Киноооператор фильма Сергей Тарасович Бондарев.
— В 1975 окончил Белорусский государственный университет по специальности «История».
— В 1987 окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, Москва) по специальности «Кинооператор фильма». Магистрант Белорусской государственной академии искусств по специальности «Киноведение»
В Белорусской государственной академии искусств работает с 2019 года
Круг научных интересов – кинооператорское искусство подводных съёмок, история белорусского и мирового кинематографа. Преподаёт на I ступени образования дисциплины: «Операторское мастерство», «Фотокомпозицию» и др. Член РОО «Белорусский союз кинематографистов» (секция операторов)
— 1987 год – приз «За изобразительное решение» за фильм «Праздник» (Международный фестиваль «Молодость», Киев, УССР).
— 1989 год – победитель в номинации «Лучший фильм года» за фильм «Несрочная весна» (фестиваль «Белорусская весна-89», Минск, БССР).
— 1991 год – приз «За лучшее изобразительное решение» за фильм «Подводные странники» (Всемирный фестиваль художественного изображения подводного мира, г. Антиб, Франция).
— 1993 год – приз «За изобразительное решение» за фильм «Дочери звёзд» (фестиваль детских фильмов, Минск, Республика Беларусь).
— 2004 год – приз «Золотой меч» за лучшую операторскую работу в фильме «Неслужебное задание» (фестиваль военного кино, Москва, Россия)
Кинооператор-постановщик художественных телевизионных фильмов:
«Праздник» (реж. В.Толкачиков, 1987),
«Несрочная весна» (по мотивам произведений И.Бунина, реж. В.Толкачиков, 1987),
«Подводные странники» (реж. А.Филатов, С.Головецкий, 1991),
«Дочери звёзд» (реж. А.Пенкин, С.Бондарев, 1993) смотреть
«Хэппи энд» (реж. Т.Логинова, 1994),
«Варвар» (реж. Кр.Сивертс, США, 2001),
«Тайна Заборского омута» (реж. Е.Соколов, 2002), смотреть
«Тайна Голубой долины» (реж. Е.Соколов, 2003), смотреть
«Неслужебное задание» (по мотивам произведений А.Сербы, реж. В.Воробьёв, 2004), смотреть
«В плену времени» (реж. В.Афонин, 2006), смотреть
«Прорыв» (реж. В.Лукин, 2006), смотреть
«Настоящий Дед Мороз» (реж. В.Воробьёв, 2007),
«Без права на ошибку» (реж. Б.Щербаков, 2008),
«Наваждение» (реж. Р.Фрунтов, 2008), читать
«Талаш» (по мотивам повести Я.Коласа «Дрыгва», реж. С.Шульга, 2011),
смотреть:
1-я серия
2-я серия
3-я серия
4-я серия
«Первая любовь» (реж. А.Захаренков, И.Ромащенко, С.Волков, 2013) и др.
Оператор подводных съёмок:
«Дафнис и Хлоя» (реж. Ю.Кузьменко, 1993),
«Тёмные воды» («Dark Waters») (реж. М.Байно, Россия, Англия, Италия, 1993),
«Падение вверх» (реж. Е.Трофименко, 1998),
«Стая» (реж. Д.Зайцев, 2008),
«Полесские Робинзоны» (реж. С.Сычёв, 2013) и др.
Чем не сенсация? На «вод-
ном» фестивале во Франции,
при шестидесяти опытных конку-
рентах, кинематографисты из «су-
хопутной» Беларуси, да еще с пре-
мьерным фильмом, сумели войти
в девятку сильнейших. Не трудно
себе представить, как очарова-
тельная председатель междуна-
родного жюри — Рафаэлла Шил-
лер — на мелодичном итальянском
объявила: «Диплом жюри за луч-
шую «глубоководную» экраниза-
цию года (пластина с киноморским
сюжетом в футляре из синего бар-
хата) и звание лауреата Всемирно-
го фестиваля художественного
изображения подводного мира
присваивается кинематографистам
из Беларуси за игровую картину
«Подводные странники». Объявила
— и этим самым поставила наших
ребят в один ряд с обладателями
Гран-при «Серебряных» и «Бронзо-
вых ласт». Но это уже счастливый
результат. А начиналось все не так
красиво.
Проснувшись однажды хмурым
утром, Сергей Бондарев вдруг по-
нял: реализовать свои замыслы на
«Беларусьфильме» он не может, а
жить по-прежнему — сил больше
нет. После чего вовсе не последо-
вало обычного «жизнь не удапась».
Напротив. Он просто выпил,
вспомнил беззаботное детство,
Браславские озера, где днями
просиживал до посинения, и роди-
лась, по-моему, прекрасная идея:
вернуться в милую с детства вод-
ную стихию, но уже с подводной
камерой в руках.
Сергей БОНДАРЕВ: Сейчас в
пору кричать, ‘в колокол бить о
проблемах экологии. Помните
«славное» мичуринское «не ждите
милостей от природы. Взять их у
нее — наша задача»? Вот и брали,
брали, брали... И результат этого
лозунга налицо. Океан — наш пра-
родитель, коему мы обязаны жиз-
нью цивилизации, — по сути дела,
превращен в свалку. На дне его
захороняются радиоактивные от-
ходы, проводятся военные под-
водные испытания. В крови пинг-
винов находят дуст «ДДТ». А
скоро начнут срабатывать «разум-
ные шаги», сделанные во время
войны, когда затапливалось хими-
ческое оружие. Мы должны по-
нять: все идет по замкнутому
циклу и в конце концов зло вер-
нется к нам. Поэтому каждый, в
меру своих возможностей, дол-
жен что-то делать на своем мес-
те. Я — кинооператор. И я буду
снимать.
Поистине благородная идея. А
человек с благородной идеей ни-
когда не бывает одинок. Поэтому
вскоре собралась крепкая коман-
да экоромантиков, куда помимо
Сергея вошли два Александра —
Перевеслов и Горянец. А через
некоторое время под крышей Бе-
лорусского центра молодых кине-
матографистов уже закончились
съемки
романтико-приключенческо-
-фантастического фильма
по малоизвестной повести
Александра Беляева «Подводные
земледельцы». Фильм получился
добрый и красивый, с обилием
технически сложных подводных
съемок. В нем много искренней
наивности и такого знакомого
беляевского романтизма 30-х годов;
Возможно, не все в фильме у
лось, не все получилось. Наряду
с привлекательностью сюжета
приключенческой коллизией
картине есть очевидное желание
насытить работу подводными к
творческой группы нельзя не
нить. Им пришлось самим изготав-
ливать подводную атрибути’
ный фотоаппарат и фантас`
Но самоотверженно
_\ декорации, экзотические дере
—\ные ласты, воображаемый гл
_с ское подводное жилище.
—\валось все, чему мы науч
—\фика работы под водой со!
Сергей БОНДАРЕВ: «Подводные
странники» — это, по сути, выпу-
скная работа, в которую вкл:
Благодаря фильму, мы увидели
все свои ошибки, которых,
правде, хватало. Да это и по
все делалось впервые, ибо сп
иная и весь опыт «сухопутных»
сценаристов, актеров, режиссе
французском городе Антиб. И опыт
режиссёрско-
технических работников сводился
к нулю. Тут должно сформиро-
ваться своеобразное подводное
мышление у всех членов творче-
ской группы. Ибо под водой оди-
наково важна работа каждого из
них. Скажем, зву-
корежиссер, ко-
торый поставлен в
сложнейшие усло-
вия. Ведь подвод-
ный мир — мир
тонких и нежных
звуков. И все они
индивидуальны:
будь-то движу-
щаяся рыба, пе-
| рекатывающиеся
камни или дыха-
ние человека.
Или, к примеру,
актер. Под водой
даже мимика иная, иной жест.
Нужно не просто «бухнуться» в
воду, но еще и сыграть. В общем,
у нас под воду «ходят» все {даже
экономисты, чтобы правильнее
всех «обсчитать»), ибо человек не
может сказать правду об океане,
не побывав там.
Надо сказать, что фильм как
раз подоспел к крупнейшему
ежегодному фестивалю по под-
водному кино, проходящему во
французском городе Антиб. И ре-
бята, не особо рассчитывая на
удачу, решают: а почему бы и не
прокатиться на средиземномор-
ский курорт да не побаловать се-
бя общением с людьми близкими
и счастливыми в своем увлече-
нии? И весь этот порыв сказался
на их собственном «Москвиче»,
который, с присущей творческим
людям выдумкой, они украсили
рекламными надписями впере-
межку с фестивальными эмбле-
мами. И махнула эта украшенная
компания через всю Европу, удив-
ляя своей рекламой на колесах и
Польшу, и Германию, и Францию.
Сергей БОНДАРЕВ: Три тысячи
верст ехали без отдыха и сна. А
на дорогах указатели мелькают —
не какая-нибудь вам Ивановка, а
Париж, Канны, Монте-Карло...
Доехали до моря — и сразу
спать. Наутро просыпаемся, гля-
дим, а мы в центре Антиба, и
женщины в роскошных манто наш
чудо-”Москвич” рассматривают.
Так для нас начался фестиваль...
А на самом фестивале была чу-
десная, сердечная атмосфера. И
разноязыкость никому не мешала:
все понимали друг друга. У нас за-
вязались тесные контакты с кине-
матографистами Германии, Шри-
Ланки, США, Италии, которые уже
сегодня готовы работать вместе с
нами. Недаром Даниэль Мерсье,
организатор и президент фестива-
ля, утверждает: у всех подводни-
ков течет одна кровь — морская
вода. Для нас фестиваль стал не
столько смотром, сколько отлич-
ной школой, школой человеческих
взаимоотношений.
Вот так, нагрянув в Антиб на
фестиваль, наши ребята показали,
что и в нашей стране можно де-
лать подводное кино мирового
уровня. И кто знает, не больше ли
их «самопальная» инициатива сде-
лала для Беларуси, чем визит иной
государственной делегации. По-
учительный пример для всех нас,
не правда ли?
Ольга МАКСИМОВА.
В оформлении материала использованы
кадры из фильма «Подводные странники».
журнал «Крыніца» (Родник) Минск, №6/1993
*
Крым, Симеиз, студия «Акваполис», август 1991 г. На съемках фильма «Подводные странники» (БелОМК, режиссер-оператор Сергей Бондарев, постановка подводных съемок — Александр Пенкин)
Фото: Сергей Глущенко. Камера Nikonos V, объектив Nikkor 15 mm
Черное море, Крым, Симеиз.Август 1991 г.
Фотопробы к фильму «Подводные странники».
Черное море, Крым, Симеиз.Август 1991 г.
Фотопробы к фильму «Подводные странники» (БелОМК — 1991). Режиссер-оператор Сергей Бондарев.
Фото: С. Глущенко.
Симеиз 1991. На съемках фильма «Подводные странники» БЕЛОМК (приз Антибского фестиваля 1992 г.).
— с Юрием Глущенко и Сергеем Глущенко
Antibes — 1992 со съемочной группой фильма «Подводные странники» (БелОМК)
Первый справа — Сергей Глущенко, второй справа — Сергей Бондарев.
*
Ранее https://fantlab.ru/blogarticle65572
https://fantlab.ru/blogarticle65274