292 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 292. Иллюстрированный Андерсен: Стойкий оловянный солдатик (советские художники 1930-х - 1940-х гг.)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

292. Иллюстрированный Андерсен: Стойкий оловянный солдатик (советские художники 1930-х — 1940-х гг.)

Статья написана 4 декабря 2020 г. 16:16

В.Алфеевский и Н.Гольц, чьи рисунки к "Стойкому оловянному солдатику" мы смотрели в прошлый раз, вписываются в новое направление книжной графики, начатое в Шестидесятых, и оставшееся актуальным до сих пор. Какие корни были у советских иллюстраторов "Стойкого оловянного солдатика"?

Художники тридцатых-сороковых годов: Д.Некшен (1936), И.Рерберг (1937), В.Таубер (1944), И.Кузнецов (1949)

В сталинское время вышло много отдельных изданий "Стойкого оловянного солдатика" выдающихся художников. Все иллюстрации в этих книжках были чёрно-белыми (обложки цветные).

1) Худ. Д.Некшен (1936)
1) Худ. Д.Некшен (1936)
2) Худ. И.Рерберг (1937)
2) Худ. И.Рерберг (1937)

1) Книжка в серии "Книга за книгой", представленная на Фантлабе (М.-Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936). Художник Д.Некшен. Все иллюстрации — с фантлабовской странички книги.

2) Ещё одна книжка в серии "Книга за книгой", представленная на Фантлабе (М.-Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937). Художник — знаменитый И.Рерберг. На страничках переиздания 1945 года и переиздания 1946 года представлены иллюстрации. Все иллюстрации — с фантлабовской странички книги.

3) Худ. В.Таубер (1944)
3) Худ. В.Таубер (1944)
4) Худ. И.Кузнецов (1949)
4) Худ. И.Кузнецов (1949)

3) Книжка-малышка военных времён, представленная на Фантлабе (М.-Л.: Детгиз, 1944). Известный художник — В.Таубер. Иллюстрации на фантлабовской страничке не представлены. Взял их из другого места.

4) Отдельное издание в серии "Мои первые книжки", представленное на Фантлабе (М.: Детгиз, 1949). Художник — И.Кузнецов. Все иллюстрации — с фантлабовской странички книги.




Каковы были особенности иллюстрирования детской книги в этот период?

Во-первых, говоря о Тридцатых годах, надо уточнить, что в отношении Андерсена речь идёт об их второй половине. В первой половине 1930-х г. сказки (в том числе и литературные) в советской педагогике вообще не приветствовались (в 1920-х гг. в период НЭПа государственные издательства иллюстрированного Андерсена выпускали, но это отдельная тема).

Во-вторых, даже к разрешённым сказкам предъявлялись особые требования, не очень совместимые с природой сказки.

В альбоме Андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века авторы пишут:

цитата

Какие бы хорошие мастера ни работали с конца 30-х годов над сказками Андерсена, они были вынуждены подчиняться издательским установкам на буквально понятый реализм, и прелестной игры, вдохновенной выдумки в их иллюстрациях мы почти не увидим. Эта традиция возродится в книге с конца 50-х...

Посмотрим, как с позиций "буквально понятого реализма" был проиллюстрирован в сталинское время "Стойкий оловянный солдатик"

Предыстория. Декорации

1) Ну раз реализм, то вот — реалистично нарисованные солдатики и игрушки.

Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Рерберг (1937)

Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)

2) А вот это уже интереснее: два разных художника — Некшен и Рерберг — независимо друг от друга рисуют одну и ту же композицию: мальчик играет оловянными солдатиками. И мальчики-то у обоих художников современные (особенно у Рерберга — в матроске) и на подоконнике стоят советские цветочные горшки (среди них непременный кустик алоэ).

Худ. Д.Некшен (1936)
Худ. Д.Некшен (1936)
Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Рерберг (1937)

Солдат на одной ноге. Балерина на одной ноге

Неживые фигурки солдатика и танцовщицы.

