Нил Стивенсон «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В мире недалекого будущего гениальный ученый, нарушая закон, создает интерактивный учебник для воспитания «идеальной леди». Но совсем случайным образом эта интерактивная говорящая книга-букварь попадает к маленькой девочке Нелл из деклассированной семьи. Кем станет Нелл в будущем и как сложится ее дальнейшая судьба — вот то, что предстоит узнать читателю…
Действие книги происходит через два поколения после романа «Лавина».
«Алмазный век» был переведен для издания в этой серии: https://fantlab.ru/series1316 и не вышел в 1998/99 гг из-за краха рубля с 6 до 26.
Входит в:
— цикл «История будущего»
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1996 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1996 // Роман НФ | |
лауреат |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1996 // Роман | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1998 // Зарубежный роман года | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США) | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Научная фантастика (США) |
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1995 // Роман | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1996 // Роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1996 // Лучший НФ-роман. 2-е место | |
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 1996 // Лучший роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1996 // Роман | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1998 // Зарубежный роман (США) | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 1998 // Зарубежный роман. 2-е место (США) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第33回 (2002) // Переводной роман | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Переиздание года (США) |
- /языки:
- русский (5), английский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Доброхотова-Майкова (5)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
читатаю_НФ, 24 марта 2021 г.
Читаю фантастику недавно, не дольше семи лет, хотя читательский стаж несколько десятков лет. Почему стало интересно? Это просто азарт, узнать кое-какие новости будущего, о которых не расскажут нигде, кроме НФ. Нил Стивенсон для чтения мной был выбран почти случайно, понравилось название романа Лавина. Алмазный век читала третьим после Лавины и Анафема, не соблюдая хронологию, но тем заметнее задумка писателя. Лавина и Алмазный век писались молодым, амбициозным, начитанным интеллектуалом. Он очень умело на базе из научных открытий и научно-популярных идей выстроил свои прогнозы будущего века. Мне кажется, что плох тот фантаст, который не видит себя пророком (за то мы великих и уважаем). Поэтому читая отзывы огорченных и раздраженных читателей, понимаю, что такие книги не для каждого. Сюжет, по сути, вторичен, герои схематичны и малоинтересны, как люди, зато разных научных ништяков изобилие. Не буду тщательно разбирать прототипы идей в Алмазном веке (ибо это отдельная работа), но заметила сразу:
1. Очевидно, что Нил Стивенсон неплохо изучил работы К.Юнга (коллективное бессознательное и проч.). У Юнга есть интересная книга «Психология и Алхимия»- не оттуда ли герой с именем «Алхимик», идеи филы Барабанщиков — идеи, которые читателю без знакомства с проблематикой кажутся нелогичным бредом, но в них замаскированы вполне артикулированные в 20 в. идеи коллективного бессознательного- и это уже наше настоящее. Образ «Семя» мне напоминает шумерский культ священного брака и празднование воскресения (из смерти в жизнь всего сущего) в дни весеннего сева ячменя. В Лавине автор сумел пристроить одну, но самую фундаментальную идею шумеров, и в Алмазном веке, как мне кажется, он не расстался с шумерами.
2. На мой взгляд, в триаде романов Лавина, Алмазный век, Анафем фундаментами для постройки сюжетов служат религиозно-философские системы: шумерская, конфуцианство, картезианство. Видимо, Н.С. пытается моделировать развитие каждой из них. Это очень интересно. Однако, если судить по этим трем книгам, в них отражены идеи о развитии мирового сообщества, принятые в научной среде в конце 20 века — когда есть противостояние только двух цивилизаций: англо-саксонской и китайской, в том числе, намек, что победа за конфуцианством, христианство не составило ему конкуренцию. А других цивилизаций нет, наверное, уже погибли к концу 21 века, судя по сюжету.
3. Во всех этих книгах есть похожие сцены массовой паники при атаке неведомых сил. Причины разные, но развитие действия похоже и здесь я вижу связь с событием, ставшим настоящей паникой из будущего — радиоспектакль Джорджа О́рсона Уэ́ллса «Война миров». Уверена, что Н.С. этот опыт прошлого использует, зная вполне реальную картину.
4. Уход Нелл в море к матери-русалке и тысячи девочек-жриц, может иметь прототип в шумерской богине — матери Намму, которая представляла собой безграничные воды океана. Идея, что местом рождения и местом последнего обитания человека будет океан вполне обсуждаема сегодня. Называя Нелл варварской принцессой, возможно, автор намекает на завоевание китайской языческой цивилизации другой цивилизацией (но какой — не ясно) и постепенный распад-умирание этой нерушимой китайской древности.
5. Мне показалось, что описание устройства домов в виде огромного бетонного стержня и висящих на нем легких жилищ напоминает города с домами ветками и гроздьями жилья в романах трилогии Лю Цысиня.
Роман занимателен как раз тем, что можно пытаться искать прототипы и пытаться услышать высказывание автора о будущем.
Manowar76, 22 марта 2024 г.
Медиатронный нанопанк
Вот это мир! Какое-то запредельное количество убедительных подробностей. Иногда кажется, что писатели были в том мире о котором они пишут, и не придумывают, а вспоминают. Тут как раз такой случай.
