Флориан Юрьев Музыка


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Флориан Юрьев. Музыка света
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Флориан Юрьев. Музыка света

Статья написана 16 апреля 2021 г. 15:23




Эти проблемы поднимал сначала Беляев, а потом и Ефремов.

Беляев. «Человек, который не спит». 1926

10. ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ЗА ОКНОМ


— Господин Брауде, мне нужен для новых опытов ряд приборов и частей.

Вот чертежи. Будьте добры срочно заказать по ним приборы и доставить

материалы.

— Можно узнать, что за опыты, дорогой профессор?

— Превращение световой волны в звуковую. Вы знаете, что многим

музыкантам каждая гамма или тон кажутся окрашенными в определенный цвет.

Например, C-dur — белый цвет, A-moll — синий, D-dur — розовый... Я хочу

установить соотношение звуковых и световых волн.

Вагнер дал большой заказ. Среди разнообразных и часто не имеющих ничего

общего частей и материалов было все необходимое для конструирования

радиоприемника.

Когда заказ был получен, Вагнер принялся за работу. Задача его

облегчалась тем, что Брауде оказался ничего не понимающим в радиотехнике.

Однако опасаясь, что Брауде мог скрывать свои знания, Вагнер очень хитро

маскировал свою работу и опыты. Ему помогало в этом умение производить

одновременно две работы сразу.

Довольно громоздкий «аппарат» был готов. Это было соединение

радиоприемника, хорошо скрытого внутри, и «светозвукового трансформатора».

От аппарата шли две слуховые телефонные трубки: одна — от скрытого

радиоприемника с рамочной антенной, другая — от «светозвукового» отделения

аппарата. Телефонную трубку от радиоприемника взял Вагнер. К другой трубке

с любезной улыбкой, но решительно протянул руку Брауде.

— Разрешите поинтересоваться?

— Пожалуйста!

Правый глаз и правая рука профессора были к услугам Брауде, левыми он

работал над радиоприемником. Правая рука повернула рычажок, и на экране

появилось розовое пятно. В то же время Вагнер регулировал герметически

закрытую индукционную катушку, и она гудела в слуховую трубку Брауде,

меняя тон.

— Слышите? D-dur!

Но тут вышло осложнение: Брауде оказался обладателем абсолютного слуха.

— Это не D-dur! Уверяю вас, это C-dur! — сказал он.

— Я не музыкант... Но это доказывает только, что субъективные сближения

звука и цвета ошибочны! — нашелся профессор.

В то же время левой рукой он настраивал свой радиоприемник. Среди

фокстротов, забавлявших Европу, и выстукивания радиотелеграфа он вдруг

уловил русскую речь:

«...Уже на этом примере вы можете видеть, товарищи, как самые ценные

достижения науки извращаются на капиталистической почве. То, что могло

принести громадную пользу трудящимся, поднять их культурно, превращается в

орудие эксплуатации пролетариата... Изобретение русского профессора

Вагнера, столь странно исчезнувшего на гер...»

— Это крайне интересно! — громко сказал Брауде. — Поразительно! Я

страшно заинтересован! Надо поставить здесь рояль... Представьте картины,

превращенные в звуки... Быть может, мы услышим новые симфонии... Или

шумановский световой «Карнавал».

«...средство от сна, — продолжало радио, — вызвало страшную

безработицу... Бедствия рабочих не поддаются описанию...»

«А меня-то уверял Брауде...» — подумал Вагнер, и, не удержавшись, он

воскликнул:

— Какой обман!..

— Обман? В чем обман? — удивленно спросил Брауде.

— D-dur окрасить в розовый цвет! — раздраженно ответил Вагнер.

— Но ведь это субъективно!..

***

По роману АБ «Властелин мира». 1929:

Какое же время вставало перед взором Беляева при звуках имени Элеонора и ему подобных?

Вот Клименко и Элеонора Энгельбрект с балкона любуются ночным полярным небом:

«— Смотрите!

Я посмотрел на север. От горизонта поднимался бледный световой столб. Все выше, выше, до зенита. Из молочного столб превратился в бледно-голубой, потом в светло-зеленый. Верхушка столба начала розоветь, и вдруг от нее, как ветви от ствола дерева, потянулись во все стороны широкие отростки. А от горизонта поднималась завеса, переливающаяся необыкновенно нежными и прозрачными оттенками всех цветов радуги. Полярная ночь чаровала. На небе разыгрывалась безмолвная симфония красок. И цвета переливались, как звуки оркестра, то вдруг разгораясь в мощном аккорде, то нежно замирая в пианиссимо едва уловимых оттенков.

— Как прекрасен мир! — с некоторой грустью в голосе сказала Нора.

Я взял ее руку в меховой перчатке. <…> А небесный гимн северного сияния все разрастался, ширился, как могучий световой орган, холодный, беззвучный, прекрасный, чуждый всему, что волновало нас…»

***

«Симфония красок», «переливались, как звуки оркестра», «в мощном аккорде», «пианиссимо»… — здесь чувствуется рука музыкального рецензента. Но слова «световой орган» указывают не просто на музыку, а на совершенно конкретное музыкальное произведение — «Прометей (Поэму огня)» А. Н. Скрябина. Первое исполнение состоялось 15 марта 1911 года в Москве. Но уже в ноябре «Прометей» и Скрябин обретают страстного пропагандиста — выдающегося пианиста и дирижера Александра Зилоти. И в мае 1913 года, в рецензии на концерт Зилоти в Смоленске, Беляев обнаруживает прекрасную осведомленность о «светомузыке», а саму музыку Скрябина именует «музыкой будущего»[272].

ЗБС. АБ. 2013

***

Ефремов. Туманность Андромеды. Глава седьмая Симфония фа минор цветовой тональности 4,750 мю.

— Ты по-прежнему увлекаешься кибернетикой наследственности? — спросил Дар Ветер.

  — О, да! Тор меня увлёк ещё больше — он музыкант, как его отец. Он и его подруга… они мечтают работать в области, где музыка облегчает понимание развития живого организма, то есть над изучением симфонии его построения.

  — Ты говоришь как-то неопределённо, — нахмурился Дар Ветер.

  — Я ещё не могу, — смутился Дис. — Может быть, Тор скажет лучше.

  Другой юноша покраснел, но выдержал испытующий взгляд.

  — Дис хотел сказать о ритмах механизма наследственности, живой организм при развитии из материнской клетки надстраивается аккордами из молекул. Первичная парная спираль развёртывается в плане, аналогичном развитию музыкальной симфонии. Иными словами, программа, по которой идёт постройка организма из живых клеток, — музыкальна!

  — Так?.. — преувеличенно удивился Дар Ветер. — Но тогда и всю эволюцию живой и неживой материи вы сведёте к какой-то гигантской симфонии?

  — План и ритмика этой симфонии определены основными физическими законами. Надо лишь понять, как построена программа и откуда берётся информация этого музыкально-кибернетического[54] механизма, — с непобедимой уверенностью юности подтвердил Тор Ан.

  — Это чьё же?

  — Моего отца, Зига Зора. Он недавно обнародовал космическую тринадцатую симфонию фа минор в цветовой тональности 4,750 мю.

  — Обязательно послушаю её! Я люблю синий цвет…

***

«Уявіть собі, що ви прийшли до кінозалу подивитися нову симфонію»

Ілюстрації Флоріана Юр’єва до книги “Музыка света”...

Флоріан Юр’єв — людина-оркестр. Живописець, графік, архітектор, композитор, скрипаль, педагог, науковець, мистецтвознавець, громадський діяч. Але найбільш екзотичний напрямок діяльності Юр`єва, якому у 2019 році виповнюється 90 років, — спроба затвердити новий жанр мистецтва: музику світла. Мовляв, око — більш досконалий орган, ніж вухо. “Ми бачимо зірки, але до них космічні відстані, — коментує Флоріан. — А гуркіт реактивного літака не чутний і за двадцять кілометрів”.

Юр’єв народився і виріс у Сибіру; його батько-біолог перебував там на засланні і одружився з тунгускою: художницею і донькою шамана. У дитинстві Флоріан часто спостерігав полярні сяйва і магнітні бурі з вогняними стовпами: очевидно, це вплинуло на подальшу долю митця.

Навчаючись у Київському художньому інституті (нині НАОМА) за спеціальністю “графік”, Юр’єв почав перекладати на музику світла П’яту симфонію Бетховена. У 1961 році на замовлення журналу “Наука і життя” написав статтю “Музика світла”, яка вийшла у №1 за 1962 рік. Ось уривок з неї:

“Для того, щоб кольорова музика, як і звичайна музика, могла існувати без зображення явищ у їх зоровій конкретності, їй потрібні нові якості — насамперед мелодія кольору, тону, ритму, а також можливість безмежних композиційних поєднань цих мелодій у динамічному, художньому розвитку. Уявіть собі, що ви прийшли до кінозалу подивитися нову симфонію. Так, саме подивитися, тому що це симфонія не музична, а кольорова. І ось перед вами відкривається вікно у чудовий світ прекрасного. На екрані окремі кольорові акорди, які безперервно змінюють один одного в певному ритмічному порядку, зливаються в яскраву, виразну кольорову мелодію. Окремі мелодії, їх тональні і кольорові композиції, що розвиваються відповідно до художнього задуму автора, створюють надзвичайно багаті живописні картини. І перед глядачем виникають прекрасні образи: радісні і сумні, ліричні і героїчні, прості и складні, як саме життя!”

Стаття викликала скандал, адже саме напередодні перший секретар ЦК КПРС, Голова Ради Міністрів СРСР Микита Хрущов виступив проти “абстракционистов-педерастов”. Кольоромузичні картини Юр’єва були зняті з виставки молодих архітекторів-художників і спалені. Але Флоріан продовжував гнути свою лінію: створював кольоромузичні інструменти та фільми, влаштовував концерти музики світла.

У 1971 році видавництво “Музична Україна” випустила 160-сторінкову монографію Флоріана Юр’єва “Музыка света” (це була перша книга автора). Книга вийшла тиражем усього 1400 екземплярів, була заарештована і майже весь тираж потрапив “під ніж”. “Вцілілі тільки авторські екземпляри (20 штук) і ті, що були розіслані у бібліотеки в спецхрани”, — стверджує Флоріан Юр’єв.

Бібліотеці українського мистецтва вдалося знайти книгу “Музыка света” і відсканувати ілюстрації, які спеціально для неї створив Юр’єв. Ці картинки допомагають зрозуміти ідею про музику світла, але також є шедеврами української книжкової графіки. Уявіть собі, що вони створені 50 років тому!

http://uartlib.org/exclusive/uyavit-sobi-...

Текстові та ілюстративні матеріали і книги, розміщені на сайті “Бібліотека українського мистецтва”, можуть бути використані виключно при умові встановлення гіперпосилання на сайт Бібліотеки у виглядi uartlib.org.

Доповнення http://www.medved.kiev.ua/florian_yuryev/...

МУЗЫКА ЦВЕТА Для того, чтобы музыка цвета могла существовать подобно звуковой музыке без изо бра жения явлений в натуралистической конкретности, ей необходимы новые качества выразительности – прежде всего мелодии цвета, тона и ритма, а также возможность композиционных сочетаний цветовых мелодий и аккордов в динамическом художественном развитии. 1917 год. Отражая драматизм революционных событий, композитор А.Н. Скрябин ввёл в симфоническую поэму «Прометей» специальную цветовую партию. Идея сопровождения музыки цветовыми эффектами увлекала многих. Вспомним опыты А. Ремингтона, У. Диснея, К. Леонтьева и др. Чем же объясняется желание дополнить впечатление от музыки звука зрительными впечатлениями? Родством слуховых и зрительных ощущений? И в физике, и в физиологии такого родства нет. А вот в психологии восприятия действительности аналогии слуховых и зрительных впечатлений есть. И это всего лишь аналогичные впечатления, но не адекватные. Поэтому нет оснований считать музыкальную мелодию и полученную путём автоматического перевода «цветовую мелодию» адекватными по влиянию на эстетическое восприятие человека. Тем более нельзя считать такой перевод музыкой цвета. Психологическое родство гармонии звука и гармонии цвета утверждали Аристотель, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Н.А. Римский-Корсаков, В. Кандинский и многие другие философы и художники. Тем не менее, существование музыки цвета пока гипотетично. Почему? Полагаю потому, что никто и не думал о развитии музыки цвета как о самостоятельном выразительном искусстве. Автор этих строк поставил себе целью исследовать вопрос о характере воздействия на человека мелодии цвета, не зависимой от музыки звука. Известно, что изобразительное искусство в процессе развития накопило огромный арсенал выразительных средств и музыкальных возможностей. Эти возможности проявляются и в гармоническом единстве колоритов в живописи великих мастеров, и в игровой ритмической цветовой орнаментальности народного декоративного искусства, и в эмоциональном воздействии цветовых аккордов импрессионистической, экспрессивной и так называемой абстрактной живописи. Для того, чтобы музыка цвета могла существовать подобно обычной (звуковой) музыке без изображения явлений в натуралистической конкретности, ей необходимы новые качества выразительности – прежде всего мелодия цвета, тона и ритма, а также возможность композиционных сочетаний цветовых мелодий и аккордов в динамическом художественном развитии. Представьте себе, что вы пришли в кинозал посмотреть новую «симфонию». Да, именно посмотреть, потому что это «симфония» не звуковая, а цветовая. И вот перед вами открывается окно в обворожительный мир прекрасного. На экране отдельные цветовые аккорды, которые, непрерывно сменяя друг друга в определенном ритме, сливаются в яркую выразительную цветовую мелодию, а различные мелодии контрапунктом соединяются в единую гармоническую композицию, воплощающую настроения радостные и грустные, лирические и героические, простые и сложные, как сама жизнь. В чём же элементарные основы цветовой музыки? На рис.1 цветной вкладки (стр. 5) показан последовательный ряд из 16 спектральных цветов. Назовём его условно цветовой «гаммой». В цветовой гамме может быть до 180 цветов. Столько оттенков спектра различает нормальное зрение. Но для записи цветов это не очень удобно. Поэтому пока ограничимся 16 оттенками в данном цветоряде. Теперь, произвольно сгруппировав в аккорды несколько цветов, заметим, что не все сочетания гармоничны. Группы цветов, составляющие гармоническое единство, назовём аккордными модусами цветовой гармонии. Похожие по составу модусы могут отличаться колоритом. На рис. 3, например, один модус-аккорд тёплый радостный, а другой – холодный грустный. В отличие от традиционной живописи, в музыке цвета каждый цвет отдельно и в совокупных модусах получает новое качество – различное временное воздействие на зрителя. Систему цветов, 3 гармонически изменяющихся во времени в определённом ритмическом порядке, мы определяем как цветовую структуру мелодического характера. В процессе творчества для фиксации познавательных значений цветовой гармонии необходимо разработать простую и удобную систему записи цвета. Один из возможных способов записи показан на рис. 2, где любой цвет с его выразительными особенностями можно записать на обычных нотных линейках. Как видим, цветовые аккорды и фрагмент цветовой мелодии записаны с помощью значков, которые расшифровываются так: основные цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый) имеют каждый своё место на нотном стане. Цифры показывают степень насыщенности цвета, а графическое объединение знаков лигами показывает смешение цветов, что значительно обогащает палитру цветоряда. Записывая цветовые аккорды, нужно учитывать последовательность цветов в группе. Ритмическую структуру временной композиции можно обозначать знаками, заимствованными из звуковой нотной записи. Для записи архитектони ческой структуры целой цветовой композиции удобен кинематографический сценарий с потактовой раскадровкой. К сожалению, статью невозможно проиллюстрировать кинематикой цветовых мелодий. Необходим инструментарий. Без инструментов, воспроизводящих задуманные и записанные цветовые мелодии, невозможно развитие цветомузыкального исполнительства. Публичные демонстрации музыки цвета сегодня уже возможны технически и с помощью цвето излучающих инструментов, управляемых вручную, и в мультипликационной кинозаписи. Слово за художниками – композиторами цветомузыкальных произведений! Ф.И. Юрьев, 1961 г. Статья «МУЗЫКА ЦВЕТА» написана мною летом 1961 года по заказу украинского журнала «Наука і життя». В это время я уже работал над монографией «Музыка света», один из разделов которой посвящался проблемам самостоятельности музыки цвета. В качестве иллюстраций я предложил 16-ступенный цветоряд и камерный оркестр цветовоспроизводящих инструментов. (См. иллюстрации). Статья была переведена на украинский А.С.Полешко и опубликована в январском номере журнала 1962 года. В цветную вкладку журнала иллюстрация инструментов не попала. А жаль, потому что потом меня часто спрашивали: «А как будут выглядеть инструменты цветового ансамбля?». После скандального выступления Никиты Хрущёва против «абстракционистов-педерастов» эта моя статья привлекла внимание партийных искусствоведов и была объявлена ими крамольной апологией абстракционизма. Редактор журнала получил взбучку по партийной линии. А мои цветомузыкальные картины с выставки молодых архитекторов-художников были сняты – арестованы и по личному приказу первого секретаря ЦК Украины Подгорного сожжены. Вот так: не зная броду, не лезь в воду! Однако я эту пословицу забыл и продолжал нарываться: сделал несколько цветомузыкальных инструментов, отснял два цветомузыкальных фильма и, по просьбе интеллигентной общественности, устроил концертные показы музыки цвета. Как ни странно, общественность эти концерты восприняла с благожелательным интересом. Появились хвалебные статьи в украинских, советских и даже иностранных газетах (См. перечень публикаций. См. статьи). Что и привело к очередному краху моей цветомузыкальной деятельности. Выпущенная в 1971 году издательством «Музична Україна» моя монография «Музыка света» была арестована, и весь тираж попал под нож. Уцелели только авторские экземпляры (20 штук) и те, что были разосланы по библиотекам в спецхраны. В 1974 году я защитил кандидатскую диссертацию «Цветной текст», в которой предлагалась цветовая интерпретация черно-белого нотного текста, а в 1980-м учёный совет Львовского полиграфического института рекомендовал к защите мою докторскую диссертацию «Цветовая образность информации», в которой два раздела: «Музыкальная выразительность цветового образа» и «Слово о музыке цвета» посвящались проблемам музыки цвета. Обе диссертации опубликованы. (См. библиографию). Ф.И. Юрьев 4 5 ИНСТРУМЕНТЫ СВЕТО-ЦВЕТО-ОРКЕСТРА 6 ДИРИЖЕР ЦВЕТОВЫХ РАПСОДИЙ Мы возвращались в город вечером. Небо на западе пылало. Солнце склонялось, прячась за тучи, и они вспыхнули фонтаном цветов. Расплавленная синева утекла за горизонт оранжево-красным потоком. А потом солнце погрузилось в чёрно-зелёные вершины леса и погасло. Тогда над лесом воцарился пурпурный сумрак, в котором ещё долго дотлевали, как раскалённые, оранжевые облака. — Ты слышишь? – спросил меня спутник. Я ничего не слышал. Он удивлённо на меня посмотрел и спросил: — Ты что никогда не слышал, как звучат цвета. — Нет. Но знаю, что музыка может ассоциативно вызывать зрительные образы. И Флориан Юрьев увлечённо заговорил. Он весь как бы вспыхнул внутренним огнём, как та туча, которая подсветилась солнцем. Мой давний знакомый Флориан Юрьев, которого я знал как талантливого архитектора. Мне нравились его работы: ресторан «Метро» на Крещатике, жилой квартал № 14 в Дарнице, модерновый проект зданий на площади Дзержинского. И не только мне. Многим нравится его лёгкая колоритная архитектура, гармонично вписанная в городскую среду. Но Юрьев оказался ещё и «хворым» на цвет. Это одна из тех неизлечимых болезней, которые не имеют отношения к медицине и называются увлечением. Когда и где он «занедужал»? Оказывается, родился Юрьев на крайнем севере на берегу Лены. Он глядит куда-то далеко-далеко, и я слышу, но с трудом понимаю необыкновенные словообразования: «архитектура скал», «графика зимы», «живопись солнечных восходов и закатов», «симфонии красок северного сияния»… Алексей Петрович