5. В рубрике «Кино и фантастика» Мацей Паровский/Maciej Parowski в статье “Obok kina?/Возле кино?” рассказывает об экранизациях произведений Станислава Лема и о сложных взаимоотношениях писателя с кинематографистами и телевизионщиками (стр. 57-58); Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak в заметке “Lem w sieci/Лем в сети” указывает ряд сетевых адресов, где можно найти материалы, посвященные творчеству Станислава Лема (стр. 59), он же в статье “Ekranizacje gier komputerowych/Экранизация компьютерных игр” развивает обозначенную тему, уделяя особое внимание фильму “Final Fantasy” (стр. 61), а Иоанна Салямоньчик/Joanna Salamończyk в статье “Co noc o pierwszej trzydzieści/Еженощно в половине второго” рецензирует фильм режиссера Сэма Рейми “The Gift” (США, 2001) (стр. 62).
6. Бартек Свидерский/Bartek Świderski в статье «Thorgal» в рубрике «Фантастические саундтреки» знакомит читателей журнала с саундтреком фильма “Thorgal” (США, Universal, 2000) (стр. 63).
7. В рубрике “Встреча с писателем” под заголовком (данным редакцией) “Nieludzkie przyśpieszenie/Нечеловеческое ускорение” публикуется интервью, взятое Станиславом Бересем/Stanisław Bereś у Станислава Лема (стр. 65-68). К сожалению, это сокращенный вариант. В сноске указано, что полностью интервью публикуется в сентябрьском выпуске журнала “Odra”. Карточек обеих публикаций на сайте ФАНТЛАБ нет.
8. В рубрике «Критики о фантастике» под заголовком “Lem na krawędzi/Лем на грани” (это намек на книгу Лема «Мир на грани») напечатан сокращенный вариант реферата доклада известного литературного критика, составителя собраний сочинений Лема, редактора Ежи Яжембского/Jerzy Jarzębski, прочитанного им в апреле 2001 года на лемовском семинаре в Праге (стр. 69-72). Карточки публикации на сайте ФАНТЛАБ нет.
9. В подрубрике «Рецензии» Яцек Дукай анализирует ранний роман Станислава Лема “Дневник, найденный в ванне” (Stanisław Lem “Pamiętnik znaleziony w wannie”, Wydawnictwo Literackie, 2000. Серия “Dzieła Wybrane”) – вышло в свет новое издание книги;
Доминика Матерская/Dominika Materska представляет читателям журнала антологию «Фантастический Лем» (Stanisław Lem “Fantastyczny Lem”. Wydawnictwo Literackie”, 2001); это сборник рассказов, выбранных посредством интернет-голосования – по мнению опрошенных читателей, эти произведения должны прочесть все;
а Марек Орамус/Marek Oramus обращает внимание читателей журнала на скромный сборник рассказов Яна Красновольского «Девять легких кусков» (Jan Krasnowolski “9 latwych kawałków”. “Zielona Sowa”, 2001), предисловие к которому написал сам Станислав Лем (стр. 73-74). Тут надо пояснить, что Ян Красновольский это внук Яна Юзефа Щепаньского – близкого друга и соавтора Станислава Лема.
Далее некто Predator сообщает о переиздании повести Станислава Лема «Расследование» (Stanisław Lem “Śliedztwo”. Wydawnictwo Literackie, 2001. Серия “Dzieła Wybrane”);
а некто Kunktator рассказывает об интересной лемовской публикации – это «Прогноз развития биологии до 2040 года» ((Stanisław Lem “Prognoza rozwoju biologii do roku 2040 (w maju 1981 roku ogłoszona)”, Wydawnictwo Literackie, 2000); в 1981 году Комитет науковедения Польской академии наук заказал у Лема такой прогноз. Его публикация по какой-то причине задержалась, потом полякам стало не до прогнозов, а затем Лем уехал из Польши и забыл об этой работе. Рукопись, однако, не затерялась и в конце концов вернулась к автору. «Литературное издательство» опубликовало ее в качестве бонуса для собирателей нового Собрания сочинений мастера (стр. 74).
