Креативная зарисовка на тему творчества легендарного режиссера
«У реки, где со смертью назначена встреча,
У моста, где готовятся к страшным прыжкам.
Кто-то нежно кладет тебе руки на плечи
И подносит огонь к побелевшим губам» (с)
Он врёт с завидным постоянством: в каждом кадре, в каждом своем прожитом дне и каждому своему зеркальному отражению.
Двадцативосьмилетний Андре — обладатель огромных и безнадёжных долгов по всему бандитскому Парижу (американец по паспорту и араб корнями) холерически бегает от своих потерявших терпение кредиторов, безуспешно хватаясь за несуществующую надежду. Но далеко ли таким образом можно убежать?.. Ведь это бег по кругу: от себя вчерашнего к себе без приличного будущего...
Скажу сразу, что на эту стрёмную со всех точек зрения роль Люк Бессон выбрал Жамеля Деббуза — невероятно обаятельного французского комика марокканского происхождения, который умудрился получить награду «Лучший актёр второго плана» за персонажа Люсьена, помощника владельца овощной лавки из картины «Амели» 2001 года. И Жамель Деббуз вновь проявил все грани своего самобытного таланта в главной роли этого глубокого персонажа Андре в картине «Ангел-А» 2005 года.
Нужно отметить, что в киноленте «Ангел-А» Бессон и Деббуз вместе довольно удачно и лихо пошутили в жанре классной и стильной фэнтезийной комедии. Хотя и не только пошутили, все больше акцентируя внимание на чем-то другом, что не всегда раскрывается именно с первого просмотра и требует к себе, как и любая классика, более детального, вдумчивого и пристального отношения.
Итак, этот маленький перепуганный человечек с бегающими глазами хронической жертвы и трусливыми мелкими шашками мятежного безумца мечется по всему Парижу, чтобы избавится от невыносимого бремени. Андре просто немножко ошибся в арифметике, беря в долг так много. Теперь минимум, что его ожидает — это полёт с моста в холодную Сену; а максимум — это оказаться с простреленной головой…
Сами понимаете, с криминальными авторитетами шутки плохи.
Кстати, насчёт прыжков с большой высоты. Раньше, чем Андре окажется негласным свидетелем своего второго рождения, и это главная интрига сюжета, его очередной кредитор месье Франк вместе с оператором картины Тьерри Арбогастом заставят этого персонажа немножко повисеть над вечерней Сеной.
Андре, барахтающийся по ту сторону перил на самой высокой площадке Эйфелевой башни на фоне видов феерически красивого Парижа, открывающихся с высоты птичьего полета — эта сцена, которая достойна бурных аплодисментов. Зрителям слабонервным при просмотре этой картины просьба максимально далеко отойти от мониторов, поскольку у вас может сильно закружиться голова — снимают профессионалы! Операторская работа в «Ангел-А», намеренно отснятом в черно-белых тонах, просто изумительная, как в этом эпизоде, так и во всех последующих.
На мой притязательный вкус в этой ленте Бессону и Арбогасту удалось создать очень стильный видеоряд из профессиональной нарезки того материала, который может служить эталоном клипмейкерства, если рассматривать его в контенте художественного искусства. Классное музыкальное сопровождение гармонично дополняет магический реализм происходящего в кадре. В «Ангел-А» режиссер вновь взял эту Высокую вертикаль своего творческого оригинального самовыражения.
Бессон в каждом кадре пульсирует своими душевными откровениями. И образ изумительной девушки со странным именем Ангел-А, которой режиссер доверил высшую миссию в судьбе несчастного Андре, напрямую перекликается с его интервью 1996 года со съёмок «Пятого элемента»: «Я был поражен, растерзан и смят — на идеально построенный скелет натянули кожу». Похожие чувства испытал перепуганный Андре, когда платиновая блондинка в исполнении Ри Расмуссен встала перед ним в полный рост, смерив сверху вниз слегка отстранённым взглядом своего «случайного» подопечного.
