Политкорректно-безопасный Бонд в черном
Один из текстов, наследующих традиции «Магии Inc» Хайнлайна. Волшебство рационализировано, введено в рамки — как технологические, так и социальные. Есть организации, которые им занимаются уже не первый десяток и не первую сотню лет. Контролируют. Чтобы горшочек не варил — в том смысле, чтобы из параллельных вселенных не призывали слишком уж нехороших существ. Кого надо — немножечко стреляют и немножечко вешают, просто эпоха на дворе не самая суровая, потому можно пригласить к себе. Остальных — дезориентируют и разводят в тумане. Обходится без прямого стирания памяти и черных очков, действуют скорее бытовыми методами, в стиле МНВ Азимова.
«К себе» — это в спецслужбу британскую.
Соответственно герой — по мере развития сюжета становится из рядового, скорее кабинетного чем полевого агента, — вполне серьезным спасителем человечества и, конечно, своей невесты. Протагонист вылеплен достаточно искусно, в самоощущения и колебания его, равно как и в решительные поступки — вполне веришь.
Сам сюжет, как уж на сковородке, крутится в двух противоречиях:
— всё скучно, казенно, неторопливо (чему учат всех новичков) -/- но внезапно все висит на волоске и мир спасает едва ли не случай;
— всё упорядочено и задокументировано по самое не могу (почти идеальный орднунг) -/- в отделах процветает борьба за власть, ведется она мистическими средствами, о которых ничего не знает остальной мир, потому в любой момент благостная картинка «Прачечной» может смениться толпами зомби.
Динамики в тексте хватает и читать его не скучно.
Есть книги, которым вторичность идет на пользу, и есть книги, которым она откровенно мешает. Все зависит от того, насколько у автора получилось найти новую грань старых образов. Здесь Стросс сделал ставку на сочетание программирования, хакерства и мистики. Если все вертится вокруг имен, знаков и формул призыва, то компьютеры позволяют очень многое... Герой приходит в контору как раз из среды компьютерно продвинутых людей, у которых все хорошо с логикой. И его профессиональная компетентность хорошо ложится на специфику работы: ему не нужно объяснять последствия от вроде бы незначительных разработок в чьих-то офисах. Абстракция может пожрать мир. При этом система заклятий уже неплохо компьютеризирована, и прямо с мобильного телефона, нажав иконку, можно устроить неприятности явившемуся демону. Так же неплохо показана историчность цифромагии — когда герой проходит в трофейные архивы Аненербе, то видит одну из линий рождения компьютера во Вторую мировую (тут привет как Нилу Стивенсону с «Криптономиконом», так и Лазарчуку с «Посмотри в глаза чудовищ»).
Для романа в целом подходят прямые аналогии со «Страной вечного лета» Райяниеми, да и сам автор в послесловии прямо указывает на весьма похожую книгу, которую специально не читал до окончания работы над текстом. Я бы сказал, что занимательно видеть, как традиция ретрофутуризма в кибернетических романах — когда автор пишет про ИИ, потому чуть отматывает ситуацию в прошлое и всё густо посыпает мистикой — создается руками тех же людей, что пишут и вполне футурологические тексты («Аччелерандо» Стросса — добротная футурология).
Но целиком эти образы книгу на себе не вытягивают. В этом смысле последняя часть — где начинаются внутренние разборки в коллективе — выглядит не пришей кобыле хвост историей, написанной исключительно для листажа и введения еще одной героини.
Плюс несколько деталей, вставленных явно под веянием времени. Начало нулевых — мода на мультитулы, сложные подобия швейцарских ножей. Конечно, не скажешь, что мир спасли герой и его верный мультитул, но явный оттенок рекламы в сочетании с традицией (у персонажа должен быть эксклюзивный инструмент, который дает +10 к решению проблем) — присутствует. По той же категории проходят соседи протагониста по коттеджу — пара гомосексуалистов. Ну и арабские террористы, куда же без них (универсальные внешние враги далеко не первого класса, которые нужны для развития сюжета. Играют такую же роль, как ливийцы из фильма «Назад в будущее»).
Итого. Крепкий коммерческий роман сильного автора. Не гениально, не на 100% оригинально — но бодро и местами захватывающе. Техномагия присутствует.
П.С. Обложка — хороша!
П.П.С. Страница романа на сайте https://fantlab.ru/edition285697