Почему «алмазный век»? Нанотехнологии сделали производство алмазов максимально дешёвым.
Гимн потенциалу нанотехнологий. Попытка представить себе социально-политическое устройство мира будущего: несмотря на декларацию, что людям лучше всего объединяться в филы по культурному признаку, получилась всё равно сегрегация по национальности.
Да, в этот шикарный мир встроена ещё и история Нелл и её Букварь. Несмотря на артикулированный «хай тек лоу лайф», после прочтения хочется воскликнуть — «Мир не без добрых людей«! Что ни персонаж — то сплошь букет добродетелей. Даже Доктор Икс — главный мафиозо, он же мандарин Поднебесной, и то в промышленных масштабах спасает жизни. Перед Нелл же, после того, как она вырвалась из ада собственной квартирки, населенной дружками матери, жизнь просто расстилается ковром. Ну и хорошо.
Интонационно и сюжетно роман похож как брат-близнец на «Некровиль» Макдональда. И технологическое допущение похоже, и кульминация в виде массовых беспорядков, и завораживающая продуманность и глубина мира. Стивенсон чуть приземлённый, но самую малость.
10(ПОТРЯСАЮЩЕ)
Anthony_W, 28 мая 2024 г.
Основная сюжетная нить романа строиться на том, как у маленькой четырёх летней девочки Нелл из неблагополучной семьи, неожиданно оказывается интерактивная книга-учебник. Книга представляет из себя компьютер, который понимают происходящее вокруг и развивает ребенка через рассказы, сказки и истории. В аннотации к книге сказано, что эффект от нахождения на руках этого «букваря» окажет существенное влияние на историю региона. Действительно ли эффект от книги и истории вокруг нее настолько показателен и понятен читателю?
На самом деле, если в вкратце пересказывать завязку сюжета – у девочки Нелл оказалась книга, которая была предназначена для дочки обеспеченного изобретателя. Судьба распорядилась иначе, поэтому книга была похищена и подарена девочке Нелл. На долгие годы книга станет не только учителем и воспитаем ребенка, она заменит девочке мать. Это ключевая канва сюжета, которая немного видоизменяясь попробует оставаться такой же до финальных строк.
Нил Стивенсон начинает играть с читателем разбивая историю обилием новых частей. Мы узнаем судьбы многочисленных персонажей, множество деталей из жизни окружающего мира, большое количество исторических хитросплетений. К огромному сожалению все это является совершенно ненужная и никаким образом не влияющая информация. Автор увлечен возможностью собрать красивый мир, включить в него немного жестокого реализма и водить все новые и новые сюжетные истории. Иногда строки прыгают в несоответствии масштаба происходящего. Вот только что перед нами открывают важность тысяч человек, а тут идет бойня всего с несколькими десятками участников, действия и победа которых никаким образом не повлияет на сюжет. Тем самым мир не кажется цельным и интересным. У Стивенсона хватает запала начать рассказывать новую сюжетную линию, которая красочно развивается и буквально через десять страниц разваливается. Наверное, это такой хороший прием, который прекрасно работает на людей с очень короткой памятью.
Основная сюжетная история про обучение девочки – это то немногое в чем сохраняется последовательность. Девочка растет и ее желания меняются. Меняется тон книги, слова. Девочка учиться новым поступкам и манерам поведения. В определенный момент копии книги оказываются ещё у нескольких девочек, за которыми мы можем проследить на определенном временном отрезке их жизни. Вот здесь Стивенсон совершает ещё один важный сюжетны просчет. В тот момент, когда девушки обретают совершеннолетие наличие у каждой из них такого персонального учебника, не сказывает на их успехе. Главное, что именно определяет характер девушек и их окружение, а книга оказывается лишь приятным развлечением, потому что изначально у каждой из девочек будет своя судьба.
Расстраивает и то, что роман «Алмазный век» при обязательной сюжетной истории про наставничество совершенно ничему не учить читателя. Нет важных мыслей, не рассказаны пути как прийти к результатам, нет опыта, который можно использовать. Тогда зачем эти огромные тексты про нанотехнологии и программирование, если тема обучения, о которой так много написано в этой книге является лишь бутафорией для описания приключений. Возможно в этом романе по задумке Стивенсона главное — это хаотичные приключения длительностью с рекламный ролик.
Igolo4ka, 12 декабря 2019 г.
Безудержный полет фантазии — насколько это хорошо? Сложный вопрос. Прочитав «Алмазный век» хочется однозначно ответить, что в этом нет ничего хорошего. Воображение и фантазия суть инструменты в руках творца и должны быть послушными в той же мере, в какой творец должен виртуозно уметь с ними обращаться. В «Алмазном веке» какое-то безумное нагромождение идей и технологий, начиная от социальных структур и их философских обоснований и заканчивая различными нано-роботами. О, эта приставка «нано-«! От нее просто рябит в глазах. Нанотехнологии это панацея и божество будущего, альфа и омега всего, в каждой бочке затычка и объяснение ВСЕМУ! Очень много «нано-«, слишком много, чрезмерно. Я теперь не хочу читать литературу, в которой есть потенциальная возможность встретить хотя бы упоминание о нанотехнологиях.
