К началу просмотра второй части я придумал, как можно объяснить хотя бы часть несуразиц первой.
Раскручивался я от Люка Скайуокера. Рассуждение тут простое. Если мы считаем, что Люк – это безответственный истерик, тогда франшиза похоронена полностью и, что нужно отметить отдельно, на этапе продумывания изначальной концепции. То есть создатели третьей трилогии сами, своими руками хотели ее похоронить. Но это означает, что обнуляется вся сделка по приобретению Лукасфильма Диснеем. Поверить в это невозможно – столь плохо я о них думать не могу. Они могут не любить Звездные войны, но они не могут не любить деньги.
Тогда все просто – уход Люка и его прятки есть обдуманный поступок ответственного джедая. То есть то, что он скрывается – это необходимость.
В первом фильме, в принципе, есть и намек на такие обстоятельства. Даже несколько. Первый – наличие в обозримом пространстве лишь одного явно владеющего силой товарища – Кайло Рена. Второй – то, что означенный Кайло Рен проворачивает кунштюки, которые и не снились его предшественникам, что со Светлой, что с Темной стороны. Третий – то, что бедолага сильно мучается, причем в сравнении с дедом например, он мучается «наоборот». Ну и то, что он – нервический истерик, который по любому поводу начинает все крушить вокруг себя (а поведение его экипажа говорит, что они к этому привыкли – то есть делает он так часто) еще добавляет камушков.
То есть получается примерно так – после гибели обоих ситхов Темная сторона лишилась своей концентрированной мощи. Но так как все во Вселенной должно находиться в равновесии – это должно было повлиять и на Светлую сторону. То есть единственный джедай, оставшийся в строю после эндорской битвы силу либо потерял, либо перестал использовать так, как надо. А потом народилось нечто: не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка – наш дорогой Кайло Бен, которого рвет на части винегрет из Темной и Светлой частей силы, а он попросту не может отличить одно от другого.
Схема по своему логичная – правда объясняет, конечно, не все. Скажем, остается обнуление результатов битвы при Эндоре – там потребуется натянуть очень маленькую сову на очень большой глобус. Но можно же хотя бы попытаться!
Кстати, появление Рей в этой схеме тоже объясняется – долго терпеть эту силовую свистопляску вселенная не хотела, так что это просто способ вернуться к более привычной схеме. Правда тогда было совершенно непонятно, чего это к Рей клеится Финн – несмотря на его попытки орудовать световым мечом он девушке явно не пара.
Ну и, конечно, требовала отдельного объяснения самая туманная фигура первого фильма – властитель Сноук. Кто это такой вообще? Я решил было, что это некий ситхский конструкт, созданный на случай беды. Голокрон ходячий. С одной стороны достаточно мощный – то есть может научить всяким штукам, с другой – для силы он не видим, то есть повлиять на продолжающееся коловращение не может.
Вот примерно с такими мыслями я приступал к просмотру. И…
Скажу честно – меня убил Сноук. Вот реально – я надеялся, что он так и останется туманной фигурой, чего-то там комментирующей и поучающей. К появлению истощавшего Франкенштейна в легкомысленном банном халате меня жизнь не готовила. Мои теории с этой стороны потерпели полный крах.
Но с другой – они почти полностью подтвердились устами самого Люка Скайуокера. Да и поведение Рей в это все укладывалось хорошо, то есть прямо показано, что в ней всего и всякого намешано.
В итоге мы получили нечто еще более несуразное, чем в первом фильме – все у ситхов хорошо, даже правило двух свято сохраняется, а Светлой стороны почитай, что нет, единственный настойщий джедай саповыпилился и делать ничего не желает вообще, а единственная кандидат ему на замену тоже обуреваема сомнениями. Первый доит ждунов, бьет рыбу пятидесятиметровой острогой и уверяет всех, что так и надо поступать настоящему джедаю, а вторая лезет во все дыры, из которых сифонит Темная сторона – ради ответов на вопросы, которые и сформулировать-то толком не может.
