Социальное неравенство


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «holodny_writer» > Социальное неравенство — ошибка или необходимость?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Социальное неравенство — ошибка или необходимость?

Статья написана 23 января 2021 г. 22:12



Энштейн умер, встретился с Богом. Согласился принять любой приговор за жизнь на земле, но с оговоркой — если Бог покажет, как Мир устроен на самом деле. Бог провёл учёного в кабинет, усадил за чертежи и вышел. Позже Эншейтн выскочил с бумагами и сказал:

— Боже, я всё понимаю. Замысел твой сложен и велик. Структура Вселенной отточена до мельчайшего винтика, каждый из элементов дополняет друг друга. Но вот здесь, в первом чертеже, — не та фигура. Это же корень всего! В нём — просчет.

Бог, неловко почесав голову, виновато улыбнулся:

— Ну, извини. Ошибся.


Изучая жанровый кинематограф, я старался обходить фильмы, где корнем сюжета выступают социальные проблемы. Дело в моих принципах. Вопросы типы расизма, гендерного/социального неравенства воспринимаются мной не как общественная заданность, а как личностная данность, которую каждый из нас способен изменить. Важно лишь играть на рычажках той системы, где мы находимся — тогда она откроет перед нами свои блага. Хотя, в качестве справедливости, и отберет то, что у нас есть по умолчанию. Наверное, это принято называть способом приживания. Но, если посмотреть шире, здесь легко просматривается закон «неравной справедливости». Вопрос лишь в альтернативе: может ли социальная справедливость быть равной?

Об этом нам рассказывает сериал «Сквозь снег», вопрос неравенства в котором — основной. Интересно, что в картине неравенство подано не как приговор, а как вопрос, нуждающийся в разрешении, но прежде – в точной формулировке, которая невозможна без исчерпывающей интерпретации. Интерпретация состояния, в коем пребывает наше общество – это, наверное, наиболее ёмкая характеристика сериала. Потому как раскрывается неравенство именно в рамках озвученной формулы и, насколько видно из режиссёрского замысла, это неравенство – не заданность, а данность, которая не делит героев на хороших и плохих, но даёт им возможности. И показывает, что благодаря способности приживаться в социальных группах возможности можно как получить, так и потерять.

Причина — в социальной системе. На Поезде «Сквозь снег» её структура показана оригинально. Мы не видим привычной вертикали с категориями «выше» и «ниже». На первый взгляд, это отражает знакомую нам модель общества. Согласно ней, чтобы попасть в привеллигированный класс, нужно «вырасти». Вроде бы, так и есть. Но всё сложнее. Вертикаль – это условность, существующая в нашем воображении. И оторванность классов друг от друга – такой же миф. Поезд «Сквозь снег» это доказывает, предлагая другую форму общества. В ней работает только один принцип: нищие живут в вагонах Хвоста, а богатые ближе к Локомотиву. Чтобы первым добраться до вторых, достаточно сделать усилие, пройти дальше — тогда уровень жизни на порядок улучшится. Как видим, вертикаль здесь заменена горизонталью. А это в корне меняет дело, потому что оба враждующих класса оказываются в одной плоскости.

Из-за чего, они не могут не соприкасаться. На пересечении классов построен конфликт сериала. Главный герой – пассажир Хвоста, лидер своего сословия, которое намерено путём революции отобрать блага у первого класса. Также лидер хвостовцев — бывший коп, человек с принципами, но без хладнокровия и жёсткой руки. Его решительность в отстаивании прав терпит испытания, ибо он нужен не только родному вагону, но и всему Поезду. Особенно вражескому 1-му классу, в стане которого произошло убийство. Конечно, чтобы раскрыть преступление, находят единственного специалиста. Но, по иронии судьбы, он – революционер.

Как видим, бывший представитель власти нанят восстановить справедливость силами, которые воплощают несправедливость в новом обществе. Учитывая узнаваемость такой ситуации, возникает резонный вопрос: «настолько общество Поезда отличается от нашего?» Ведь и в нашей, не утопической, модели заложен Порок, когда одна сила договаривается с другой в обход решения большинства. Вроде бы, это тоже несправедливость. Но и здесь всё не так просто. При частном договоре сила под названием «общество» уступает «личности», которая встаёт во главу угла, так как благодаря своей компетентной «услуге» получает привилегию занять место выше, в обход существующих общественных рамок. Конкретно, это социальный лифт, открывшийся через договор с идейным врагом благодаря убийству-пороку, что был в этом обществе создан. Можно считать такую ситуацию обратной стороной «несправедливости». Светлой вспышкой на Чёрном солнце. Но ведь и мы находимся в такой же «грязной» системе. Больше того, каждым вдоль и поперёк освоены её частные выгоды. Признайтесь, согласны ли вы лишиться частных выгод, если система развалится из-за революции?