По сюжету все как-то очень сумбурно и непонятно происходит. Вроде бы читаешь книгу про взросление и становление персонажа, про то, как представитель одного из низших слоев общества с помощью грамотной обучающей программы идет вверх по социальной лестнице, а также растет морально, нравственно и т.д. Но что-то тут не так. Сказка. Да, обучение через сказку — логично в отношении ребенка. Но пардоньте, когда у нас уже 16-летняя девушка учится в академии, изучает историю, естествознание, общественные науки (не помню, что там насчет прикладных было), то логично предположить, что тут Букварь станет для нее не РПГшкой, а собеседником в размышлениях и дискуссиях на сложные и неоднозначные политические, социальные, философские и тому подобные темы. Но нет же! Нелл отстраненно продолжает прокачку своего персонажа в интерактивной игре. И вроде бы ясно, что сказка есть аллюзия на реальную жизнь героини, что одна из основных линий романа и заключается в этом мистическом взаимопереплетении и -проникновении реальности и виртуальности букваря. Вроде мурашки должны по коже... но нет, их просто нет. Как-то не складывается картинка, не доведена линия до конца, нет апогея, за которым наступил бы долгожданный катарсис.
Еще Букварь дает Нелл много практических знаний. Но они остаются за бортом, Нелл их не применяет на практике. И речь не о боевых искусствах, а о более бытовых вещах. Мне дали вывод — Нелл чертовски самостоятельна и обладает навыками выживания, а также смекалкой, чтобы хитро использовать эту «тележку» знаний, превращая их на практике в лайф-хаки. Спасибо, конечно. Но лучше б мне это «показали», чтоб я сама подумала «вау, да какая она ловкачка!» Извиняюсь, но пара пробежек с автоматом на перевес да идея обгадиться, чтоб было противно связанную насиловать, как-то не производят такого впечатления.
В общем, после прочтения этой книги пришла к выводу для себя, что не люблю такое количество бреда и абсурда как самоцель.
NIKItoS1989, 16 февраля 2021 г.
Сказочный киберпанк.
Продолжаю своё знакомство с господином Стивенсоном — вторым произведением из условного цикла История будущего.
Мы вроде как в том же мире, что и в Лавине, но, как сказано в примечании на Фантлабе — через 2 поколения после.
Первый показанный нам персонаж — Бад передвигается по городу на роликах. Непонятно имеют ли они какую-то дополнительную тягу или всё дело в усиленные мышцах, но лётает он в них со скоростью 150 км/ч. Ребята на мощных моноколёсах, разгоняющихся до 90-100 км/ч сейчас улыбнулись.
Бад приехал — догадайтесь зачем? Ну конечно за свежей аугментацией! Он ставит себе новый лобомёт. Но после операции почему-то не может секретировать в своём организме обезболивающее, а просит анальгин.
Банковская система в мире этого недалёкого будущего не так далека от нашего настоящего. Кредитные карты уже не являются физически картами — в нашем мире это тоже есть — ведь вы можете в приложении иметь несколько виртуальных карт, которые из приложения банка прекрасно импортируются в платёжные системы Samsung Pay, Google Pay или Apple Pay. Ну а вживление чипа NFC, эмулирующего банковскую карту — в руку, пусть экстравагантная, но уже тысячи раз сделанная процедура.
Ещё один герой — инженер Джон Персиваль Хакворт. Он участвует в проекте искусственного острова и на торжественном открытии знакомится с лордом Финкелем-Макгроу, который зовёт его в новый очень важный проект.
Чуть позже мы узнаем про семью Бада. Его подруга Текила и двое детей — сын от первого брака Гарв и родная дочь Нелл.
Забавно, что в книге упоминается почивший в 2020 году радиотелескоп Аресибо, простоявший почти 60 лет, казавшийся вечным. Феноменоскопы — это же наши смарт-очки VR/AR, которые как раз в инженерно-конструкторской сфере уже сейчас становятся реальностью. Да и интерактивные листы, на которых можно будет писать много раз подряд — тоже на подходе. Массборщик — это что-то вроде нано-3D-принтера, который способен изготовить всё что угодно, предварительно переработав другой предмет, пригодный для этого.
Интересно, что мы встречаем продакт-плейсмент KFC в этой книжке — заплатили ли Стивенсону за него — или он просто любитель вёдер с острыми крылышками?
Острее встаёт вопрос — как связаны судьбы детей нашего странного кибергопника Бада и почтенного виктортанца Джона Персиваля Хакворта?
И автор весьма интересно сводит их, в не самый удачных для Хакворта момент.
Камнем преткновения становится именно тот самый Букварь благородных девиц, который Хакворт, по заказу Финкеля-Макгроу разработает для внучки лорда. При этом сделает копию для своей дочери Фионы — именно он попадёт в руки Нелл... Но на этом явные спойлеры заканчиваю.