10. В рубрике «Felietony»:
Марек Холыньский/Marek Hołyński продолжает новую серию статей “E-mailem z Nowego Światu/Е-мейлом из Нового Света” текстом “Gdy Lema nie ma/Когда Лема нет”, где несколько прерывает поток славословия юбиляру. Последнее время, говорит он, все чаще случается с ним не соглашаться. В ходе теледискуссий или конференций, стоя или сидя лицом к лицу, мы обменялись бы репликами, пришли бы к какому-то согласию, но это невозможно, потому что на таких конференциях Лема нет – устроители пускают запись его высказываний, и попробуй с ними поспорь. Приходится делать вид, что ничего такого не услышал и гнуть свою линию. И в качестве примера Холыньский приводит пару абзацев из книги “Swiat na krawędzi”, где Лем говорит об Интернете. ««Об Интернете мне нечего хорошего сказать. Планировавшаяся в годы холодной войны ЦРУ и Пентагоном линия связи <…> выжила как реликт и стала сильно развиваться, принося значительную прибыль». Удивительно, как в таком коротком тексте можно допустить столько неточностей. Интернет вовсе никогда не планировался ЦРУ и Пентагоном – он стал результатом исходившей снизу инициативы объединения компьютерных систем. Лем, наверное, имел в виду Arpanet, возникший за добрые 20 лет до Интернета. Его создателем было, однако, агентство NASA, соревновавшееся тогда с Советами и пытавшееся обеспечить обмен информацией между компьютерами, применявшимися для проектирования первых сателлитов. Значительная прибыль? В мире пока можно назвать лишь несколько интернет-компаний, работающих не в убыток, остальные кое как удерживаются на плаву, лишь надеясь на будущие прибыли. <…> Дальше Лем перечисляет различные применения Интернета. Это в принятой им последовательности: «азартные игры, которыми можно заниматься, сидя, например, дома под Вашингтоном, в Монте-Карло ездить не нужно; а во-вторых, если не во-первых, все шире распространяется в Интернете порнография, а также так называемая биометрика, biometrics”. Вот уж действительно горох с капустой. Компьютерные казино – явные задворки Интернета. Порнография давно уже стала чем-то обыденным и ушла в WWW на второй план; после которого-то там посещения электронного пляжа нудистов перестаешь обращать внимание на обнаженную плоть. Биометрика, то есть методы идентификации пользователя (вероятно это Лем имел в виду), опирающиеся на сканировании лица, снятии отпечатков ладони или копировании сетчатки глаза, используется лишь в немногих супертайных военных системах». Приведя еще несколько примеров, Холыньский заключает: «Как это здорово, что я понятия не имею об эмбрионах, атомных электростанциях, российских диссидентах, биотехнологии и истории Львова! Благодаря этому я могу спокойно изучать остальные главы книги и без раздражения наслаждаться неповторимым юмором и глубочайшими познаниями нашего Лема» (стр. 75);
Лех Енчмык/Lech Jęczmyk в статье “Życie jako okręt oglądany od spodu/Жизнь как корабль, наблюдаемый снизу” из цикла “Новое средневековье” называет Лема мыслителем, опасно приблизившимся к теории всего. И объясняет, в чем видит таковую опасность (стр. 76);
` а Марек Орамус/Marek Oramus в статье “Pilot Pirx jako wieloboista/Пилот Пиркс как многоборец” из цикла “Piąte piwo/Пятое пиво” тщательно препарирует известнейшего, вероятно, героя произведений Станислава Лема, опираясь на новое издание сборника «Рассказы о пилоте Пирксе» (Stanisław Lem “Opowieści o pilocie Pirxie”. “Wydawnictwo Literackie”, 2000. “Działa Zebrane”) (стр. 77).
11. В рубрике «Среди фэнов» напечатан репортаж Мажены Острыньской/Marzena Ostryńska о проведенном 14-17 июня VIII Фестивале фантастики в Нидице. (Фоторепортаж см. на стр. 63). Здесь же приведен список лауреатов премии “SFinks” 2001 года (стр. 78).
14. В списках бестселлеров за июль 2001 года находится (уже второй месяц) единственная книги польского автора — “Aksamitny Anschluss” Эугенюша Дембского. Здесь же вместо традиционной статьи Войтека Седенько напечатан список «На книжном рынке» (15 наименований) (стр. 79).