Те, кто хотел, абстрагировались от «гнилой» системы и, вместе с тем, от Общества. Чтобы не быть запятнанным его пороками, «отшельники» нашли себя в чистой на вид социальной группе. Конкретно, в числе верующих, чья система ценностей, на первый взгляд, по-настоящему справедлива. Составу же Поезда она кажется вечной — таким себе оплотом Традиции. Если в реальном обществе оплотом Традиции кажутся клирики, «пекущиеся о душах», то в «Сквозь снег» это обслуживающий персонал, заботящийся о комфорте уцелевших.

Схожесть двух социальных групп наглядно раскрывается в единственной детали – незримом символе Локомотива, которым проводники осеняют себя в знак причастности к делу выжившего Общества. Казалось бы, их вера в идею помогать уцелевшим крепка. Но вера в свое дело отличается от веры в чистоту своей группы, стоящей якобы вне вагонов-сословий. Последняя охраняется лишь до тех пор, пока при углублении в неё не понимаешь, что жизнь «человека вне категорий» зависит от общественного Порока. Признать это страшно, особенно когда ты – член группы с самой чистой репутацией. Но шок от понимания приходит медленно. Словно давая максимально осознать, что ты – часть системы. Разочарование, ужас и чувство зависимости от врагов за стенкой посещают многих – особенно проводницу, узнавшую суть Того, Кто руководит Поездом.

Он же выступает в роли Главного Инженера. Человек, сконструировавший поезд, не появляется и, в то же время, находится у всех на виду. Отмечу, что речь сейчас не о технологиях, поддерживающих связь с пассажирами. Дело в типаже Создателя. На первый взгляд, главным, что должно интересовать нас, живущих в обществе, с коего была списана модель жизни Поезда, это вопрос «почему Главный Инженер, создав Ковчег-на-колесах, допустил в нём социальную несправедливость?» Всё становится понятно, когда мы видим кадр с человеком-Создателем и его дочерью, которую он оставляет «за бортом», чтобы успеть на отправку. Ибо у него есть ответственность перед массой пассажиров, нуждающихся в спасении. Такая жертва собственным ребёнком – явное пренебрежение личной ролью родителя ради блага общества. По сути, человеческий инстинкт подчиняется социальной необходимости. Причём, не из-за страха перед обществом, а добровольно – осознанно.

Это отличает Инженера от людей, находящихся на его Ковчеге. Делает его иным, не зависящим от привычных рамок и, в частности, от рамок справедливости. Статус Инженера, как личности, стоящей вне привычных критериев, подтверждён системой, в которой он раскрывает себя. Так как структура общества в Поезде горизонтальна, Творец не может быть выше или ниже своих пассажиров. Но, будучи вне сословий, он находится одновременно в каждом из них. Здесь кроется важная характеристика Инженера. Для социума в Ковчеге он является Богом, но не Господом. Что приближает Инженера к иудейской трактовке Создателя как Высшего Существа, сотворившего группу/этнос людей — но не Господина, этой группой повелевающего.

Такая трактовка Бога-Инженера напоминает и христианскую мифологию, где Бог даёт свободу воли пастве, взамен требуя от неё смирения при встрече с последствиями своих же неверных, принятых свободно, решений. То есть, не приказывает вести себя так-то, но просит. Такая же роль у Творца Поезда. Не будучи Выше пассажиров по статусу, он находится вокруг и рядом со всеми в качестве прислуги. При этом, действует тайно, поддерживая в массах идею, что управляющий Ковчегом разум выше общества в нём.

Эта же роль соответствует и масонскому образу Бога как Великого Архитектора. Контролируя общество в вагонах, он делает это не под видом Закона как Власти, диктующей свои условия пассажирам. Наоборот, Бог Ковчега на поезде – это физический закон и разумная сила, которая ни во что не вмешивается, но всё обуславливает. Так что, «несправедливый» Создатель Ковчега или, согласно масонской традиции, Великий Архитектор– сложная личность. Радует, что при просмотре она раскрывается, обнажая человеческие черты. В частности, свои слабости, которых у Инженера хватает. Потому как на Он – женщина (это раскрывается в первой же серии).

Нужно отметить, сценаристы грамотно подали такой феминистический посыл. Если гендерная принадлежность в современном кинематографе – это, как правило, дань времени, то в «Сквозь снег» она — интересное переосмысление привычного нам образа Творца. По сути, смещение акцента в изображении того, что нам привычно.