Стивенсон рассказывает здесь о вещах, на которые не хватило места в первой книге. Например, рактёрство — это тоже самое, что актёрство, но только в интерактивных VR-фильмах, где зрители тоже могут играть роли на равно с профессионалами. Смарт мушки, способные искать предметы, распознавать их и оповещать своего владельца — это уже нанотехнологии. Перекликаются со смарт-пылью, описанной Лемом, а затем и другими фантастики, в частности одним из моих любимых авторов — Питером Гамильтоном в его Звёздной Дороге. А ведь в 90е нанотехнологии лишь зарождались. Управление тектоникой для создания искусственных островов — это полностью выдуманная технология, я не нашёл даже зачатков чего-либо подобного, хотя идея красивая. Интересно развитие электровелосипедов и велошеринга — в начале 90х компания Zike начала массовый выпуск электровелосипедов, но тогда не было понимания, что такой транспорт в будущем станет действительно весьма распространён, в том числе через сервисы краткосрочной аренды. Помимо вполне существующих электровелосипедов — здесь есть и вымышленные робобылы — роботизированые кобылы, которые символизирует старый мир с его живыми лошадьми. Впрочем, после того, как Адам Сэвидж из Разрушителей легенд проехал в повозке, запряженной роботом Boston Dinamics — я не удивлюсь и робобылам, спустя пару десятилетий.
Чем дальше мы следим за судьбой Нелл, тем в больший мрак мы погружаемся. Атмосфера её детства, где кроме брата и книги ничего нет — с одной стороны пугает, а с другой, кажется столь будничным, как будто сам собой разумеющимся. Ведь это тайная жизнь наших соседей, чьи крики мы слышим через стены или потолки, но стесняемся вызвать полицию или опеку, да даже что-то сказать в лицо, едя в лифте с этими людьми. А может и тайная жизнь наших родственников или знакомых, детей которых мы видим с синяками или морально измученными на столько, что лучше бы это были синяки...
Сублимация Нелл в виде замка и мачехи, к которой приплывали корабли с сужеными — смотрится даже мило. Ребёнку сложно принять, что мама мечтает лишь удачно выйти замуж, вместо того чтобы самой достичь лучшей жизни для себя и детей. Да и вообще, дети тут скорее оправдание, ведь это всё ради них, чтоб их обеспечить... и в общем-то неважно 20, 21 или 22 век на дворе — такие люди ведут себя одинаково независимо от времени.
Но ребёнку хочется другого, иной жизни — стать кем-то, кем она не является...
И господину Хакворту тоже! Пусть не самолично, но через свою дочь — он пытается стать кем-то большим, кем-то другим!
Но это и роман о любви к Нелл, как практически её наставница по удалёнке пытается помочь ей через букварь, как другие люди, встреченные на пути — помогают ей.
Как её опекун и наставник, учит её защищаться, логически мыслить, выпутываться из сложных ситуаций.
И как цель о другой жизни осуществляется.
Ещё меня очень волнует вопрос, одна из персонажей — мисс Матесон говорит о том, что в юности была доскершей, является ли она постаревшей И.В. из Лавины? Чёткого ответа мы не получаем, но хочется верить...
Но параллельная история принцессы Нелл, происходящая в виртуальности букваря постоянно преподносит нам какие-то интересные повороты, даёт отсылки, например на математика Алана Тьюринга, отца информатики. Сюрреализм этих путешествий и их символизм порой просто выворачивает мозг. И к концу мы видим сюрреализм повествования в реальности. Я бы даже сказал полную фантасмагорию. Но в ней так много глубины и красоты... как и во всей этой книге в целом. Автор отказался от попытки сделать боевик, он создал сплав детской сказки, драмы, детектива и триллера, полного рассуждений, метафор и образов. Это воистину великая книга, очень сильная литературно, чего не всегда хватает авторам-фантастам.
Я бы мог ещё поуглубляться в рассуждения о технологической составляющей, она тут так же сильна, как и в первой книге, а то и помощнее. И книга не кажется в этом плане какой-то наивной, даже некоторые вещи автор будто бы предвидел... скажу одно — это стопроцентный мастрид и я рад, что наконец-то познакомился с этой замечательной книгой!
Molekulo, 21 декабря 2021 г.
Все-таки для меня концовка — самый важный этап художественного произведения. Хороший финал в моих глазах всегда вытащит даже неудачное произведение. И наоборот, посредственное завершение может загубить даже отличную книгу, фильм или игру. По-моему, в «Алмазном веке» так и вышло.
Начинается все весьма интересно, автор сразу окунает читателя в мир наномашин, матсборщиков предметов и еды, светящихся вывесок, повальной нищеты и прочих классических атрибутов победившего киберпанка. Очень здорово описано взросление главной героини Нелл, начиная с раннего детства и до становления настоящей принцессой.
Собственно Букварь, вынесенный в название книги, великолепен, это, пожалуй, лучшее, что есть в романе. Букварь — это интерактивный учебник для воспитания достойной леди для неовикторанского общества. Он анализирует происходящее вокруг владельца и конструирует обучающую программу высшего качества. Например, пятилетнюю девочку он учит читать и рассказывает ей истории про ее игрушки. Девушку постарше учит логике, программированию и работе с наномашинами. Хотя, мне показалось странным, что даже повзрослевшей Нелл Букварь продолжил рассказывать сказки, было бы логичнее, если бы он трансформировался в приключенческий роман или что-то посерьезнее.