Жибинов, талантливый колорист, преподаватель Иркутского училища искусств, где учился Флориан, открыл своему студенту лично (и тайно, вопреки соцреалис тической программе) своё импрессионистическое видение колорита, его силу и смысл. Он открыл очи Флориана на эмоциональное значение цвета в живописи Рембрандта, Врубеля, Рериха и других колористов. В 1917 году, когда Россию охватило пламя революции, композитор Скрябин соединил в симфонии «Прометей» музыку с цветом. А Юрьев увлечён идеей, которая идёт ещё дальше – колоризм как самостоятельный вид искусства! Мы долго блуждали улицами вечернего города. На зданиях зажглись цветные рекламы, в небе появился золотой месяц, и чем выше он поднимался, тем холоднее становился его цвет, появились звёзды. — Ты видишь звёзды, – сказал Флориан, – до них космические расстояния. А грохот реактивного самолёта не слышен за двадцать километров. И началась лекция про физику и психофизиологию. Глаз более совершенный орган в интеллектуальном отношении, чем ухо. Он различает 180 цветов, десятки насыщенностей цвета и более шестисот яркостей каждого тона. В целом глаз передаёт мозгу более миллиона цветовых впечатлений. И главное – эти впечатления глубоко эмоциональны в психическом отношении и полны символических понятийных значений. Например, в стародавнем японском театре цвета символичны: белая маска актёра обозначает трагичность, зелёная – раздумье, красная – достоинство. Юрьев рассказал мне много интересного про способы творить цветовую музыку и в нашей стране, и за рубежом. Однако когда речь пошла о «цветовых инструментах рояле и флейте», я запротестовал. Для одного вечера это уже было слишком. Позже Юрьев пригласил меня к себе домой. И там я увидел, нет – почувствовал и осмыслил цвет. Трудно найти слова, описывающие его рабочий кабинет. Это нечто среднее между электротехнической мастерской, студией художника, кинолабораторией и хранилищем книжного фонда после генеральной инвентаризации. Внимание привлекал кинопроектор с коробками киноплёнки – фильм «Третья цветония» в работе. Стены кабинета увешаны картинами, гравюрами, эскизами кинокадров. Над столом продолговатый 7 матовый экран, на столе пульт управления с цветными клавишами. Такой вот «цветорояль». Флориан сел за «рояль» и прочел несколько стихотворений, аккомпанируя слову цветом. Не могу утверждать, что цветовая партия может существовать самостоятельно, но сильное эмоционально воздействие от этой игры цветов я ощутил реально. Возможно, я не всё понял. Но ведь пониманию музыки учатся долго и упорно. А пока что Юрьев находит применение цветовым композициям в архитектуре. Похоже на цветомузыкальное панно его оформление цветной плиткой вестибюля метро «Крещатик». Его новая работа – проект Института информации в Киеве. Это грандиозное здание со многими кабинетами и залами научно-технического назначения, ориентироваться в которых сложно. На помощь Юрьев создает систему цветовых обозначений, облегчающих ориентацию в пространстве. Это служебная роль цвета. Иную – эстетическую – нагрузку будет выполнять цветомузыкальное оформление главного зала института, в котором Юрьев планирует установить «цветовой орган» и широкоформатную кинопроекцию, где будут демонстрироваться цветомузыкальные произведения. — Человек должен воспринимать и развивать Музыку Цвета! – уверен Юрьев, талантливый архитектор, художник, композитор цветовых рапсодий. Виктор Шикан В переводе на украинский статья опубликована в газете «Радянська Україна» 13 сентября 1964 года Кадр из цветомузыкального фильма Ф. Юрьева «XX век» 1967 8 Первый беззвучный цветомузыкальный концерт Ф. Юрьева в Киеве 1965 СИМФОНІЯ КОЛЬОРІВ Вже багато років Ф.І. Юр’єв віддає свій вільний час… кольорам. Молодий художник вважає, що різноманітне сполучення яскравих барв, так звані кольорові гами, розташовані в певній послідовності та об’єднані єдиним стрімким ритмом, впливають на уявлення, почуття людини не менше, ніж музика чи художнє читання. Ті, хто вже дивився кольоромузичні поеми Ф. Юр’єва «Жар-птиця», «ХХ століття», назавжди запам’ятали це захопливе видовище. Сьогодні Флоріан Ілліч закінчив роботу над новим великим твором – «Марс». …В кімнаті гасне світло, спалахує екран, на якому ми бачимо постать диригента. Ось він змахує паличкою, і по полотну попливли, змінюючи одна одну, яскраві фарби різних сполучень і форм. У кольоровій поемі, що триває близько 30 хвилин, автор розповідає про мужність, незламність відкривачів нового, незвичайного. Перша частина – складна побудова кольорових композицій, насичених різнотонними барвами. Це період відкидання старого, боротьба з усім загниваючим. Раптом, коли екраном, здається, вже заволоділи м’які, теплі тони, немов провісник зла, з’явилася чорна фарба. Друга частина присвячена боротьбі кольорового і чорного, добра і зла. І нарешті, оптимізм переможців, який передають глядачам яскраві кольори, змінюючись у маршовій послідовності! — Свій твір, – сказав Флоріан Ілліч,– я присвятив нашим космонавтам. І не тільки першопрохідникам зоряних шляхів, а й ученим, лікарям, інженерам – усім, хто випереджає час. О. Шишов «Вечірній Київ». 