Показать по-новому – один из приёмов, обеспечивающих картине успех. Но следует признать, что режиссёры воспользовались этим аккуратно, остановившись там, где нужно. Конкретно, не изменив постановку вопроса. Благодаря чему «Сквозь снег» интерпретирует проблему расслоения общества, не расставляя новых акцентов. Но очень точно обнажает то, что есть, без приукрашиваний и сгущения красок. Например, если в любой антиутопии началом всего оказываются войны между государствами, обществами и классами, в корне поменявшие мир, то в сериале роковые события не поставлены во главу угла — изменились лишь обстоятельства, обуславливающие сохранившийся конфликт. Последний же таков, каким был до Катастрофы и такой, каким является сейчас.

Так что, «Сквозь снег» — не антиутопия. Но интерпретация существующего порядка с обнажением социальных законов, на первый взгляд сокрытых от наших глаз. Сокрытых намеренно Творцом Поезда, в котором живёт оставшийся цивилизованный мир. Вопрос, для чего сокрыты. Вероятно для того, чтобы мы не видели, насколько сложно и, особенно, хрупко человеческое общество. Любая мелочь может нарушить механизм и вывезти его из строя. Тем более — революция со сломом классов. При таком раскладе, есть ли смысл что-то менять?

Я уверен, что на перечисленные вопросы вы сами дали себе ответ еще по ходу прочтения. «Кем?», «Для чего?» — это всё вторично. Важно знать, «почему?» Почему в тонко устроенной, хрупкой, системе так много несправедливости и недочётов? Почему низший класс должен терпеть? Может быть, потому, что по-другому нельзя? И существующая система – компромисс, уступка. Следствие ошибок, проделанных Человеком-Создателем Поезда ранее. В таком случае мы – не первые пассажиры, и «несправедливый» поезд – не клетка, а необходимость.





1111
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 10:21
Хотя сериал глубоко посредственный — он именно любопытен вышеуказанным. То есть не как сериал, а как некая концепция. Более того — южнокорейская манхва — она о своем. Полнометражный фильм — о своем...
А сериал — некое отражение.
Один сильно немолодой режиссер сказал мне, что истинно сочувствуешь в любой постановке только СВОЕМУ. То есть БЕЛЫЙ мальчик героем для себя будет считать Бэтмэна и Железного Человека. А на сильных женщин вроде «ведра помоев» «Хычны птахи» искренне плевать. Черный — само собой, сходит три раза на «Черную Пантеру». В Смертельном оружии нам милее Мел Гибсон, а в «Людях в черном» — Томми Ли Джонс (а черным парням — Уилл Смит).
В сериале не сочувствуешь никому!!! Главный герой отвратителен. Остальные — не лучше.
Да — почему-то возникает желание, чтобы тварей из последних вагонов всех перебили. Но изредка. Ибо все хороши.
А еще сериал любопытно отражает именно Америку. Где те же Фримэн и Уилл Смит (ну и всякие обамы) не только успешны, но и чернокожи. А героем становится подонок, наркоман и преступник Флойд! Из хвоста! Причем справедливо из ХВОСТА!
И всякий там Бог и Творец в одну секунду становится тем, кем он и является — выдумкой человека. Который приколотил его там, где ему выгодно и использует так, как ему выгодно.
И еще — низший класс не должен терпеть. Когда умные американские профсоюзы договорились с умными американскими капиталистами — с учетом опыта СССР!!! — у шахтеров, нефтяников, металлургов, водителей тяжелых грузовиков — очень мощные зарплаты, льготы, медицинские страховки. А ведь это «низший класс» — именно работяги.
«Флойды» — не класс и не народ. Они не работают (а многие и не собираются). Компромисс давно есть — но между работающими людьми и высшим классом.
Кстати, хорошие шахтеры — ценность, а быдло (типа средний класс) управленцев и офисных работников — как раз расходник.
«Несправедливый» поезд — фикция. В нем тоже есть «шахтеры» и «флойды». Нам предлагают посочувствовать «флойдам»? Или как?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 11:33
Правильно. Американские паразитические классы, которые при нормальной экономике абсолютно не нужны, боялись опыта СССР до поросячьего визга, поэтому были вынуждены идти на уступки рабочим профсоюзам, повысив их зарплатный уровень и соц.защищённость, и тем отсрочили своё неизбежное уничтожение.
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 19:09
Нормальная экономика — это какая? Плановая директивная?
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 16:01
У вас интересное видение. О конструктивности советского опыта спорить не буду: он действительно оправдал себя. Но нивелировать ценность конкретного класса из-за того, что он находится где-то посередине — то же самое, что презрительно относиться к бедному классу потому, что он «снизу». Получается, есть два класса, которые полезны обществу: высший и рабочий, а управленцы не нужны? Странная логика. Вы жили при СССР и должны знать, что союзная классовая система оправдала себя именно благодаря крепкому классу управленцев. И ещё: как будем делить нынешние классы: по имуществу (нищий/богатый) или по роду деятельности (работяга-управленец-работодатель)? Пожалуйста, разберитесь в системе оценки — тогда разговор будет интересным. С остальным согласен.
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 18:47

цитата holodny_writer

О конструктивности советского опыта спорить не буду: он действительно оправдал себя.
Чем же?