Однако, как я уже сказал, чем ближе конец книги, тем становится хуже. Второстепенные персонажи либо внезапно пропадают, либо, напротив, начинают играть неожиданно большую роль, причем мотивация их действий чаще всего непонятна. Но самым большим разочарованием для меня стала концовка, когда действие неожиданно перестало подчиняться законам жанра и здравого смысла, а произведение превратилось в какую-то фантасмагорию. Сказка просочилась в реальный мир, заработало коллективное бессознательное, появились какое-то семя, какие-то пророчества. Слишком непонятно, что и по какой причине происходит.
И еще небольшое замечание. «Алмазный век» — это вполне классический киберпанк, живущий по принципу «High tech. Low life», однако в нем большую роль играют нанотехнологии, а не компьютеры. Поэтому вопрос: почему при дармовом веществе (еда, одежда, предметы быта и т.п.) и, вероятно, при очень дешевой энергии мы наблюдаем такую бедность? Единственный относительно непротиворечивый вариант, пришедший мне в голову заключался в том, что в «Алмазном веке» существует серьезная разница в общественном положении. Акционеры владеют всем и богатеют, специалисты работают и временами неплохо зарабатывают, а те, кому не повезло, сидят на минимальном безусловном базовом доходе и пособиях. Жаль, что автор ничего этого не раскрывает.
Hobel, 10 апреля 2020 г.
С трудом дочитал это. Много раз хотелось просто захлопнуть книгу. О чём она? Видимо о том, что даже в том недалёком будущем, где все разобщены и каждый сам выбирает себе индентичность и где всё, включая тела, пронизано нанозитами и всем прочим нано-, — тоже могут жить достойные люди, которые борются за свои идеалы и не забывают о традициях. Ну хорошо. Ещё один дивный новый мир по-англосаксонски. Да, всё печально, всё известно, всё на виду и никуда не скроешься, но не отчаивайтесь — надежда и пространство для счастливой случайности всегда есть! Признаюсь, где-то на середине я потерял нить повествования. Осталось только ощущение навязчивой рекламы всего «неизбежного» и «прогрессивного», что несут нам технологии будущего. Ведь они важнее людей, которые совсем не изменились: тот же бомжатник с общечеловеческим лицом, где люди разделены на враждующие отряды, вынужденные терпеть друг друга, т.к. живут рядом, вплотную, буквально через забор. Скученность, перенаселение, знаете ли. Стоит ли удивляться, что люди в массе своей вынуждены жить строго по заветам дарвинизма? Алмазный век? Да нет, обыкновенный век больших технологий и маленьких людей. Всё как и должно быть. Искусственная еда, высоты продвинутой виртуальности и армия бойцов из пробирки. А что, есть альтернатива? Да-да, все уже давно поняли — не технологии для людей, а люди для технологий. «Иллюстрированный Букварь для благородных» как венец технологического развития цивилизации. Всё верно. Спасибо и на этом. Аминь.
p.s. Есть ощущение, что американским «фантастам» доплачивают за создание и продвижение образа будущего, премиям или деньгами — уж не знаю. Но ощущение есть.
Однако, хороший перевод и обширный словарный запас, чувствуется, что свою работу переводчик выполнил на отлично.
Puxum, 21 июля 2022 г.
Имея весьма опосредованное предоставление о нанотехнологиях, викторианском укладе, градации «кибер-панк», «нано», или ином «…-панке», коллективном бессознательном могу сказать, что «Алмазный век…» мне понравился. Да, тоже согласен с многими уже отписавшимися, что повествование рваное по смыслу, избыточно в части похождений «Принцессы Нелл», что персонажи – это разменная монета. Но мне кажется что в целом это особенность именно данного произведения.
Лично для меня предложенный Нилом Стивенсоном взгляд на развитие технологий в произведении понятен и приемлем.
Фантастика именно тем и ценна, что читая произведение, порой значительно после даты написания, можно найти фактические пересечения с прогнозами автора, а этого в «Алмазном веке…» с избытком.
Читал после «Лавины». И в отличии от «Лавины» желания перечитать не испытываю, но все-равно оцениваю как крайне добротное произведение.
drenay, 18 сентября 2013 г.
Ну не знаю, может быть Нил Стивенсон и гений как его называют, но меня он абсолютно не впечатлил. Можно было бы все списать на то, что это не мой автор и он тяжел для моего восприятия. Но подождите, есть авторы и с куда более глобальными идеями и сложными мирами! Тот же Станислав Лем, Вернон Виндж, Питер Уоттс. Но книги этих авторов я прочел и остался доволен ими. А роман «Алмазный век, или букварь для благородных девиц» я не смог осилить до конца. Честно, прочел три четверти книги и забросил. Сюжет. А его просто нет. Есть набор персонажей, живущих только по им понятным законам. Повествование очень сумбурное и разглядеть смысл практически невозможно. Я понимаю, что пистолеты вживленные в башку и вшивание кредитной карты в височную кость это революционно, но нельзя же плодить одни идеи, принебригая сюжетом.
В итоге имеем:
Сюжет: как таковой отсутствует
Идеи: их много. Очень при очень много!
Персонажи: присутствуют. В том то и дело, что только присутствуют.
