295 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 295. Иллюстрированный Андерсен: Стойкий оловянный солдатик (худ. В.Пивоваров, А.Архипова, С.Ким, А.Рейпольский)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

295. Иллюстрированный Андерсен: Стойкий оловянный солдатик (худ. В.Пивоваров, А.Архипова, С.Ким, А.Рейпольский)

Статья написана 12 декабря 2020 г. 19:02

Продолжаем обзор иллюстраций к «Стойкому оловянному солдатику» художников поздне-советского времени. Сегодня посмотрим, в основном, иллюстрации из сборников.

В.Пивоваров (1975/1992)

Великий В.Пивоваров иллюстрировал андерсоновский сборник «Сказки», выпускавшийся издательством «Детская литература». Первое издание было в 1975 году, потом были неоднократные переиздания. У меня переиздание 1992 года с другим рисунком на обложке. Качество воспроизведения иллюстраций падало с каждым переизданием.

Обложка 1975 г.
Обложка 1975 г.
Обложка 1992 г.
Обложка 1992 г.

Было ещё одно издание сказок Андерсена с иллюстрациями Пивоварова: в серии «Библиотека всемирной литературы» (1973).

В этом престижном издании были одиночные иллюстрации на вклейке — максимум по одной к одной сказке. Поэтому получились этакие сборные композиции, максимально полно охватывающие идею произведения. Там была и первая иллюстрация Пивоварова к «Стойкому оловянному солдатику».

Всеми общепризнано, что Пивоваров основал в живописи некое направление «московский концептуализм», чем известен и на Западе. Но начинал он как иллюстратор детских книг. Те «взрослые» картины Пивоварова, что я случайно видел, схожи с его иллюстрациями в детских книжках. Так что и эти иллюстрации — тоже «концептуализм» (не знаю, что это означает применительно к живописи, но в графике позволяет чётко отграничить неповторимую манеру Пивоварова от картинок в стиле реализма). В этом смысле и надо понимать титул Пивоварова: «один из лидеров советского нон-конформисткого искусства» (т.е. «неофициального» искусства).

В сборнике, который вышел через пару лет, Пивоваров сохранил свою центральную иллюстрацию и сделал ещё несколько рисунков к «Стойкому оловянному солдатику», в том числе несколько фигурок на полях (не приводятся).

Пишут (в том числе и сам Пивоваров), что в его рисунках есть и сюрреализм, и «авангардная психоделика Босха». Крыса-таможенник, сладенько улыбающаяся, — это, наверное, чисто пивоваровское, а вот вальяжная рыба — точно из Босха.

Концовка — веник и совок. Но даже эту композицию сложно назвать реалистичной. Это концептуальные погребальные совок и веник.

А.Архипова (1980)

С иллюстрациями художницы А.Архиповой выходил сборник в мягкой обложке «Стойкий оловянный солдатик и другие сказки» 1980 года (были переиздания). У меня этой книжки нет, иллюстрации взяты отсюда: http://kids-pix.blogspot.com/2012/04/blog....

Я бы сказал, что «концептуализмом» можно было назвать всю передовую книжную иллюстрацию поздне-советского периода. И занимались этим не только неформальные художники-бунтари (как Пивоваров), но и вполне себе традиционные художники. Иллюстрации Архиповой — проявление этого умного (и, может, немного заумного) направления. Вроде бы, обычная реалистическая вводная картинка: солдатик, балерина и тролль.

А на самом деле постмодернизм: это же фундаментальный натюрморт каких-нибудь малых голландцев, где лак холста потемнел от времени. Это по форме, но и в содержании — тоже «концептуализм». Один-единственный раз упоминается у Андерсона птичка: когда игрушки ночью ожили и расшалились.

цитата

Поднялся такой шум, что в клетке проснулась канарейка и начала болтать на своем языке так быстро, как только могла, да притом еще стихами.

Эта внезапно проснувшаяся канарейка впечатлила художников: у большинства она присутствует в иллюстрациях. Что несколько озадачивает: в тексте канарейка была упомянута и тут же забыта, а на картинке-то она постоянно присутствует, и не только во время эпизода с буйством игрушек. Вот Архипова и вывела идею на уровень постмодерна: клетка с канарейкой заняла главенствующую позицию на вводной иллюстрации.

Но аккуратно применяет Архипова новые приёмы: остальные иллюстрации более традиционны.

А краски яркие, картинки получаются величественными. Всё равно постмодернистский «станковизм» получается.

Существует расширенная версия иллюстраций к «Солдатику» 1990 года (посмотреть все развороты тут: https://auction.violity.com/102311746-sto...), воспроизведён в современном издании от «Речи», 2019 (см.). Полный поздний вариант мне кажется совсем простеньким.

Вариант 1990 года
Вариант 1990 года

С.Ким (1988/1992-1993)

Иллюстрации известной художницы С.Ким. Ни одной книжки художницы к меня нет (все издания были региональными, а значит, являются редкими). Иллюстрации, в основном, с фантлабовских страничек книг. С иллюстрациями художницы был новосибирский сборник «Сказки» 1988 года .

В новосибирском сборнике, вроде бы, иллюстраций было немного (цветные и чёрно-белые)

А потом были белгородские издания: отдельное издание «Стойкий оловянный солдатик» 1992 года и сборник «Снежная королева» 1993 года .

Отдельное издание — это книжка-картинка, которая полностью была повторена на следующий год в сборнике.

Солдатик и балерина очень живые.

Манера художницы — и не реализм, и не сюрреализм. Немного гротескные рисунки в стиле между карикатурой и мультипликацией: такие тогда делались для малышовских журналов.

Бытовые сцены чередуются с фантастическими.

Сюита всё же излишне многословна. На в начале 1990-х во всём был переизбыток.

А.Рейпольский (2017)

Иллюстрации из андерсоновского сборника «Золотые сказки» (2017). Эти иллюстрации современные, они не относятся к советскому времени. Но А.Рейпольский мог бы их нарисовать и 40 лет назад, за это время его манера не изменилась. Востребованность советских иллюстраторов-реалистов в современной детской книге — это, конечно, феномен.

Чередование волшебного и бытового (но всё в реалистичной манере).

Особенности современного макета книги: что-то набросочное сильно увеличили до полномасштабной иллюстрации, а через несколько строк дали маленькую тщательно выписанную концовку.

Диссонанс романтизма и реализма получился комическим (ну, может, это соответствует тексту Андерсена).





404
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх