Оригинальная трилогия повествовала о борьбе повстанцев с Империей, имела оглушительный успех и заслужила культовый статус. Трилогия приквелов повествовала о поздней Республике, и, по большому счету, беспомощности ее руководства и поддерживающего его ордена джедаев перед интригами ситхов. Успех она имела умеренный и культом не стала, хотя как по мне, так зря. Так как прибыльная франшиза должна продолжаться до тех пор пока ее не выжмут досуха, а потом еще примерно столько же, то появление сиквелов можно было ожидать. И они появились – в виде традиционной трилогии, открыл которую рассматриваемый нами фильм.
Перед его создателями стояла нелегкая задача. Битва при Эндоре, которой закончился фильм «Возвращения джедая» знаменовал собой полную победу повстанцев. Победа эта, добытая в трудной борьбе, в значительной степени предопределила оглушительный успех оригинальной кинотрилогии. Но одновременно с этим она здорово испортила жизнь тем, кто должен был писать сценарий продолжения. В самом деле, уничтожение обоих ситхов – учителя и ученика – полностью обнулили сторону антагонистов. Джедаев, конечно, тоже осталось немного – только брат и сестра Скайуокеры, второе поколение славного семейства, но зато им теперь никто, по идее, не мешал возрождать орден джедаев, продолжать бороться с Темной стороной, восстанавливать порядки Республики и вообще, делать все, что захочешь. Задачи благородные и очень полезные для Галактики и населяющих ее народов, но совершенно невыигрышные с точки зрения кинематографа. Одно дело героически превозмогать подмявшего под себя все и вся Темного Владыку, и совсем другое – восстанавливать экономику и судебную систему, организовывать выборы, следить за соблюдением справедливости и все такое прочее.
Нужно было либо радикальное переформатирование – однако, судьба трилогии приквелов показала, что народу это не сказать, что интересно, либо новый враг, причем враг с большой буквы. Но откуда его взять?
В многочисленных книжных сиквелах, составивших когда-то первый канон саги, дело решили просто – из командировок, ссылок и просто небытия начали возвращаться оставшиеся за кадром основной линии сюжета темные джедаи, недоделанные ситхи, опальные гранд-адмиралы и прочие злокозненные личности. Они быстро набирали вес и силу и давали возможность джедаям делать то, что они лучше всего на свете умеют делать – героически бороться с превосходящими силами противника. Но создателей трилогии сиквелов этот вариант не устроил и они решились на самое дурацкое, что только можно было придумать.
Они просто обнулили результаты эндорской битвы. Ну, то есть ее считай, что не было. Героическое превозмогание, невероятное самопожертвование, балансирование на грани поражения – все оказалось зря, и через тридцать лет мы видим в точности то же положение, что и в оригинальной трилогии – Альянс Повстанцев, перекрасившийся в Сопротивление, изнемогая, борется со всесокрушающей силой Первого Ордена, наследника Темной Империи.
Начало фильма заставляет, конечно, сурово напрячься. Мы видим, как сверхважный документ прячут в дроиде, хозяина которого арестовывает некто черный с красным световым мечом. Дроид успевает смыться и через некоторое время привязывается к одному из аборигенов, который оказывается ключевым персонажем истории. Штурмовики обыскивают место, где может быть дроид, герои – их количество увеличивается – покидают планету на «Соколе тысячелетия». Хэн Соло, безуспешно пытается запудрить мозги кредиторам. Туманная голограмма, которая отдает указания; супероружие, рушащее планеты, дальняя база Сопротивления, оказывающаяся следующей мишенью, почти безнадежное сражение, тем не менее выигранное за счет везения и героизма.
Похожесть тут слишком явная, чтобы принять ее за баг. Это явная фича – то есть авторы даже не пытаются быть оригинальными. Они сознательно и не скрывая этого переснимают оригинальную трилогию. Ту самую, любимую и культовую.
Ход по крайней мере смелый – так как этим они сильно затруднили собственную работу. Одно дело сделать рожу кирпичом и снимать типа как оригинально, и совсем другое – работать на всем известном шаблоне, сознательно нарываясь на сравнение с ним. И ввиду культового характера «Новой надежды» уповать можно только на качество реализации. Был выбран подход, при котором все, что похоже на оригинал – взято для того, чтобы подчеркнуть пиетет к нему, а все, что отличается – сделано для того, чтобы его или улучшить, или разнообразить. На мой взгляд, Абрамс с компанией искренне хотели сделать именно таким образом.
Могло ли у них получиться? Как мне кажется – вполне. Более того, кое-что даже получилось. Во всяком случае, в отсутствии старания авторов фильма не упрекнешь.
Увы, в большинстве своем эти старания уходят в песок. Причина, как мне кажется, именно в дурацком исходном посыле. Ну да, путь к Люку Скайуокеру – а какого хрена этот путь вообще искать нужно? Почему он удрал и носа не кажет? Кто такой Смоук? Что вообще происходит?