6 січня I968 р. 9 Кадр из цветомузыкального фильма Ф. Юрьева «XX век» 1967 КОНЦЕРТ МУЗИКИ КОЛЬОРУ В КИЄВІ У газеті «Радянська Україна» від 30 грудня 1965 р. розміщено цікаву інформаційну статтю про незвичайний концерт, який відбувся під кінець грудня в залі видавництва «Техніка» у Києві. Цей концерт присутні не слухали, а бачили. Це був концерт мелодії кольору. «Затамувавши подих у повній тиші, – пише Я. Богород у згаданій статті, – глядачі дивились, як Флоріан Юр’єв виконував свої твори на спеціальних інструментах, що відтворювали не звуки, а певні сполучення кольорів. Усі любителі мистецтва побачили наочно цю гру кольорів, відчули, що таке гама, ритм. І той, хто був на концерті, переконався, що симфонію можна бачити. Колір справді співав у тихому залі. Його спів раз у раз переривався оплесками». На цьому першому такого роду зібранні любителів Ф. Юр’єв виконав концерт на двох кольоротворчих інструментах. Глядачі побачили також у кінозаписі поему «ХХ століття» і кольорову симфонію «Жар-птиця». Концерт прийняли прихильно й тепло. Цей концерт показав, що ми стоїмо на порозі нового виду мистецтва. Міхал Лесюв «Наше слово». Варшава, 30 січня I966 р. 10 ПЕРШИЙ КОНЦЕРТ Усім нетерпеливилося. Три чудернацькі, незвичайні екрани (з-поміж них один – круглий, другий прямокутний довгий, матові напівпрозорі); невеличке «піаніно», дe проти кожної клавіші яскравіє смуга певного кольору; незнайомі інструменти; кабелі, що тягнуться до… екранів; кіноапаратура – все посилює інтерес: «Чи скоро почнеться?» Далебі! Люди прийшли, щоб стати свідками незвичайної події: вперше в Радянському Союзі має відбутися публічний концерт кольорової музики світла. Не буде звуку, а лише – гра кольорів на екранах, фантастичні світлоритми, мелодії барв, кольорові пісні, симфонії, п’єси. Як це? Що це? Ніхто не знає, і тому всіх хвилює загадковість. Людей чимало, а кімната невеличка. І не дивно: ще немає театрів, спеціальних приміщень для подібних концертів, ще не виготовлено електронних екранів, концерт виконуватиметься за допомогою інст рументів, які сконструйовані самим винахідником у приміщенні видавництва «Техніка». Київський художник Флоріан Юр’єв ще в дитинстві, перебуваючи з батьком-біологом на далекій Півночі, спостерігав фантастичні видовиська: веселкові полярні сяйва і магнітні бурі з вогненними стовпами, червоними, зеленими та жовтими сувоями, що спадають з неба дивовижною грою кольорів, спостерігав строгі, але яскраві барви сибірської осені… Кольори заполонили хлопчика. Пізніше – який щасливий збіг обставин! – в Іркутському художньому училищі Флоріана навчав педагог Олексій Жибінов, що кохався у кольорах і надавав великого значення колоритові у творах образотворчого мистецтва. Чари кольорів вабили юнака, та лише на п’ятому курсі київського художнього інституту Флоріан почав перекладати на музику світла V симфонію Бетховена. І ось через одинадцять років після перших спроб, після напружених багаторічних творчих пошуків, самовідданої винахідницької роботи, коли довелося оволодіти світло- і кінотехнікою, створити ноти для кольорів, тощо, Флоріан Юр’єв викладає обґрунтовану, докладну теорію світломузики. Він говорить про музику світла як самостійний вид образотворчого мистецтва. Зупиняється на проблемах музики кольорів, світловиконання, нових ізодинамічних (виразово-динамічних) видах образотворчого мистецтва. Нарешті… гасне звичайне освітлення приміщення, і у темряві на двох екранах займаються, палахкотять, біжать дивовижні то «гарячі», то «холодні», то ніжно-весняні, то фантастично бурхливі гами кольорів. Хвилюючі світлоритми. Чарівні видіння. Казкові, незвичайні, досі не бачені тони. Флоріан Юр’єв за допомогою асистента виконує кольорову композицію для двох інструментів. Сферичний екран солює, довгий екран йому акомпанує, як своєрідний контрапункт, підсилює головний мотив твору – кольорову легенду чи баладу, в якій так гостро відчутне торжество прекрасного! Дивно, але при спогляданні світломузичного твору зовсім не відчуваєш відсутності звуку. Далі на звичайному кіноекрані демонструється записаний на кольорову кінострічку «Лівий Марш» В. Маяковського, і тут відкривається 11 зовсім невідома форма естетичного тлумачення поетичних творів! На відповідному кольоровому тлі виринають на весь екран слова, вирази, окремі склади, літери… Кожне з них має свій шрифт, форму й розмір, забарвлення, ритмічний перебіг, динаміку подачі – все це відповідає змістові, емоційному значенню слова. За абсолютної тиші відчувається виразне звучання слова. Так можна донести до глядача кожне поетове слово, глибше розкрити зміст поезії – яка це підмога для наших шкіл, вузів, популярних лекцій, літгуртків! Ще цікаво і вагомо були виконані «в кольорі» вірші Ліни Костенко «Вітраж» та Флоріана Юр’єва –«Роботи»… Але остаточно вразила глядачів монументальна світлосимфонія Юр’єва «Жар-птиця», яку Флоріан покадрово (!), як мультфільм, самостійно зняв на кінострічку. Концерт музики світла закінчився… Кожен