Роман Арбитман
7 декабря, 12:38 ·
Человек-амфибия, дитя двух стихий, был не первым таким персонажем в русской литературе. Первым был былинный герой, бизнесмен Садко, который ухитрялся дышать и под водой, и на суше. В «Руслане и Людмиле» Пушкин мимоходом упомянул о 30 подводных витязях (возглавляемых дядькой), которые выходили из воды на рассвете. В «Сказке о царе Салтане» дядька обрел имя (Черномор), а витязей стало уже 33. Кстати, именно подводные стражи из «Сказки о царе Салтане» ближе всего к беляевскому Ихтиандру. В финале «Человека-амфибии» герой теряет способности жить в двух средах, переселяясь в воду. Пушкинские богатыри, полулюди-полурыбы («в чешуе, как жар, горя»), не могут находиться на поверхности слишком долго («Тяжек воздух нам земли»). Конечно, Гвидон как человек любознательный должен был заинтересоваться феноменом богатырей-амфибий. Однако в его жизни было уже столько чудес, что на все просто не хватило времени...
Галя Кац
Только сейчас осознала, что «в чешуе» — это в рыбьей чешуе. В детстве всегда представляла, что это метафора кольчуги. Из-за иллюстраций, видимо.
· Ответить · 1 д.
Иннокентий Бжелянский
О том же подумал недавно в рыбной лавке.
· Ответить · 1 д.
Галя Кац
Что говорит о том, что на ребенка картинка действует больше,чем слово.
· Ответить · 1 д.
Мария Елифёрова
Галя Кац не метафора ни разу. Есть такой тип доспеха — чешуйчатый, или ламиллярный. Это не кольчуга, он правда из чешуек. У Пушкина изумительно то, что неясно, надета эта чешуя на богатырей или она на них растёт.
· Ответить · 1 д.
Галя Кац
А еще Русалочка андерсеновская, не диснеевская, девочка- амфибия. Она, наверное, ближе к Ихтиандру.
· Ответить · 1 д.
Михаил Расовский
«Тридцать три богатыря порешили, что зазря
Берегли они царя и моря.
Каждый взял себе надел, кур завел и там сидел,
Охраняя свой удел не у дел. « (с)
· Ответить · 1 д. · Отредактировано
Ugol Toopoy
эй слуги мои верные так матьвашуети) давайте жребий кинем кому на дно идти) тут слуги жребий кинули вздохнули все легко( пал жребий на затейника пал жребий на садко
· Ответить · 1 д. · Отредактировано
Алексей Смирнов
А в Махабхарате есть сюжет про дочь рыбака, которая погналась за золотой рыбой и хотела стать императрицей!
· Ответить · 1 д.
Вероника Нефферес
Гвидону жены -лебедя хватило. Только и следи, чтобы не оперилась и не умахнула в тёплые края. А тут ещё эти, чешуи, сманять и с ними уплывёт...не-не-не...
· Ответить · 1 д. · Отредактировано
Максим Рыбка
Какой глубокий анализ
· Ответить · 1 д.
Татьяна Сальковская
Очень многие сюжеты сказок и даже имена героев Пушкин позаимствовал не только в фольклоре, но и у Людовико Ариосто, из его Неистового Роланда. Водных богатырей, правда, я у него не припомню. Так что скорее всего это переосмысленный образ Тритона и его воинства.
*
Говорящая голова — Доуэль
* Из дискуссии на фэйсбуке
***
Сюжеты на тему «живой головы» писали и раньше: некоторые забытые ныне НФ книги начала века, Гудвин – волшебник Изумрудного города из знаменитой сказки Фрэнка Баума, огромная голова из пушкинской сказочной поэмы «Руслан и Людмила».
К тому же Беляев имел уже опыт общения с «говорящей головой». Еще в молодости, заканчивая семинарию, он увлекся фотографией. И, так же как бельгийский художник Вирц (этот художник располагался перед казнью под эшафотом и с помощью гипноза отождествлял себя с казненным, проходя все стадии подготовки к казни и самой казни), он вместе со своим приятелем Колей Высотским делал снимки «головы на блюдце». Для этого они, перепортив изрядное число посуды, вырезали на дне большого блюда дырку. Настоящие опыты по оживлению организма, проведенные за полвека до описываемых событий французским физиологом Шарлем Броун-Секкаром, были уже изрядно позабыты. Таким образом, давняя идея, подкрепленная статьями из книг и журналов, сюжет которой был выстроен дабы развлечься во время болезни, когда он в воображении представлял себя добрым гениальным ученым, который способен был принести в этот мир «живую и мертвую воду», наконец то вылился на бумагу.
В. Карацупа
Образ говорящей головы обыгрывается в «Белом солнце пустыни».