Стиль написания: рваный стиль.
Обычно я в своих отзывах пытаюсь немного раскрыть сюжет, заинтересовать и заинтриговать будущего читателя. Но здесь я бессилен. Как я могу сделать развернутый отзыв если ни хрена не понял!
Рекомендация: на любителя!
Angvat, 13 июня 2017 г.
Написать хорошее, запоминающееся фантастическое произведение не так уж и просто. Один автор может прописать живых персонажей, но его мир вызывает тысячу «почему?» Другой же может прописать интересный мир, с кучей деталей, но населять его будут блеклые личности, чьи имена испаряться из вашей памяти сразу же после прочтения.
«Алмазный век» — пример как раз второго случая. Когда я читал эту книгу, у меня складывалось впечатление, что я читаю не обычное художественное произведение, а какое-то очередное расширение какой-то настольной киберпанковской РПГ. Все признаки налицо. Сперва идет динамичный пролог, оканчивающийся для героя этого самого пролога традиционно плачевно. Затем начинается основной костяк сюжета, где автор старательно вырисовывает мир будущего, снабжает его необычными деталями и населяет различными персонажами. Но при этом у нас нет ни четкого основного персонажа, ни центрального сюжета, да и в принципе повествование достаточно рваное. Ей-Богу, переворачивая последнюю страницу, я был готов увидеть приложение с характеристиками героев и игромеханикой этого самого букваря и других техно-новшеств.
В общем как эдакая «книга-пособие» для выдуманного мира «Алмазный век» неплох. Разве что иллюстраций не хватает. Но автор зачем-то выпустил его в виде обычного художественного произведения, и в таком виде итоговая оценка ему будет достаточно средняя.
perom, 19 марта 2021 г.
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...». В какой-то мере именно это происходит с одной из главных героинь, с девочкой Нэлл. Попав в детстве в случайно доставшуюся (а бывают ли настолько удачные случайности?) ей сказку в виде Букваря, она в финале в буквальном смысле объединяет свою реальную жизнь с сюжетом книги. Вызывает сомнение только лишь путь, который ей приходится преодолеть будучи воплощением принцессы. Этот путь загадок и квестов, на мой взгляд, излишне «технологичен». Допускаю, что это обусловлено общей нацеленностью сюжете романа на приставку «нано-«. Эти самые «нано-« играют построении картины окружающего мира чуть ли не главную роль. Но все же духовной составляющей взросления героини уделено совсем мало внимания. К чему шла Нэлл от открытой в первый раз страницы Букваря и финальной сцены на берегу. К единственной цели — обретению семьи, матери. А вот попутное обретение собственной «империи» из девочек-подростков в качестве подданных для меня не совсем понятный сюжетный ход. Зачем они ей, и что она с ними в дальнейшем будет делать?
Вторая линия повествования, связанная с Семенем и Джоном Хаквортом тоже довольно запутана. Для Хакворта все начинается с вполне понятного отцовского желания дать своей дочери возможность выйти в более привилегированные слои общества. За тем, под страхом разоблачения кражи интеллектуальной собственности, он становится фигурой в чужой игре, цели которой расходятся с его видением мира. Цели ввести дочь в высшее викторианское общество он не достигает. Мотивы его дальнейших действий не ясны и непонятны.
Читать книгу интересно. Сюжет воспринимается узором, непривычным для глаза в начале, но обладающим притягательностью при ближайшем рассмотрении.
Мах Асаматман, 9 февраля 2020 г.
Гораздо, гораздо лучше!
Читая Лавину, неоднократно ловил себя на мысли — когда автор не может что-то показать всерьез, он начинает издеваться. Отсюда — огромное количество откровенного стеба в книге, отбросив который, в сухом остатке получаем местами оригинальный, но жутко непроработанный мир, плоских персонажей, стереотипную конспирологическую подоплеку, странные сюжетные ходы и, что любопытно, интересное тем не менее чтиво (по крайней мере на один раз).
Алмазный век — другой.
Скажу сразу, это не киберпанк и даже не посткиберпанк — это нанопанк. Ибо кибервселенных у нас тут ровно ноль, зато превеликое множество всевозможных нано-. И хотя АВ сюжетно происходит в той же вселенной, ощущения от них кардинально разные. Где вышеупомянутая кибер... простите, метавселенная? Если между событиями книг почти столетие, почему разница в образе жизни типичного среднестатистического неблагополучного жителя Земли практически отсутствует? Да, снова транснациональные государства, франшизы заменены филами, но обстановка фактически — нынешняя. Голодающие жители третьего мира, западная оккупация Азии, плохие властьимущие и плохие типичные среднестатистические неблагополучные жители... Криминал, суррогаты, hi-tech,...
Однако главная разница не в смене кибер- на нано-, как кажется на первый взгляд. Она в стиле повествования. И вот тут АВ просто на несколько порядков обходит Лавину. И дело тут даже не в модных в определенных кругах викторианских атрибутах, а в том, как проработан и как подается мир.
Разницу между плебами и виками можно, кажется, потрогать руками. И сами новообразованные культуры не кажутся неестественными и чуждыми, подобно фриковатым франшизам Лавины. Все интересно, стильно, я бы даже сказал — изящно.