відчув, що новий вид мистецтва має розширити і розкрити нові естетичні обрії людини, збагатити нашу культуру й пізнання… Перший концерт відбувся. А далі? Але про це вже розповість сам винахідник у статті та у книжці «Музика світла». Сергій Плачинда Стаття з ілюстраціями опублікована у журналі «Ранок» №3, 1966 року. Монографія «Музика світла» видана «Музичною Україною» у 1971 році Кадр из цветомузыкального фильма Ф. Юрьева «Жар-птица» 1967 12 ВОЛШЕБНЫЙ ТЕАТР Все здесь было необычным. Прежде всего – три экрана. Продолговатый, как транспарант, из белой прозрачной пластмассы, под которой угадывались какие-то устройства; сферический (из матового стекла), установленный на штативе, и третий – обычный киноэкран. Рядом – своеобразное «пианино»: белая клавиатура и против каждой клавиши – полоска определенного цвета. Клавиши – стоцветные ноты! Киноаппаратура… Необычна и аудитория: физики, химики, художники, музыканты, архитекторы, писатели, журналисты, издатели Киева. Все разговаривают шепотом, ожидают необыкновенного. Ведь в этом небольшом зале издательства «Техника» должен состояться первый в мире публичный концерт музыки света. Не будет звука, а будет игра цвета, ритм цвета, язык цвета. Многие из присутствующих знают: концерт является итогом одиннадцатилетнего самоотверженного изобретательского труда, упорных творческих поисков киевского художника, архитектора и композитора Флориана Юрьева. Не так давно талантливый изобретатель и художник выступил в «Лiтературній Укpaїнi» со статьей, в которой говорилось о музыке света как о самостоятельном виде изобразительного искусства. Интересная статья завершалась мечтой о будущих светоконцертах, светосимфониях. И вот мечта воплощается в жизнь. К теории присоединяется практика, хотя для этого Юрьеву понадобилось при содействии умельцев и доброжелателей Ю. Гапонова, А. Полешко, Н. Посметухина, О. Уманца и В. Стерлигова в совершенстве овладеть светои кинотехникой, сконструировать сложную аппаратуру. 3а инструментами исполнитель – Ф. Юрьев. У него под руками своеобразный пульт управления – клавиатура, от которой тянутся кабели к экранам. Гаснет свет. На продолговатом полицветном экране зажигаются, полыхают, струятся дивные то «горячие», то «холодные», то нежновесенние, то фантастичные, бурные гаммы цвета. Волнующие светоритмы. Волшебные видения. Сказочные тона, каких почти никогда не увидишь в жизни. Музыкант исполняет инструментальный дуэт, специально созданный Ф. Юрьевым и положенный на цветовые «ноты». Сольная партия отведена моноцвету (сферический экран). Партия полицвета на продолговатом экране – это своеобразный рефрен, усиливающий главный мотив произведения – цветовую легенду или пьесу, в которой так остро передаётся торжество прекрасного. Удивительно, но при восприятии светофантазии вовсе не чувствуешь отсутствия звука. А тем временем тишину нарушает лишь постукивание клавишей. Учитывая, что аудитория не знакома с новым видом искусства, Флориан Юрьев в перерыве между исполнением произведений подробно остановился на проблемах музыки цвета, светоисполнительства, новых изодинамических видах изобразительного искусства. Взволновали, поразили не только писателей, но и всех присутствующих изолитературные произведения… Исполняется записанный на цветовую киноленту «Левый марш» В. Маяковского, и тут зрители сразу поняли: Юрьев нашёл неизвестную до сих пор форму популяризации и эстетической цветовой фонетизации произведений литературы. На соответствующем световом фоне появляются на весь экран слова… выражения… отдельные слоги… буквы! Каждое из них имеет свой шрифт, форму и величину, окраску, ритмическую продолжительность, динамику подачи – и всё отвечает содержанию, эмоциональному значению слова, выражения и т. д., напоминая художественное чтение, где используется интонация, ударения. Это слово зримое, не слуховое (не звуковое) чтение текста, каждая буква или слово может «кричать», петь, либо струиться нежностью. При абсолютной тишине чувствуется звучание слова. Таким образом, изолитература может донести до зрителя каждое слово поэта, наилучшим образом раскрыть эмоциональное содержание поэзии. Но для такого исполнения, вероятно, нужны стихи, где взвешено, глубоко осмыслено каждое слово. 13 Весомо, волнующе была исполнена в «цвете» поэзия Лины Костенко «Витраж», специально написанные «изолитературные стихи» Ф. Юрьева «Нет» и «Роботы». Произвела глубокое впечатление на зрителей и его светосимфония «Жар-птица» – первое полицветовое произведение, в котором синтезируются все виды изодинамического изобразительного искусства. Волшебный сеанс изотеатра окончился. Первый концерт музыки цвета (напомним – без сопровождения музыки звука!) прошел с большим успехом. Вскоре Ф. Юрьев выступит с лекциями и концертами перед учёными Института Физики АН УССР и сотрудниками издательства «Молодь». Считаем, что недалёк тот час, когда появится и новый вид помещения для зрителей – изотеатр. Кстати, над проектом такого театра работает сейчас Ф. Юрьев (чертежи демонстри ровались на концерте-лекции). Новый вид искусства перешагнул, следовательно, порог своего существования. Он должен расширить и открыть новые эстетические горизонты человека, обогатить нашу культуру и познание. Его, этого волшебного новорождённого, нужно горячо приветствовать. Сергей Плачинда «Літературна Україна». I4 января I966 г. Перевод с украинского – А.