Италия, Франция, 1962, 83 мин.
Реж. Марсель Блюваль
В ролях Робер Оссейн, Леа Массари, Робер Дальбан, Морис Биро, Маг-Авриль, Андре Баден, Этьенн Бьерри, Паскаль Бруйар, Клод Ферна, Поль Ге, Морис Гаррель, Жорж Жере
Драма Нуар
Оценка 7,2 (36) Моя оценка 7,5 (очень хорошо)
Другие названия «Смерть едет в лифте» (Австрия, Дания, Италия), «Лифт смерти» (Бразилия), «Убийство в рождественскую ночь» (Финляндия)
Производство Galatea Film, Marianne Productions, Société Nouvelle des Établissements Gaumont (SNEG)
Экранизация романа Фредерика Дара (на немецком роман называется «Птица в серебряной клетке»).
Рождество. Робер Эрбин только что вышел из тюрьмы и приехал в родной город. Мать умерла несколько лет назад, и он совершенно никому не нужен.
Одинокий мужчина идет в ресторан. За соседним столиком оказывается женщина с очень печальной девочкой. Затем Робер увязался за этой женщиной в кино.
Встреча двух одиноких людей в веселый праздник вовлекла Эрбина в крупные неприятности и привела к провалу практически идеального преступления.
Актерский состав. Режиссер и автор сценария Марсель Блюваль («Цепная реакция», «Отверженные», «Моцарт»). В СССР он числился в прогрессивных, поскольку был членом компартии Франции.
В фильме снялись звезды и известные актеры Робер Оссейн (Робер Эрбен), Леа Массари (Марта Драве), Морис Биро (Адольф Ферри)(«Глаз монокля», «Такси до Тобрука», «Цыган»), Робер Дальбан (инспектор), Анри Атталь (зритель в кинотеатре) (трилогия «Фантомас»), Доминик Зарди (эпизод).
Почему стоит смотреть (плюсы). Мощный минималистичный и очень грустный нуар.
Хорошие актерские работы, минимум мест действия. Напряженная атмосфера. Довольно скупой изобразительный ряд.
Оссейн отлично сыграл человека, который оказался загнанным в ловушку. Грузовой лифт фабрики едва не станет для него «лифтом на эшафот». Массари и Биро также отлично играют. Неожиданная книга Фредерика Дара (он у меня ассоциируется прежде всего с Сан-Антонио, а тут совсем другое. Хотя, как и Сименон, он часто обходился без своего любимого героя, и выпустил без него около 100 романов). Такие истории ассоциируются у меня с американскими романами, прежде всего с Дэем Кином, а не с французским детективом.
Почему смотреть не стоит (минусы).Фильм действительно минималистический и с большим вниманием к деталям (разгадка практически идеально задуманного преступления в одной малюсенькой и дешевой детальке).
Мне показался не очевидным выбор Леа Массари на выбор роковой женщины.
Итог. Стильный нуар с замечательными актерами и почти удавшимся идеальным преступлением.
Можно сказать, подзабытая жемчужина нуара.