И подача выше всяких похвал — стоит продраться через медлительные (что не есть плохо) и непонятные (а вот это хуже) первые главы, проникнуться стилем, и оторваться действительно сложно. Идея сказки из Букваря неожиданно органично вписывается в повествование. Вообще главы принцессы Нелл, пожалуй, самые интересные.
Персонажи яркие и достаточно выпуклые — особенно радовали (правда поначалу) судья Ван и его подручные, доктор Икс, лорд Финкель-Макгроу, а когда ты в какой-то момент понимаешь, для чего в истории Миранда, становится не по себе. Причем, есть несколько очень сильных моментов, где я просто апплодировал Нилу. Хакворт будто бы живой, но местами откровенно бесхарактерный. Гарва просто жалко, может быть, он и получил свое, но тем не менее судьба обошлась с ним жестоко. Роль Карла Голливуда долгое время оставалась неясной.
Кстати, это уже один из минусов, которые я не могу обойти стороной. Примерно до середины, то есть до конца первой части сюжет не вызывает вопросов. Вернее, вопросы есть, но все четко, логично и похоже на классический детектив. Тут у нас подозреваемые, тут жертва, тут декорации — ищем дворецкого. А вот с появления Барабанщиков все пошло кувырком. Собственно, их роль в сюжете примерно та же, что у конспирологической ветви в Лавине — Нил втрамбовывает в казалось бы целостное повествование очередную гениальную и неповторимую идею, корнями, кстати, уходящую туда же — ну не мог программист да обойти двоичный код. И снова он у нас не просто средство передачи информации, а оное же, но с подоплекой. И если тьюринговские главы принцессы Нелл хоть и были заигрыванием с тем же самым двоичным кодом, именно Барабанщики уносят нас в дальние иррациональные дали. Вот примерно с этого момента Нил бросает в сюжет все новые внезапные повороты и, как и в Лавине, я несколько раз ловил себя на мысли — а почему так? или — как это вдруг так вышло? или — да где же чертовы предпосылки? Ну, например, пирожные доктора Икс в бардачке похитителя или Фиона, спасающая тонущего японца, финальный выбор Хакворта,... В общем, был целый ряд таких «почему» и «зачем», существенно запутавших гладкое до тех пор повествование.
Возможно, я очень сильно неправ, и мне следует перечитать и найти ответы на эти вопросы, и когда-нибудь, думаю, я это сделаю (в отличие от Лавины), но не сейчас.
И вот если абстрагироваться от этих «нескладностей», то это была бы твердая девятка. Потому что красиво, черт возьми.
Но абстрагироваться не получается. Поэтому уж так.
Но прочесть стоит однозначно.
ismagil, 21 января 2013 г.
Пластмассовый мир победил, потому что пластмасса оказалась нанотехнологическими алмазами. Из них строят острова, замки и новую жизнь, спокойную, сытую и гарантирующую каждому нищеброду похлебку и крепкие штаны. Нищеброды качают мышцы, копят гроши на лобометы и с завистью косятся на элиту, впавшую в новое викторианство – с цилиндрами, веерами, позволяющими отмахиваться от туч вирусов-шпионов, и расфуфыренными детками в кружевах. Самому видному джентльмену мало кружев – он намерен вырастить из дочки безусловного лидера Вселенной. Обеспечить это должна созданная по слову джентльмена интерактивная книга, уникальная и единственная в своем роде, которая научит, воспитает, да и просто спасет. Лидер, понятно, может быть только один – но тотальное шпионство нового мира уничтожило тайну как класс, а книга нужна многим отцам. В том числе отцам наций.
Стивенсон гений, и это диагноз. Он напоминает расслабившегося Гойю, который проминает тонкую моторику на тетрадном листочке, штучно отделывая всякую клетку. Причем за каждым завитком незримо болтается отдельная развесистая история, и автор готов выдать ее по первому требованию, в деталях и запахах – но кто ж потребует. Читателю бы с текущим нарративом справиться да успеть поймать слом характеров и эпох. Знакомство с историей слегка помогает – в конце концов, где Виктория, там и восстание боксеров, а где верхи не могут, там и низы с красной книжечкой. Еще помогает блестящий перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой – если я правильно понимаю, именно с «Алмазного века» она позволяет Стивенсону говорить по-русски – всем нам на радость, переходящую в счастье. Все равно расслабляться читателю нельзя – алмаз играет и слепит, но в стукалку победит по-любому.
Плотную изощренность письма можно было бы списать на талант, опыт, любознательность и изощренность автора – кабы не проклятый школьниками фактор поднимаемых проблем. «Алмазный век» формально считается продолжением «Лавины» и даже содержит пару замаскированных ссылок на нее. Но «Лавина» — это пусть сложновывернутая, но почти линейная история типовых трикстеров в гипермодернизированных обстоятельствах. А «Алмазный век» — это вдумчивое исследование феномена далеко идущей стратегии, обреченной на провал по определению. Потому что каждый практический шаг чуть-чуть, да отличается от расчетного и чуть-чуть иначе воздействует на объект, который находится в уже чуть-чуть ином положении.