Лично для меня вся линия с Силами и Темной/Светлой стороной на этом окончательно запуталась. Сноук, склонность Рей и Кайло мило болтать через разделяющие их парсеки и даже ручки друг другу жать, ну и новые фокусы с силой – удаленное управление световым мечом, перемещение собственного тела и драка им где-то у черта на куличках… В этом свете жонглирование камушками, которое в финале устроила Рей даже и не удивляет. Йода нервно курит в сторонке. И, кстати, финальный эпизод с мальчиком все запутал еще больше. Кто ж этих мальчиков учить будет, в свете всей этой кутерьмы. Правда то, что мальчик был с метлой – это, случайно, не намек на другую франшизу? А что, Хогвартс туда воткнуть – будет смотреться не хуже прочего.
Что касается других линий. Создатели фильма поняли, что Финна от Рей надо как-то отделять и приняли к тому все меры – правда сам Финн от того был, как я понимаю, не в восторге. Героизм Сопротивления довел их до ручки: в увертюре обменяли на вражеский дредноут едва ли не весь свой москитный флот – хотя, если по чесноку, именно ради таких сцен героического превозмогания «Звездные войны» и снимаются. В итоге к финалу Сопротивление в полном составе поместилось на «Соколе Тысячелетия». И это была победа, ага…
Нельзя не упомянуть наличие двух светлых пятен. Первое – адмирал Холдо в отличном исполнении Лоры Дерн. Очень люблю эту актрису, а тут она и типаж необычный представила, и По Дэмерона шикарно окоротила. Жалко, что погибла, еще жальче, что ее не было раньше. Второе – Взломщик, совершенно блистательно сыгранный Бенисио дель Торо. На его фоне резко поблекли все прочие герои. Понятно, что и типаж у него выигрышный, но и сыграл он классно.
Появившийся вдруг Йода оказался панком – а что, мне понравилось. Слова правильные говорил, Люка поддержал, древний храм джедаев спалил. А что, нужное дело. Наверное. Правда книги придется заново писать – хотя кто их нынче читает…
Нужно упомянуть и забавную пасхалку – атаку шагающих танков, по структуре слизанную с «Империя наносит ответный удар», а по форме – некоторое издевательство над ней (в той части, когда их пытаются атаковать на старых рыдванах), но при этом изумительно снятую – идея с красной глиной под тонкой белой соляной коркой сработала на все сто.
Ну и главное темное пятно, которое вообще ничем ни объяснить, ни оправдать – заплыв Леи Органы через вакуум. В развевающихся одеждах, что примечательно. И дело тут даже не в нем самом – ну, еще один прорезавшийся джедайский трюк. Нет – дело в подводке. Как Кайло целился, как она напряглась, как он снял палец, как полетела ракета, как он сдерживался, чтобы не заплакать, как мы все замерли на этой мощной драматической сцене… а потом плюх-плюх и в позе Супермена через космос обратно. Да ну на, это настолько дурной вкус, что и сказать нечего.
В общем, если первый фильм хоть как-то вывез на свежести и повторе структуры классической «Новой надежды», то второй почти все надежды на что-то логичное и правдоподобное окончательно закопал. Даже актеры словно сбились с ритма. Не то, чтобы перестали тянуть – скорее утвердились в своих амплуа совсем хороших или совсем плохих и за рамки выходить не рискуют. Изредка проявляет себя Бойега-Финн, а вот По-Айзек, несмотря на весь демонстрируемый им темперамент – начинает откровенно раздражать. Радуют только Хэммил и Драйвер. Кэрри Фишер – увы и ах – тянуть перестала совсем.
Вот, кстати, глядя на дель Торо я понял, насколько мне в трилогии сиквелов не хватает персонажей типа Джаббы Хатта или Бабы Фетта. Ну, или раннего Хана Соло, который тоже был тем еще пройдохой. Тут же всех персонажей жестко разобрали по лагерям – это сильно обеднило художественные возможности актеров. Нельзя так делать.