Собственно, цитируемая статья — её полезно прочесть целиком.
Сразу обращает на себя внимание бодрый оптимистический посыл –
«Колдун – это прототип будущего ученого, становящегося на сторону рационального мышления».
Далее – скрытый укор нашим батюшкам, которые со своим уклоном в духовность-церковность пренебрегали деятельным общением с лешими, водяными, анчутками и прочей альтернативной фауной.
А ведь могли бы помимо Псалтыря и «Мёртвую строку» читать – или какие там у нас ещё были гримуары? –
«Традиционный исландский колдун – священник, который использует как приемы языческой магии, так и текст Священного Писания»
Дальше ещё интереснее –
«За период с 1554 по 1720 год исландская инквизиция осудила за колдовство около 350 чел.: к смертной казни были приговорены 26 осужденных, из них – только одна представительница слабого пола. В остальных случаях виновных подвергали порке или высылали из страны».
Тут следует добавить, что пришествие терпимых и гуманных протестантов в Исландию ознаменовалось некоторыми вопиющими беззакониями. В частности, последний католический епископ Исландии Йоун Арасон (1484-1550) был казнён без суда вместе с двумя его сыновьями. То есть, собственно говоря, убит.
Так воцарялось в Исландии лютеранство, насаждаемое датским монархом Кристианом III, нетерпимым фанатиком.
Заметим, что инквизиция там появилась только вместе с протестантами, а до той поры отсутствовала. Это в тему «чёрной легенды», усердно раздуваемой протестантами, доселе неустанно радеющими обо всём хорошем против всего плохого. Такие вот «капли датского короля»…
Следующий избранный абзац даёт понять, что т.н. «Клуб адского пламени», основанный скучающими великосветскими подонками вольнодумцами и либералами (начало традиции с 1719 г.) – всего лишь компания жалких подражателей. Настоящее свободомыслящее мракобесие началось лет на сто раньше в тёмной заснеженной Исландии, озаряемой багровым пламенем вулканов – там местные вольнодумцы и либералы развлекались, кто во что горазд, вызывая троллей, создавая биороботов из утопленников, а неугодных лиц засаживая в стены. Немудрено, что при такой знати злосчастное простонародье с приязнью вспоминало колдунов старых добрых времён…
«Сказки о добрых колдунах появились предположительно до XVII века, т. е. до периода установления приоритета власти, многочисленных стихийных бедствий и введения лютеранства, принесшего с собой инквизицию. В период с 1550 по 1680 год исландская знать разработала особую систему черных магических практик, однако в силу высокого происхождения ее представителей она не подвергалась гонениям. Именно в это время и возникали сказки о злых колдунах».
И вишенка на торт —
«В свою очередь, согласно «Рассказу о Сэмунде Мудром», он учился в так называемой «Черной школе» в Виттенберге. (Сноска – По замечанию переводчика сказки Т. Ермолаева, в XVII веке в Скандинавии распространено было убеждение, что Виттенберг – европейский центр черной магии)».
Совершенно естественное убеждение!
Именно в Виттенберге в 1502 году был основан университет, где вскоре свили гнездо Лютер и Меланхтон, именно там 31 октября 1517 года Лютер вывесил на двери Замковой церкви 95 тезисов против продажи индульгенций, что стало началом протестантской Реформации.
Чем не окаянная Школа Чернокнижия, прославленная в мрачных хтонических исландских сказках?..
Правда, Сэмунд Мудрый (1056-1133) учиться там не мог – он был простой исландский священник и колдун, совершал требы, писал историю норвежских королей, гонял троллей и одолевал дьявола. К слову, был женат и имел нескольких детей (как и убиенный епископ Йоун Арасон, если вы не заметили этого ранее). Они тогда были простые честные люди.