С. Полешко Изолитературное стихотворение Ф. Юрьева – «Цветопись Гармония сфер» 14 ПРОЕКТ СВЕТОТЕАТРА А – главный цветовоспроизводящий экран – «светоорган» Б – фоновые цветовоспроизводящие устройства В – артистические Г – аппаратура автоматического управления Д – кинопроекционная Е – пульт сольного управления цветовоспроизводящими системами 15 Моё знакомство с Флорианом Юрьевым произошло не случайно. Три года назад наш блестящий скрипач и мой соученик по московской консерватории Анатолий Баженов попросил сделать запись на компакт-диск исполнение его квартета в актовом зале Института информации, который архитектор Юрьев задумал и осуществил как зал для лекций и музыки. Меня сразу поразила акустика этого зала. Звук в нём был естественным, инструменты звучали прекрасно, и я видел, с каким удовольствием играли музыканты! Одним из основных акустических параметров закрытого помещения является реверберация. Здесь это было в пределах 2,5 – З секунд. Кроме того, всё было отлично слышно из любой точки зала, и я нигде не заметил паразитных резонансов. И частотная характеристика не имела пиков отражения. Так в этом уникальном зале мы произвели гармоническую экспертизу и высоко оценили эстетику звука. Потом мы встретились с Флорианом Ильичём на записи его вокальных сочинений, которые исполнил Василий Манолов, великолепный оперный бас. Мы сделали несколько записей этой музыки, интересной как по полифоническому языку, так и по мелосу. Особенно хочу отметить полное соответствие настроения музыки смысловой сути текста. Оригинальные мелодии его отличаются мудрой простотой и ясностью, поэтому кажутся народными и легко запоминаются. Очень интересны композиторские находки в жанровых элементах и в драматичной лирике. Думается, что эти произведения должны стать репертуарными. Затем я узнал, что Флориан Ильич делает музыкальные инструменты, причем замечательные! Я присутствовал на концерте в Малом зале киевской консерватории им. П. И. Чайковского, где целые ансамбли музыкантов играли на его смычковых инструментах и давали им превосходную оценку. Мне особенно понравился звук его виолончели – мощный, мягкий и глубокий по тембру, он буквально завораживал весь зал. Вот такой разносторонне талантливый наш Флориан Ильич! Борис Архимович, музыкант-пианист, звукорежиссер, обладатель международной премии «Гремми», профессор международных мастер-классов .Концертный зал «Летающая тарелка» на Лыбедской в Киеве 16 Цветовой круг тональностей Ф. Юрьева .По аналогии с известной формулой «Архитектура – застывшая музыка» и деко ративно-выразительную «абстрактную» картину, основанную на гармонии цветовых отношений, принято считать музыкой. Но музыкой не застывшей, а живой и одухотворённой, подобной нотной рукописи. Пов торяю: подобной, но не аналогичной. Ведь партитура звуковой музыки для восприятия требует последовательного временного развития, а цветовая гармония картины действует по принципу «остановись мгновение», как мгновенное восприятие символического аккорда мироздания. Хотя и цветомузыкальную картину можно прочесть (отсканировать) как парти туру, тогда гармонический аккорд картины уже не статичен, а цветомелодически динамичен. Так-то! Прекрасная музыка издавна восхищала и вдохновляла художников на создание музыкально-выразительных картин. Родоначальниками-теоретиками этого жанра надо считать Аристотеля, Леонардо да Винчи и Ньютона. И вся история живописной культуры свидетельствует, что основы музыкальной цветовой гармонии были заложены в картинах колористов предметной живописи задолго до провозглашения абстракционистами «чистой музыки для глаз». Лично я не считаю чисто абстрактными картины, которые несут в себе образное цвето-гармоническое содержание, как не считаю абстрактными и непрограммные звукомузыкальные произведения. Создавая мои «музыкальные» картины, я вовсе не старался проиллюстрировать звукомузыкальное произведение, которое вдохновило меня на создание картины. Ибо в узком смысле прямой аналогии между слуховой и цветовой гармониями в действительности нет, но есть аналогия в широком смысле – ассоциативная художественно-образная. Лично для меня ассоциация – это безбрежное море, а аналогия – его берег, от которого я отплываю в сказочный мир цветовой гармонии. В этом смысле моя картина «Паруса времени» на музыку Баха – это ассоциация космичности музыки Баха, а картина «Русский мотив» на музыку Свиридова «Курские песни» – это ассоциация фольклорной волны. Ф.И. Юрьев

***

Про автора https://www.wikiwand.com/uk/%D0%AE%D1%80%...





517
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 апреля 2021 г. 18:39
АД!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2021 г. 19:11
«- Так выпьем же за кибернетику!»


⇑ Наверх