Создатели фильма забыли, что сорок с лишним лет назад зритель в далекую галактику попал впервые – и принимал все, что там происходит за данность. Но сейчас – извините. Галактика исхожена вдоль и поперек, ее историю многие знают лучше, чем историю собственной губернии, так что просто расставить фишки и скомандовать «поехали» – нет, не получится.
Таким образом, усилия Абрамса сотоварищи были с самого начала подорваны невнятной инициализацией сеттинга.
Правда, стоит признаться, что в дальнейшем каких-то особенных провалов в фильме не наблюдается. Я их насчитал два с половиной.
Первый касается Рей. Люк на Татуине жил в семье дяди, достаточно зажиточной по тамошним меркам, плюс находился под опекой Кеноби. Научился разбираться в механизмах, хорошо питался и т.д. и т.п.
Рей на Джакку… жила в разбитом шагающем танке и перебивалась случайными заработками, нам старательно показывают, что за результаты ее тяжкого труда ей перепадает то четверть, то половина пайка. Ее шпыняют старьевщики, у нее нет компании, в которой она нашла бы помощь и защиту, она – одиночка. Возможно ли выжить одиночке в показанных условиях? И не просто выжить, но и наработать боевые навыки, позволяющие расправиться с парой громил? Кто ее тренировал?
Далее еще выясняется, что Рей – крутой пилот.
Ладно, в плане пилотажа и драк я все понимаю. Сила, текущая через тебя и все такое, мы ведь сразу видим, что девушка не из простых. Но сила увеличивает интуицию. Фиг с ним, назначение ручек управления может быть понятно. Но с инженерными специальностями такое не прокатит. Там учиться нужно. Откуда Рей знакома с гиперприводами, причем на таком уровне, что многоопытный Соло челюсть теряет?
Второй касается Бена, то есть Кайло Рена. Вернее, его метания. Все, что я знаю о Силе – это что Темная сторона привлекает адептов. Отсутствием границ, неприятием покоя и все такое. Это как наркотик, которому нужно научиться противостоять. То есть тот, кто стоит на Светлой стороне – для него актуальна проблема не поддаться на уговоры Темной. На этом, в общем-то, построена вся история Скайуокеров, что Анакина, что Люка – только Лея избежала соблазнов Темной стороны, да и то нам их просто, скорее всего, не показали.
Здесь же все наоборот и бедный Бен изо всех сил старается зацепиться за Темную сторону и не рухнуть обратно. Это как вообще? Тьма и Свет вдруг стали симметричны? Не, это интересный поворот, но надо же его хоть как-то обосновать. Что там поменялось в Силе за тридцать лет, прошедших после Эндорской битвы? Может, после того, как ситхи навернулись – там чего-то такое проявилось?
Я, кстати, с огромным интересом глянул бы на это. И, кстати, некоторые намеки на это есть – например Кайло Рен вытворяет такое, что его дедушке и не снилось – например замораживает выстрел из бластера, причем не сказать, что это так уж сильно его напрягает. Между прочим, сразу же возникает мысль, что на этом принципе можно и некоторые виды оружия делать.
Половинка же касается героев, причем тех, что перекочевали к нам из «Новой надежды». Я понимаю, что без них было не обойтись. Но, черт возьми, они же сейчас совсем старые! Вытаскивать Кэрри Фишер во главу очередного Сопротивления, заставлять Форда изображать из себя лихого контрабандиста… Зачем?! Они стараются и многое получается, но разница все же есть и она играет не на фильм, а против.
Вот чего бы им не отнести действие не на тридцать, а на пятьдесят лет – чтобы эти трое были уже явными патриархами, а рулили бы всем молодые. Чтобы было камео, а не эти вот конвульсии.
Теперь о плюсах.
К ним бы я, если честно, отнес практически все остальное. Новые герои хороши. И Оскар Айзек, и Дэйзи Ридли, и Адам Драйвер, и Джон Бойега – актеры отличные и стараются изо всех сил. Многое получается. А то, что непонятно, как первый спасся с Джакку, почему третий так плохо владеет собой или с чего это у последнего так резко меняются приоритеты – вопрос явно не к ним.
Явная удача – новый дроид ВВ8. Причем над ним поработали – он не копирует ни R2D2, ни C3PO – его линия совершенно самостоятельная.
Интриги и драки – совершенно в русле Звездных войн. Конечно, орать на всю таверну «Хан Соло!» не обязательно, но к такого рода оживляжу действия у меня претензий нет. Как и к прозрениям, внезапному волевому овладению Силой и тому факту, что наши стреляют гораздо более метко, чем не наши. Это условия игры, тут претензии выдвигать бессмысленно. Я их и не выдвигаю.
Что получили в итоге? Очень невнятную по исходному посылу историю с ураганным действием, симпатичными главными героями и, главное, очень неплохими возможностями дальнейшего развития в самых разных направлениях.