Иэн М Бэнкс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Farit» > Иэн М. Бэнкс, «Игрок»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Иэн М. Бэнкс, «Игрок»

Статья написана 27 августа 2020 г. 17:51

«Игрок»
Иэн Бэнкс
Игрок / The Player of Games
1988, роман

Это история Игрока. Человека Культуры, чей талант побеждать всегда и в любых играх восхищал миллионы и миллиарды. И, в конце концов, привлек внимание Особых Обстоятельств. Его ожидала империя Азад и игра. Игра Игр — сложная, как сама жизнь. В империи, выигравший Великий турнир становится Императором. Потому и сама империя названа именем Игры. Только Разумы могли догадываться, что из этого способно получиться...


Традиционно этот роман называют вторым в цикле «Культура», но так как там нет никакой особой привязки ни по времени, ни по событиям, то и смысла в этом особого нет. Тем более, что на мой взгляд «Игрок» из цикла несколько выбивается и его имеет смысл рассматривать отдельно.

Кстати, название переведено неправильно – но в данном случае это не вина, а скорее беда переводчика. Ведь Бэнкс назвал свой роман не Player, Gambler или Gamer. Нет, он назвал его как истый постмодернист – The Player of Games. И как такое переводить? Игрок игр? Не, я бы не отказался увидеть такое на корешке у себя на полке, но не думаю, что в России есть редактор, который бы был со мной согласен.

При этом название-то необыкновенно точное и очень здорово соответствует содержанию книги.

Дальше, предупреждаю, будут спойлеры, поэтому если кто еще не читал – я вас предупредил.

Фабула романа в общем-то незамысловата. На огромном орбиталище Чиарк живет Джернау Морат Гурдже (Jernau Morat Gurgeh) – человек, сделавший игры своей профессией и почти достигший совершенства. Он знает все бытующие в Культуре и ее окрестностях интеллектуальные игры, причем равно хорош как в теории, так и в практической игре. Пишет статьи, участвует в фестивалях, турнирах и прочем, как правило – выигрывает. Иными словами, в выбранной сфере деятельности он достиг совершенства и более того – это общепризнано всеми окружающими. Фактически, на данный момент он – лучший, а это положение, помимо множества приятных сторон имеет одну неприятную – ему стало скучно.

Со скуки он даже начал участвовать в боевых симуляциях – то есть попробовал переключиться с интеллектуальных игр на активные. Это ему не понравилось.

И вот этому скучающему игровому гению поступает предложение сыграть в игру, которую он еще не знает. Игру, составляющую основу существования одной весьма отдаленной, весьма могучей и весьма жестокой космической империи. Игру невероятно сложную, и при этом, конечно же, крайне интересную.

При этом само предложение сыграть формулируется таким образом, что отказ, как говорил товарищ Берия, сопряжен с рядом крайне неприятных последствий. То есть, Гурдже поступает в распоряжение Особых Обстоятельств Культуры не совсем по своей воле. Даже можно сказать, что против.

Далее он летит в далекую далекую Галактику, по дороге тренируясь, прилетает и начинает играть. После долгих замысловатых перипетий игра заканчивается – причем Гурдже можно назвать и победителем, и побежденным. Зависит от того, с какой стороны смотреть. Главное здесь то, что он, к счастью, остается жив и возвращается в свой милый теплый дом, к друзьям и любимой девушке, которая в его отсутствие превратилась в мужчину, но уже начала обратную трансформацию – потому, что хочет быть с ним.

В Культуре, как известно, поменять свой пол – все равно, что у нас поменять пол на кухне. Не сказать, что просто и быстро, но относительно легко.

Может быть немного забегая вперед скажу один из своих выводов. Роман я считаю скорее неудачным – не потому, что он плох, а потому, что замысел автора явно был гораздо больше, чем то, что получилось. То есть, Бэнкс замахнулся очень сильно, но бросить камень достаточно далеко у него не получилось.

Основная причина этого – азад. Так называется игра, в которую должен был играть Гурдже, и так называлась империя. Одинаковость названий не случайна – азад пронизывает всю жизнь империи, является ее основой, скрепляет ее и делает ее монолитом.

Все потому, что – по описанию автора – азад является своего рода суммой всех игр. Игра – любая интеллектуальная игра – моделирует какую-то сторону жизни. Чем более она сложна, тем лучше эта модель, тем она ближе к объекту моделирования.

Так вот, азад заявлен как сумма всех игр. То есть он настолько сложен и изощрен, что не просто моделирует жизнь – такую, как она есть. Он и есть жизнь, более того – он эту жизнь формирует.

Императором империи Азад становится тот, кто обыграет всех остальных претендентов. Этот выигрыш показывает его готовность решать все задачи, встающие перед ним и перед его государством – решать жестко, быстро, точно соизмеряя стратегические расчеты и тактические удары, ювелирно распределяя ресурсы, чем-то жертвуя и что-то захватывая, устраивая временные альянсы и предавая бывших сторонников. Победитель формирует политику империи – причем во время игры все видят, какова будет эта политика. Из тех, кто оступился в игре на поздних стадиях формируется корпус высших должностных лиц – тем более, что игра выявила их сильные и слабые стороны.

Именно азад является фактором, который обеспокоил Особые Обстоятельства Культуры. Империи непрочны по своей природе, но империя Азад благодаря игре оказалась гораздо устойчивей, чем все остальные. Возможная война с ней Культуру не пугала – пугали возможные издержки такой войны. Именно поэтому Особые Обстоятельства решили пойти на столь экзотические шаги, как принуждение Гурдже к участию в игре.

Постановка задачи – то, что я называю замахом – необыкновенно интересная. Увы, результат оказался… не могу сказать, что плох, конечно нет. Неполон. И причиной этого стал все тот же азад.

Дело в том, что он вообще никак не описан. Он всего лишь заявлен. Я прекрасно понимаю всю трудность реализации задачи придумать игру, которая превосходила бы жизнь своей сложностью – но как-то можно было бы попытаться. Не целиком и полностью, конечно, это непосильно, но в виде фрагментов, отражений, цитат из правил, комментариев к тем или иным ходам и комбинациям… Увы, ничего этого в книге нет. Просто общая характеристика позиции, потом озарение, и вуаля, победа, враг бежит. Ну бли-ин…

С этим можно было бы смириться – если бы автор не сделал азад не просто игрой, а основой всего романа. На самом деле игра – реальная игра – начинается не в Гроазначеке, столице империи Азад. И заканчивается не на Огненной планете Эхронедал (кстати, очень сильный образ). Нет, она начинается намного раньше, а когда закончится – совершенно неясно.

Но очевидно, что, например, одним из ее элементов была схватка Гурдже и Ольц Хап в стрикен, когда Гурдже поманили желанием войти в историю как автора первого идеального разгрома противника. Смотрели – что именно может увлечь скучающего гения. Увидели, кстати.

Поведение Маврин-Скела… да, автономники и Разумы в Культуре явно не относятся к числу азимовских роботов. Но с другой стороны – Нулевой закон они, похоже, усвоили лучше, чем Дэниел Оливо, да и защищали подопечного в итоге довольно отчаянно.

Ну и конечно, финал… На доске победу одержал Гурдже – причем победу блестящую. Он проник в игру настолько глубоко, что играл не просто как представитель Культуры – он сам стал Культурой.

Но Никозар обыграл его на некотором более высоком уровне – ибо понял, что играют не они, а играют в них. Его монолог на крыше замка и последняя отчаянная попытка обнулить игру вызывают уважение – он понял, что его империю вскрыли, разъяли на куски и препарировали, и что у него остался только один выход. Увы, ему не досталось даже ничьей – но и его противник не может назвать себя победителем. Он и не называет.

Кто победил? Как ни странно это звучит, победила империя, наконец-то начавшая свою трансформацию. Во всяком случае, на этом настаивает сам автор. Верить ему или нет – дело каждого.

Считать ли победителями Разумы Особых Обстоятельств, задумавшие и осуществившие эту игру? Не думаю. Как ни странно, их участие в игре в общем-то минимально. Ну… они просто ее начали. Результата предсказать они не могли, это лежит за пределами их возможностей, но им это и не требовалось. Они были готовы к любому исходу. В этом их сила и в этом сила Культуры – во всяком случае, на этом настаивает автор. Тут я с ним согласен. Те, кто ставит только на один благоприятный исход – всегда проигрывают на дистанции. А Культура всегда играет вдолгую.

Что в итоге. Роман, как я уже сказал, выглядит неполным, что вызывает – во всяком случае у меня – чувство острой досады. Но если от нее отрешиться – книга весьма хороша. Настоящая интеллектуальная космическая опера, в которой есть место всем ее атрибутам – огромные империи, объятые огнем планеты, грандиозные космические сооружения, утонченный декаданс и изысканная жестокость – кстати, эти два пункта являются очень частыми атрибутами таких эпических полотен. Здесь нет битв космических флотов, но противостояний разного рода там с избытком. Мне особо понравилось «лобовое столкновение» двух вариантов гедонизма – я так думаю, что предлагаемый Культурой выглядит привлекательнее. Не отказался бы.

Ну и в итоге – а к кому именно относится название романа? Я бы не смог отнести его целиком и полностью к Гурдже, хотя он и является главным героем книги. Слишком много там игроков…

И не забудем, что в отсутствие Гурдже Ольц Хап таки сделала полную сеть в стрикене.





1086
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 18:35

цитата Farit

Ведь Бэнкс назвал свой роман не Player, Gambler или Gamer. Нет, он назвал его как истый постмодернист – The Player of Games. И как такое переводить? Игрок игр?

Да тоже мне бином Ньютона уравнение Шредингера. «Играющий в игры».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 19:31
Тогда уж лучше «Участник игры». Но это не совсем подходит к содержанию.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 19:39
А мой мозг выдал «Игрок в Игры». Homo & Robo Ludus. Там же всё Игра: отношения между персонажами, сама Игра, шантаж как вид игры, войны, геополитика. Замечательный роман. Мой любимый в цикле Культура.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 20:21

цитата Farit

Тогда уж лучше «Участник игры». Но это не совсем подходит к содержанию.

Почему же? Как раз очень подходит. Бэнкс же явно не Гурже имел в виду. Вернее, не Гурже в первую голову, Гурже – фигура на игровой доске, пускай даже ферзь, а не игрок.


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 19:00

цитата Farit

Дальше, предупреждаю, будут спойлеры, поэтому если кто еще не читал – я вас предупредил

Дальше рецензию не читал, спасибо:-)
Давно приглядываюсь к циклу. Немного сдерживает большое количество книг в «Культуре». Да и сочетание довольно странное — коммунизм и гедонизм???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 19:31
Сочетается идеально :)


Ссылка на сообщение28 августа 2020 г. 00:01
На мой взгляд, цикл Бэнкса надо начинать читать с «Игрока», а не «Вспомни о Флебе». Именно в этом романе наиболее подробно объяснена суть Культуры, как объединения цивилизаций.
И да, автономник там просто «супер».


⇑ Наверх