Не бывает букваря без красных флагов. И выпускницам Смольного приходится выбирать не платье для бала, а оружие для ближнего боя.
Звание благородной девицы обязывает.
Corwin Morgan, 24 апреля 2019 г.
Интригующая аннотация и имя Нила Стивенсона – вполне достойная, как по мне, рекомендация к прочтению. Начало вполне в духе автора – читателя неспешно знакомят с чудным, непонятным, но захватывающим и интересным миром. Получается своеобразная стилистическая смесь из стимпанка и киберпанка. И вот тут пора бы уже начаться основному сюжету – напряжённому, захватывающему, увлекательному. Но, увы, ничего такого не происходит практически до самого конца. Роман представляет собой этакое вступление на 9/10 книги и 1/10 самого действия. Как будто автор создал интересный мир, полюбовался им, а потом «для галочки» прилепил сюжет. И это очень обидно, ведь у книги есть неплохой сюжетный потенциал.
Детство Нелл, на мой взгляд, наиболее интересно – там подробнее всего описано взаимодействие со Словарём, да и классический сюжет становления героя вполне работает. С другими персонажами ситуация хуже – в первую очередь, из-за манеры автора с ними обращаться. Он даёт им выполнить нужную функцию в сюжете, а потом грубо и безжалостно забрасывает на пару десятков глав. Поэтому ни о какой симпатии и глубине говорить нельзя.
Кстати, о главах – меня эта дробленость на отрезки по несколько страниц порядком раздражала. Понимаю, что это уже придирки, а такая манера, вкупе с кратким описанием содержания в названиях, используется для стилизации под викторианский роман, но, всё-таки, сейчас это уже не очень удобно.
Недолюбливаю эту метафору, но «Алмазный век…» — это роман-мозаика, причём, в плохом смысле, потому что часть элементов потеряна, а некоторые, и вовсе, не подходят друг к другу. И была бы моя оценка ему значительно ниже, чем сейчас, если бы не то, ради чего я, чаще всего, и читаю научную фантастику, а именно – идеи. Первое использование Букваря Нелл привело меня в восторг; вполне интересна концепция Барабанщиков, осуществляющих вычисления в гештальт-сознании посредством обмена секреторными жидкостями; заставляют задуматься различия в эффектах воздействия, казалось бы, одинаковых технологий, на разных людей и т. д. Посредственный сюжет скоро забудется, а интересные мысли будут в памяти ещё долго, и это – большой плюс книги.
Демьян К, 21 мая 2015 г.
Самое удручающее в этой антиутопии — что при всех гигантских технологических изменениях человек ничуть не изменился: так и бьются в далёком и несветлом будущем одни банды обезьян с другими за пресловутый Lebensraum — просто одни вроде бы умные («новые викторианцы») и воюют с помощью новейших технологий, а другие — вроде бы глупые («кулаки» и прочие) и предпочитают грубую физическую силу. Т.е. за всё долгое время нано-НТР господа из высших страт так и не удосужились заняться изменением природы человека, всё какие-то костыли пытаются для него придумать, которые якобы могут помочь ему стать лучше (тот же Букварь; живо вспоминается нелепая идея АБС про Всеобщую Теорию Воспитания, которую они безрезультатно пропагандировали всю свою жизнь). Самое печальное с точки зрения художественной в данном тексте — его какая-то совершенно несвойственная Стивенсону неряшливость — читать иногда просто физически неприятно. Ну и самое ужасное, что можно вынести из данной книги — при внимательном её прочтении — то, отдельные проявления чего можно было заметить и в других книгах автора — это его тотальная ксенофобия. Причём ксенофобия не национальная, а, скорее, интеллектуальная («культурная»)... Ибо все эти теории про то, что «одни люди лучше, а другие хуже», «одни вещи лучше, а другие хуже», подкреплённые сказками про девочек, одним махом семерых здоровых мужиков побивахом, — практически ничем не прикрытый расизм. По молодости думал почему-то, что умные люди не могут быть ксенофобами, не говоря уже — фашистами... Жизнь, увы, внесла свои коррективы... Англосфера (одно из самых любимых словечек Стивенсона) ухитрилась вскормить и вспоить целый класс интеллектуалов, которые несмотря на весь свой интеллектуализм по сути своей являются пещерными ксенофобами — и что тут удивляться тому, что все интеллектуалы (ну или почти все) англосаксонского мира обеими руками аплодируют любым попыткам своих властей вбомбить кого-нибудь в каменный век? Ведь тамошний интеллектуал прекрасно понимает (и получил он это с теми самыми «нанозитами» и вместе с материнским молоком): чем меньше претендентов на кусок хлеба в мире (а вбомбленным обычно не до претензий), тем больше будет у тебя, такого крутого интеллектуала, твой личный кусок хлеба с толстым слоем масла и икры... У меня и раньше были подозрения, что премию «Локус» дают только за глубоко «правильные» произведения. Данный случай в очередной раз в этом убеждает: Стивенсон рисует мир, в котором тамошние интеллектуалы жить хотят... Не важно, что остальные там перебиваются с нанориса на наноквас — главное, им, таким умным и продвинутым, будет хорошо и уютно в их тщательно отгороженных от остального мира «филах».