271 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 271. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Барышня-крестьянка (художники В.Туманов, Г.Коновалов, В.Дозорец, А.Смирнов, П.Бунин, И.Бруни)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

271. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Барышня-крестьянка (художники В.Туманов, Г.Коновалов, В.Дозорец, А.Смирнов, П.Бунин, И.Бруни)

Статья написана 6 октября 2020 г. 11:12

Советские художники 1970-х гг. иллюстрируют «Барышню-крестьянку». Как можно судить по кинематографу, в Семидесятые начинает входить в тренд тема интеллигентской дореволюционной России: неспешная летняя жизнь на дачах и в поместьях. Из всех повестей Пушкина именно «Барышня-крестьянка» больше всего подходит под этот тренд. Но — водевиль... А все настроены на лёгкую грусть. Книжная иллюстрация проявляет равнодушие к «Барышне-крестьянке». Отдельных изданий с полноценными сюитами нет, а в сборниках отражаются общие места.

Уже знакомые нам книги с иллюстрациями эпохи Семидесятых таковы:

В верхнем ряду слева направо: «Повести Белкина», худ. В.Туманов (Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1968); «Повести Белкина», худ. Г.Коновалов (Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1973).

В нижнем ряду слева направо: «Повести Белкина», худ. А.Смирнов (Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977); «Повести», худ. В.Дозорец (Киев: «Днiпро», 1977)

Ещё художник П.Бунин

Это (слева направо): «Гениальный сын России: К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина» (М.: «Славянский диалог», 1998); «Болдинская осень» (М.: «Молодая гвардия», 1974).

В.Туманов (1977)

Заставка в алтайском издании. Композиция с главными героями.

У Туманова это лучшая иллюстрация из всех повестей.

Г.Коновалов (1973)

Рисунки в куйбышевском издании.

рисунки Коновалов простые и качественные. Хотя принадлежат к прошлой эпохе.

А.Смирнов (1977)

Рисунки в горьковском издании самые титулованные — получили диплом на XIX всесоюзном конкурсе искусства книги. Оригинальные композиции, раскрытие характеров героев.

К первым трём повестям цикла Смрнов помимо страничных иллюстраций делал ещё своеобразные развороты с совмещением разных времён повествования. К «Барышне-крестьянке» такого разворота нет. Видимо, не успевал сдать работу в срок.

В.Дозорец (1977)

В киевском издании качественные силуэты художника Дозорцева.

Эксперименты с белыми силуэтами по чёрному фону.

П.Бунин (1974, 1998)

Художник Бунин бесподобен в своей экспрессии. Эта экспрессия проявляется даже в камерных сценах благодаря стремительному штриху рисунка. Любит Бунин женские образы из литературы XIX века. Героини у него гордые и страстные. Хотя без подписи не отличишь помещицу Лизу из «Барышни-крестьянки» от Маши из «Метели» и даже от Дуни из «Станционного смотрителя».

Худ. П.Бунин (1974)
Худ. П.Бунин (1974)
Худ. П.Бунин (1998)
Худ. П.Бунин (1998)

Иллюстрацию из издания 1998 года я даю в разделе Семидесятых: Бунин не изменился (и не исключено, что старые наброски поместил в новый альбом).

И.Бруни

А вот неожиданный сюрприз. Выдающийся художник И.Бруни. Мы с ним встречались по поводу «Ундины» (тут).

В энциклопедии-справочнике С.В. Чистобаева Художники детской книги СССР. 1945-1991. Т. 2. «Б» на стр. 790-791 помещены несколько иллюстраций Бруни к «Метели» и «Барышне-крестьянке». В книге эти иллюстрации не издавались. Неизвестно, существует ли полноценная сюита или всё закончилось отрывочными этюдами.

К Семидесятым я эти иллюстрации отношу условно (они могли бы быть сделаны как в Шестидесятых, так и Восьмидесятых). Они более спокойные и академические по сравнению с иллюстрациями к «Ундине» или сказкам Пушкина. Но какие цвета! Пусть разбавят чёрно-белую графику этого периода.





358
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх