Заговор на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Заговор на весну
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Заговор на весну

Статья написана 16 октября 2020 г. 07:36

Осколки разных зеркал

Марго ЛАНАГАН

Черный сок.

Серия «Сны разума»

М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2011 год. — 318 стр.

Тираж 3 000 экз.

Рассказы австралийки Марго ЛАНАГАН из серии странных. Одиннадцать из них – из англоязычного одноименного сборника, получившего в 2005 году премию World Fantasy Award. В том же году ту же премию, но за рассказ получило первое произведение этого сборника «Отпевание сестренки». Правда, лучше чтение начинать не с него, а, скажем, с более яркого и несколько сюрреалистического «Дня красных носов», рассказывающего о мире, где вершина успеха — стать клоуном. Известные клоуны там похлеще наших поп-звезд, а речь идет от лица тех, кто отстреливает звезд цирка. Из контекста становится ясно, что существуют банды, которые специализируются на такого рода убийствах. Или вот другой рассказ — «Визгль»: о девочке-изгое, родителей которой несколько лет назад утащили вылезшие из-под земли чудовища-визгли, на рынке она замечает вылупившегося жука-насоса, чье появление предвещает очередное нашествие чудовищ, и последние не заставили себя долго ждать.

Кто такие эти визгли, откуда они взялись – совершенно непонятно. Рассказы ЛАНАГАН ставят в недоумение. Вот, например, «Земные цели»: умирает бабушка, и дед посылает внука за ангелами, которые живут в горах. От ангелов пахнет навозом, они бесполы, пышут жаром и кожа их напоминает сырое мясо. Они рыгают, сопят. То есть автор, как и в других своих рассказах, приземляет ситуацию, принижает ее: в обмен на услугу дед передает ангелу круг сыра. Тот приходит, зачем – непонятно, но бабушка умирает. Внук покидает дом в надежде стать ангелом. Можно, конечно, из этого всего извлечь смыслы, порассуждать о ценностях, поколениях, человеке и мире.

Как заявила сама ЛАНАГАН в одном из интервью, «художественная литература — это средство сделать части мира видимыми во всей их сложности и двусмысленности, а не прикрывать его неприятные вещи в надежде, что они исчезнут. Художественная литература (особенно фантастика) обеспечивает безопасное место, где можно рассматривать и исследовать неопределенности».

Что-то похожее писала поздняя Урсула Ле Гуин. Так называемый остраненный мейнстрим с зыбкой границей между внутренним миром человек и миром, «полным чудовищ», которых чаще даже не видишь, но чувствуешь. Но Хулио КОРТАСАР уже читан и хочется чего-то нового. Может быть, если бы все эти «атмосферные». на уровне ощущений осколки были бы объединены единым альтернативным миром, поворачивающимся к нам разными своими неожиданными гранями, сборник бы выстрелил гораздо сильнее.





103
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 октября 2020 г. 08:47
Да, такое себе, Кортасар-лайт.


⇑ Наверх