Что так жить нельзя? :-)
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 19:19
Тем, что его модель для общества очень жизнеспособна, если не доводить ее до абсурда. Заранее отмечу важную деталь: я считаю, что СССР не распался органично, а был разрушен целенаправленными санкциями. То есть, так жить было можно. Но утверждать свое мнение на этот счёт не буду, так как при Союзе я не жил и могу ошибаться. Любопытно бы увидеть современную статистику того, как нынешние соц. классы воспринимают СССР.
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 19:34

цитата holodny_writer

СССР не распался органично, а был разрушен целенаправленными санкциями
Главная причина распада СССР — тогдашние советские элиты не желали больше в СССР жить...

А устроить им советский Тяньаньмэнь оказалось некому...
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 21:54

цитата lena_m

Главная причина распада СССР — тогдашние советские элиты не желали больше в СССР жить...

Что происходит и сейчас в странах бывшего СССР. «Элиты» стран распавшегося Союза тоже не хотят жить в своих государствах. Так что, как видим, дело не в системе, а в людях, которые с ней отождествляются.
Не думал, что буду оправдывать модель «совка». Но в контексте вопроса, поднятого читателем, это интересно. Спасибо за контраргументы!
 


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 22:48
Верно. В СССР.
Вот только в поезде УПРАВЛЕНЦЫ — это высший класс. Ибо работодателей — единицы.
А «работяги» — это и учителя, и полиция, и механики... Над ними управленцы.
Средний класс сейчас — куча офисных менеджеров. Которые в поезде не нужны.


Ссылка на сообщение24 января 2021 г. 22:53
А теперь отдельно.
Никакого шлака, который показан в этой фальшивке в поезде НЕ БУДЕТ. Ибо сериал показывает современный мусор, шлак и отстой Америки.
В реальном поезде «работяги» будут хорошо питаться и жить очень даже неплохо. Ибо это будут люди нужных профессий и их семьи (небольшое размножение тоже надо).
А шлак перебьют сами «работяги» и охрана — абсолютно безжалостно.
Шахтеры и водители штрейкбрехеров до смерти забивают. А такую шваль, как «мы прорвались» забью даже не поперхнувшись. Ибо в «хвосте» будут их семьи. Революции не будет. Грязи и нищеты — тоже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2021 г. 00:11
Мне остаётся лишь пожелать удачи вам и вашему взгляду на мир!
 


Ссылка на сообщение26 января 2021 г. 19:49
Это вы Америке и их реалиям советуете?
Мы там вроде не живем...
Мой взгляд на мир — мужик в Сибири выходит из избы и говорит жене — глянь, Маш, а туристы до сих пор по нашему БАМу катаются.
А она в ответ — ты позвони бригадиру, а то после этих долбодятлов с их скоростями, вы вечно рельсы правите.
А и в самом деле — кто за дорогой следит, когда это корыто по шарику рассекает?
Короче — сериал кончится боевой ничьей — все вылетят в сугроб.
Вот это мой взгляд на «ихний» сериал — изначально фальшивый.
Что касается американских рабочих и штрейкбрехеров...
А так — интереснее Прашкевича почитать.


Ссылка на сообщение25 января 2021 г. 19:56
«Вопросы типы расизма, гендерного/социального неравенства воспринимаются мной не как общественная заданность, а как личностная данность а как личностная данность, которую каждый из нас способен изменить....»
К сожалению это верно далеко не всегда. Что мог бы изменить в своём положении, скажем раб древнего Рима? Или негр-раб на американских плантациях прошлого? Разве что сбежать
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2021 г. 21:08
Во-первых, речь идёт о наших днях. Во вторых — именно так, сбежать.
 


Ссылка на сообщение25 января 2021 г. 21:21
Даже в наши дни это верно далеко невезде. Да и сбежать было не так просто: беглых крепостных отлавливали. Ну, хорошо, если ты одиночка, а если у тебя жена и дети? Бросить их?
Да и даже сейчас, скрыться в эпоху миникамер становится сложновато, а дальше будет ещё хуже.
 


Ссылка на сообщение25 января 2021 г. 22:53
Верно, соглашусь. Было бы желание.


⇑ Наверх