Худ. В.Таубер (1944)
Худ. В.Таубер (1944)

Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)

Тролль

1) Игрушки расшалились. Чуть ли не единственный сказочный сюжет: не все художники его отображают.

Худ. В.Таубер (1944)
Худ. В.Таубер (1944)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)

2) Чёрт из табакерки. А вот этот эпизод рисуют все. Он важен для сюжета. Как же реализм? Видимо, мещанская игрушка — чёрт на пружине выскакивает из коробочки — не противоречит реализму. Чёртик немного у всех разный, но нигде он не показан как оживший персонаж: неживая игрушка, такая же как оловянный солдатик и картонная балерина.

Худ. Д.Некшен (1936)
Худ. Д.Некшен (1936)
Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Рерберг (1937)

Худ. В.Таубер (1944)
Худ. В.Таубер (1944)

Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)

На мостовой

Некшен рисует мальчишек, которые отправили солдатика в плаванье после того, как он выпал на улицу из окна. Тут уже сомнений нет: уличные оборванцы точно не из андерсоновского XIX века, а из 1930-х гг. (так-то московские оборванцы, но, наверное, художник доказывал редактору, что это датские пролетарии).

Худ. Д.Некшен (1936)
Худ. Д.Некшен (1936)

Бумажный кораблик

Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)

Крыса

В текстах детгизовских книжек к оловянному солдатику привязалась "водяная крыса". Художники-реалисты и должны были нарисовать не просто крысу, а водяную. Но такой, вроде бы, не бывает. Рерберг рисует водоплавающую крысу, а Кузнецов — что-то вроде маленькой ондатры. Во всяком случае, крыса изображена как простое животное.

Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)

А вот Таубер в 1944 году отступает от требовавшегося канона. Крыса (которую я считаю самым сказочным персонажем этой сказки) очеловечена: она в мундире и отвечает за шлагбаум (требует паспорта с проплывающих по канавке, а в полном варианте перевода — и уплаты пошлин).

Худ. В.Таубер (1944)
Худ. В.Таубер (1944)

Возможно, крыса в мундире получила одобрение потому, что в годы войны читатель привык к карикатурам, на которых, в том числе, были и одетые в мундиры неприятные звери-фашисты. Возможно, такие карикатуры воспринимались как отвечающие требованиям соцреализма.

Рыба

Рыбу, заглотившую солдатика все художники с удовольствием рисуют в соответствии с реалистическими канонами. У всех художников рыба красиво изгибается. Наверное, все они увлекались рыбалкой.

Худ. Д.Некшен (1936)
Худ. Д.Некшен (1936)
Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Рерберг (1937)

Худ. В.Таубер (1944)
Худ. В.Таубер (1944)

Кузнецов в послевоенной книжке проследил всю сюжетную линию с рыбой: от затонувшего бумажного кораблика до кухонного стола.

Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)

Сожжение

Гибель солдатика и балерины в огне есть у всех художников. В соответствии с установками, это сожжение двух игрушек — они по-прежнему неживые, в объятиях не сливаются.

Худ. Д.Некшен (1936)
Худ. Д.Некшен (1936)

Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. И.Рерберг (1937)
Худ. В.Таубер (1944)
Худ. В.Таубер (1944)

Худ. И.Кузнецов (1949)
Худ. И.Кузнецов (1949)

Концовка

Было бы вполне в духе "буквального реализма" изобразить простую труженицу, которая чистит печи от золы. Но наших художников она не заинтересовала. Только Трауготы через тридцать-сорок лет будут подробно отрисовывать служанку, которая вымела из печки кусочек олова и обгоревшую брошку.




Скучновато, конечно. Унылости добавляет и то, что картинки не цветные. Правда, в сталинский период, в 1950 году, был выпущен сборник сказок с цветными иллюстрациями В.Конашевича. Но Конашевич — феномен и это следующий сюжет.





379
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх