марка с ума? Но кто? И зачем?

Постепенно Марк перестает понимать, реален ли он сам, существует ли вообще его личность. Словно герой попал в какую-то безумную программу по защите свидетелей, где ему состряпали новую жизнь, но, как говорится, что-то пошло не так. Его собственная жизнь больше ему не принадлежит и приобрел ли он хоть что-то в результате, вопрос открытый. Может быть, просто старый кошмар заменился другим? Реальность все время искажается и доверять никому нельзя, понимает герой, но что же тогда ему делать? До самой развязки абсолютно непонятно, кто именно во всем этом бедламе поехал кукушкой.

Финал, конечно, далеко не каждому зайдет, мне даже на пару мгновений показалось, что автор его попросту слил, ну да это случалось и с более именитыми писателями, не будем показывать пальцем. Герр Фитцек явно не искал легких путей, что уж тут скажешь… Просто считаем развязку несколько туманной и размытой, не в этом цимес.

Философская подкладка сюжета, хоть и навязла в зубах, но все-таки прописана вполне грамотно. Возможно ли, будучи внутри какой-то реальности, понять, истинная ли эта реальность, или кем-то сконструированный симулякр, твой персональный Ад? Солипсизм как он есть, спасибо, герр Фитцек, что напомнил о его существовании.

И вдобавок начинаешь задумываться об этичности экспериментов с памятью вообще, что тоже, в общем-то, неплохо для развлекательной книжки. Беда в том, что наш мозг вовсе не ноутбук с папками на винчестере, где можно удалить сколько-то там файлов без особых последствий. В психике все настолько сложно переплетено и запутано, что лезть туда сравнимо с попытками починить телевизор вантузом.

Что бы там хумансы про себя не воображали, на самом деле они крайне хрупкие существа, а их хваленый мозг исключительно ненадежная конструкция. Жуткие воспоминания, травмирующие психику, капля иррациональности в повседневной системе координат и вся наша идентичность расслаивается и осыпается, как осенняя листва. 

Когда в реальности вокруг тебя не на что опереться, система начинает сбоить. По большому счету, мы с вами всего лишь набор воспоминаний и свести любого из нас с ума намного проще, чем каждый из нас думает.

Вердикт: довольно интересный триллер, не без изъянов, конечно, но вполне читабельный. Будем считать, что мое первое знакомство с миром немецких триллеров прошло успешно.

Комментарии POST MORTEM: Для подпитки паранойи у почтеннейшей публики добавлю, что, покопавшись после возвращения с дачи в Сети, я выяснил, что в книге описан реальный экспериментальный препарат, который пока тестируется. Врачи планируют его применять при сильных потрясениях у человека, с которыми ему самостоятельно трудно справиться. Как говорится, «думайте сами, решайте сами»...





786
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 09:17
Классная рецензия. Я даже до конца дочитал:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 09:41
Видимо, мои прежние рецензии были настолько скучными, что бросались на середине... :-)))
В любом случае, спасибо, что прочитали :beer:


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 16:08
Скатился Фитцек, я бросила страниц через 50. Раньше хоть сразу цепляло, а тут вообще ноль. Посмотрела развязку и рада, что не стала мучаться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 16:12
(голосом мелкого из «Scarry Movie») бывает, бывает...
Это был мой первый опыт его чтения, поэтому не могу сказать, скатился он или нет, но я таки дочитал до конца, что уже по своему хорошо... 8:-0


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 18:26
Вы очень умны — спасибо за прекрасную АК:-) На не вполне интересную — как я поняла — книгу дали очень зажигательную рецу! И да, очень нравится, условный формат он-лайн обращения;-) Это как-то изнутри тепло подсвечивает и оживляет любую статью. Уже не раз такую публицистику у Вас замечала:

цитата

А как вы знакомитесь с творчеством прежде неизвестных вам авторов триллеров и хоррора?

И если это не риторика, — ёмко по верхам. Лучше такие книги — даже не лучшие их образцы — читать реально в тёмное-тёмное время в тёмной-тёмной комнате безлунной непроглядной ночью:-D А если с птичками на тёплой лавочке в зелёном дворе — у меня даже Кинг Оно плохо заходит.


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 19:25
Книжка вполне годная, для триллеров так уж и вовсе неплохая, а немецкие авторы не то чтобы не интересные, просто какие-то вторичные, хотя может мне это только кажется, исходя из того, что я читал. У немцев как-то слабовато со своими идеями, как у того же Хольбайна, например, с его циклом про Салемского колдуна. Даже на фоне современного лавкрафтианского хоррора это вполне проходная вещь.
Люблю условный вариант обращения, он несколько оживляет статью, и может, кто-то таки ответит на вопрос, вот и завяжется разговор.
И да, не особо сильная книжка, но читанная при соответствующей атмосфере, может заставить закрыть глаза на ее недостатки, а у кого из авторов их нет? Даже у любимого мною Диккенса их хватает, чего уж говорить о других...8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 22:21

цитата alexlazer

Люблю условный вариант обращения, он несколько оживляет статью, и может, кто-то таки ответит на вопрос, вот и завяжется разговор.

Обязательно оставляйте такой формат — даже если это только риторика:-)

цитата alexlazer

да, не особо сильная книжка, но читанная при соответствующей атмосфере, может заставить закрыть глаза на ее недостатки, а у кого из авторов их нет? Даже у любимого мною Диккенса их хватает, чего уж говорить о других...

В принципе, может — согласна. Иногда нужно применять особую лояльность в оценке автора / книги. И да, Вы своими дайджестами «заставили» посмотреть на жанр хоррора иначе. В нем реально очень много психологизмов. Спасибо за множественные рекомендации — кое-что возьму на заметку в аспекте параллелей чтения.
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2021 г. 12:32
На самом деле это все не совсем так...
Просто я выбираю для чтения или пишу рецензии на более или менее психологические вещи. Определенное количество хоррора это просто бессмысленная жесть + полупорнуха, где по определению нечего ловить. Почитав некоторых авторов, Ваш покорный слуга пожал плечами и навеки распрощался с этими авторами, не будем показывать пальцем... >:-|
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2021 г. 14:51

цитата alexlazer

Почитав некоторых авторов, Ваш покорный слуга пожал плечами и навеки распрощался с этими авторами, не будем показывать пальцем...

Не, почему — покажите:-) Негативное отношение — оно ведь среди прочего тоже определяет вкусы, настроения и различные направления мысли.
То есть на то, что совсем не нравится — не пишете вовсе, да? Я верно поняла?;-)
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2021 г. 15:06
Уж лучше вообще не писать, потому что матюки местная цензура не пропустит. К примеру, взять Эдварда Ли, я честно пытался его опусы читать и странице к семидесятой у меня даже неприличные ругательства закончились...
Как там было у Хармса? «уж лучше не будем о них говорить» :-)))
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2021 г. 15:15

цитата alexlazer

Уж лучше вообще не писать, потому что матюки местная цензура не пропустит.

Звёздами *** если что шифруйтесь:-D
А вообще Вашу мысль уловила. Ругать не всегда интересно. Мы ж не штатные тут журналисты, преследующие определённые мотивы и конъюнктуру рынка. Для души и от сердца пишем:-)
Вдохновения и приличных книжек искренне Вам желаю:beer:


⇑ Наверх