Советские художники 1970-х гг. иллюстрируют «Барышню-крестьянку». Как можно судить по кинематографу, в Семидесятые начинает входить в тренд тема интеллигентской дореволюционной России: неспешная летняя жизнь на дачах и в поместьях. Из всех повестей Пушкина именно «Барышня-крестьянка» больше всего подходит под этот тренд. Но — водевиль... А все настроены на лёгкую грусть. Книжная иллюстрация проявляет равнодушие к «Барышне-крестьянке». Отдельных изданий с полноценными сюитами нет, а в сборниках отражаются общие места.
Уже знакомые нам книги с иллюстрациями эпохи Семидесятых таковы:
В верхнем ряду слева направо: «Повести Белкина», худ. В.Туманов (Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1968); «Повести Белкина», худ. Г.Коновалов (Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1973).
В нижнем ряду слева направо: «Повести Белкина», худ. А.Смирнов (Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977); «Повести», худ. В.Дозорец (Киев: «Днiпро», 1977)
Ещё художник П.Бунин
Это (слева направо): «Гениальный сын России: К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина» (М.: «Славянский диалог», 1998); «Болдинская осень» (М.: «Молодая гвардия», 1974).
Заставка в алтайском издании. Композиция с главными героями.
У Туманова это лучшая иллюстрация из всех повестей.
Рисунки в куйбышевском издании.
рисунки Коновалов простые и качественные. Хотя принадлежат к прошлой эпохе.
Рисунки в горьковском издании самые титулованные — получили диплом на XIX всесоюзном конкурсе искусства книги. Оригинальные композиции, раскрытие характеров героев.
К первым трём повестям цикла Смрнов помимо страничных иллюстраций делал ещё своеобразные развороты с совмещением разных времён повествования. К «Барышне-крестьянке» такого разворота нет. Видимо, не успевал сдать работу в срок.
В киевском издании качественные силуэты художника Дозорцева.
Эксперименты с белыми силуэтами по чёрному фону.
Художник Бунин бесподобен в своей экспрессии. Эта экспрессия проявляется даже в камерных сценах благодаря стремительному штриху рисунка. Любит Бунин женские образы из литературы XIX века. Героини у него гордые и страстные. Хотя без подписи не отличишь помещицу Лизу из «Барышни-крестьянки» от Маши из «Метели» и даже от Дуни из «Станционного смотрителя».
Иллюстрацию из издания 1998 года я даю в разделе Семидесятых: Бунин не изменился (и не исключено, что старые наброски поместил в новый альбом).
А вот неожиданный сюрприз. Выдающийся художник И.Бруни. Мы с ним встречались по поводу «Ундины» (тут).
В энциклопедии-справочнике С.В. Чистобаева Художники детской книги СССР. 1945-1991. Т. 2. «Б» на стр. 790-791 помещены несколько иллюстраций Бруни к «Метели» и «Барышне-крестьянке». В книге эти иллюстрации не издавались. Неизвестно, существует ли полноценная сюита или всё закончилось отрывочными этюдами.
К Семидесятым я эти иллюстрации отношу условно (они могли бы быть сделаны как в Шестидесятых, так и Восьмидесятых). Они более спокойные и академические по сравнению с иллюстрациями к «Ундине» или сказкам Пушкина. Но какие цвета! Пусть разбавят чёрно-белую графику этого периода.