В свою очередь акцентирую внимание на том, что предстоит увидеть потенциальному зрителю картины, и это ещё одна фирменная «фишка» Бессона: он любит своих героинь и всегда уделяет пристальное внимание прорисовке определённого образа.
Чёрное узкое мини-платье с асимметричным декольте, с тонкой-тонкой талией главной героини и бесконечно длинными ногами узнаваемого типажа. Нет-нет, это не Милла Йовович, несмотря на фотографически точную картинку происходящего. В обеих лентах «Пятый элемент» и «Ангел-А» двух хрупких девушек Бессон выталкивает на самый край — та же пугающая пустота внизу, то же смятение в лицах героинь. Но здесь нет Миллы, на ее место планомерно пришла Ри. Прошло уже достаточно много времени, и сердце у Бессона больше не болит по своей прежней жене. Нож из-под ребер давно вынули и зализали его рану молоком Млечного пути (pardon, — когда речь идёт о легендарном режиссёре культового «Пятого элемента», другими категориями мыслить не получается).
Но в «Ангел-А» у Люка Бессона совсем другая подача своего сценарного материла. Право, на какой только язык этот режиссер не перекладывал свою гениальную тарабарщину с одной только целью: поведать нам о вечности. И если его «Пятый элемент» в 1997 впечатлительные зрители проглотили с жадностью изголодавшихся акул; то «Жанну Д'арк» в 1999 одиозные акулы пера громогласно разнесли в пух и прах. Складывается особое ощущение, что критики, определив исполнительницу главной роли Миллу Йовович в категорию «Худшая женская роль» в номинации «Золотая малина» 2000, подписали Люку Бессону определённый приговор. Собственно, фаны творчества этих двух знаменитостей наверняка знают многие хитросплетения их биографий, — и здесь сквозной техникой пройду только по срезу картины «Ангел-А».
Возможно в «Ангел-А» по задумке сценария режиссер вспоминает себя прежнего: как он «провалился под лёд» в 1999 году со своей якобы неудачной экранизацией истории Орлеанской девы в исполнении Миллы Йовович. Замените бесчисленных кредиторов Андре на переусердствовавших критиков Бессона и вы получите Люка обессилевшего и раздавленного, поверженного в страх от состояния собственной бесполезности. И как бы то ни было, язык кинематографа позволяет режиссёру виртуозно развернуть своего лирического героя всеми возможными гранями переживаний и заставить вдумчивого зрителя отнестись к этой киноленте много серьёзнее, чем её позицонируют в определённых жанровых классификациях — «Любовная история с элементами комедии и фантастики».
К Люку Бессону можно относиться по-разному, — можно его преданно любить, а можно быть инертно равнодушным. И ввиду того, что он режиссер весьма противоречивый и порой очень конъюнктурный в своем сценарном материале, в сегментах его разнопланового творчества каждый может выбрать картину на свой вкус.
Кто-то принял как великолепный образчик авторского кино его «Голубую бездну» 1988 года. Кому-то навевает приятное ностальжи его «Подземка» 1985 года. Для кого-то очень мощным посылом раскрылся его топовый «Леон» 1994 года. А кто-то без ума от Бессона как автора документального кино. В своё время у меня вызвала особую нежность преданного зрителя талантливая зарисовка «Атлантис» 1991 года, музыку к которой написал его верный соавтор многих картин композитор Эрик Серра. Их подводная одиссея снята так красиво и так необычно, что эта лента (если умышленно абстрагироваться от экзальтированного восторга) может послужить ещё одним примером: Как сделать высококачественный продукт в кинематографе, предназначенный не столько для высоких рейтингов, сколько для души и приятного релакса.
И собственно, я принимаю от любимого режиссера практически любую его ленту, поскольку от себя лично считаю: у него есть свой фирменный почерк, даже когда Бессон выступает соавтором (сценаристом) картины. Например, «Поцелуй дракона» 2001 года и «Из Парижа с любовью» 2010 года — очень классные и по-особому заритмиченные угарные боевики на стыке action movie, плотного триллера и черной трагикомедии, — яркое тому подтверждение. Ключевые персонажи в обеих лентах в узнаваемой манере своей бесконечной стрельбы и беготни оттянулись на всю катушку. Люк Бессон умеет самозабвенно выстреливать оригинальными идеями и классными темами. Создавать реально лихие безбашенные боевики, с крышесносящей игрой узнаваемых типажей – это особый живчик яркого и стильного Бессона.
И возвращаясь непосредственно к творчеству 2005 года. «Ангел-А» — это очередная попытка Люка Бессона рассказать о том, как изменить ход времени; как замедлить движение, развернув события вспять. Как сделать это не с помощью многоуровневой компьютерной игрушки с минимумом затраченных сил, а с помощью вовремя протянутой руки конкретной человеческой субстанции. (Тема имманентного для Бессона очень важна, — и эта лента явное тому доказательство.) В данном случае в контексте освещаемой экранизации «под раздачу» попал его вечно сомневающийся и загнанный в угол Андре.
Так вот, вернёмся к хронологической последовательности картины. Прелестная и удивительная девушка, которая упала воскресным утром с моста в холодную Сену и составила тем самым довольно приятную и весёлую компанию своему внезапно приобретённому другу Андре. Кем она могла быть в ключе очень яркого и колоритного персонажа?..
Отряхнув колени, вновь рождённая девушка пойдёт по весеннему Парижу той чарующей походкой, которой не ходят ангелы и не ходят модели, а ходят земные красивые женщины, вызывающие любовь. Во всяком случае, именно с этого момента она стала земной, за исключением своих милых фокусов с парящей в воздухе пепельницей и драк с эффектом домино. Милая и приятная визави, решающая проблемы своего подопечного на раз.
К слову сказать, у этой мадемуазель, которая прыгнула с моста воскресным утром, похоже, точно такие же проблемы как у персонажа Андре. И с определённых пор они неразлучны и схожи, словно отражения в зеркальном стекле. Её мудрое замечание Душа намного важнее, чем внешность имеет здесь своё особое ключевое значение. И она ведь заставит посмотреть зрителя и Андре именно в самую суть этой глубокой истины.
Здесь сам собой возникает еще один вопрос: Кем была эта девушка для Андре и прежде всего, кем она могла быть для режиссёра?..
— Совестью?
— Слишком тривиально.
— Верной подругой?
— Как-то неоправданно идеалистично.
— Альтер эго?..
Да, именно Alter ego… К слову сказать, Люк Бессон в этой ленте весьма амбивалентен. Он умудрился в этом, на первый взгляд легковесном сюжете, поставить очень мощную Метафору и виртуозно закрутить невероятно глубокую игру Света и Тени. Да, именно в такой намеренно черно-белой подаче это очень похоже на концепт альтер эго самого режиссёра.
Тему двойников и субличностей в кино и литературе не трогал лишь ленивый. Справедливости ради, от себя лично отмечу: так, как сделал это Бессон — тонко, призрачно, ненавязчиво — пожалуй, не делал до него никто.
И в «Ангел-А» Люк Бессон, как ни в какой другой ленте, перешел на «полушёпот» изложения своего кинематографического материала. Режиссер, сродни маленькому ребенку, доверился и открылся своему зрителю, чутко и планомерно переходя на язык подробностей замысловатого сюжета, который многие критики, на мой взгляд, разложили слишком линейно.
Если оттолкнуться от концепта монохрома «Ангел-А», сквозь визуальные составляющие ключевых героев, словно под особый трафарет, проступает определённая «быль» души самого Люка Бессона. Словно обе частички его души — мужского и женского начал — проступили в этой ленте так призрачно и так красиво… Я обожаю этого француза в том числе за то, что в самых своих лучших лентах он не боится быть слабым и чувственным, и ведь в этом необыкновенная Сила его искрометного таланта. Рассказывая в «Ангел-А» историю об удивительной и спонтанной встрече двух половинок, на самом деле Люк Бессон примерил на себя роль чуткого рационалиста. Картина вышла чувственной, ироничной, глубоко личной и очень душевной. В ней режиссер сентиментален и умён одновременно.
В «Ангел-А» Люк Бессон умудрился закрутить свою метафорическую сказку на определенные классические истины. И его якобы мелодраматическая развязка о том, что у девушки в финале картины вырастают крылья, и она хочет покинуть своего земного подопечного, вероятно, говорит вот о чем: ломка внутри самого Андре проходит с большой болью, но завершается победой над самим собой. Кто бы сомневался, что именно эти победы самые сложные и важные на свете!.. Быть может именно потому в финале картины так эффектно и броско звучит закадровый голос персонажа:
Меня зовут Андре. Андре Муса. Мне 28 лет и я... Свободен!..
Нужно сказать, что Люк Бессон в качестве талантливого сценариста очень выразителен и участлив к своему лирическому герою. Предоставив Андре возможность кого-то спасти, в промежутках между его мошенничеством и бесполезной беготнёй, режиссёр мудро определил смысл жизни для своего персонажа. И тем самым дал осмысленную закладку для своего сценария, написанного на грани эклектики многих жанров. Бессон виртуозно «зашил» в свою картину не только внешний романтИк на первый взгляд легковесной мелодрамы; ему очень талантливо удалось отразить основные определения тонких проблем нашей души. Которые, увы, никуда сами по себе не уходят, если их вовремя не развернуть в нужном векторе определённого направления.
И Бессон в качестве опытного сценариста, как никто другой, четко знает, что восхитительная девушка Ангел-А с подачи вышеупомянутой Ри Расмуссен не просто так упадет ранним воскресным утром в холодную Сену и увлечёт за собой его лирического героя, которого Бессон столь талантливо выдумал в очередной раз. На самом деле именно с этого момента, как ни странно, начнется движение вверх ключевого персонажа картины, который умудрился задолжать всему криминальному игорному бизнесу Парижа и якобы был безнадёжен…
Весь предлагаемый зрителю кинематографический материал в «Ангел-А» Люк Бессон самолично спродюсировал, собственноручно написал сценарий и успешно влез в шкуру своего экранного героя. В этой картине Бессон замикшевал свои чувства от ранее провального фильма с «Жанной Д`Арк», добавил стервозной «Никиты» с тяжелыми на руку ударами от хрупкой Расмуссен и разбавил все это софистикой роскошных ироничных монологов своей новой героини. Люк Бессон по обыкновению творит на стыке жанров с узнаваемой эклектикой своего фирменного почерка. На мой личный вкус, получился стопроцентно вкушаемый креатив особого изящества от любимого режиссера, уместно разбавленный изумительными саундтреками Ани Гарбарек.
Ее великолепная лирическая вещь «Can i keep him» в финале картины — словно росчерк самолета в бездонном небе. И как-то по-особому трогательно согревают сердце эти строки, — как будто ради них и было виртуозно выстроено основное повествование этой необычной истории.
Come on
Let’s go
He’s still warm
And close to me
I can see tears in his eyes
And I feel better
He followed me home
Can I keep home
He followed me
В этой картине Люк Бессон отработал на очень высокие отметки: ни разу не схалтурил, не соврал и не обманул ожиданий зрителей-гурманов. Разве что с изумительным превосходством талантливо извивался в исключительном вранье его 28-летний Андре, что не лишено оснований именно в начале ленты. Маленький смешной человечек, который с количеством лет стал бояться даже собственного отражения в огромных витринах магазинов, как ему кажется, более ни на что не пригоден. И вся его бесполезная жизнь между Парижем, Аргентиной и Америкой течет в режиме онлайн из хаоса и холерики весьма необдуманных поступков.
Нужно отметить, что юмор очень тонкий инструмент и Люк Бессон владеет им в совершенстве. У этой киноленты, — хотел ли того намеренно режиссер или нет, — получился очень плотный бэкграунд двойных смыслов и мощных подтекстов.
Среди прочего красиво и классно бьет наотмашь броское и размашистое от Ри Рассмуссен в адрес пока еще жалкого Андре:
Ты напоминаешь мне тех, кто берёт хлеб, чтобы закончить сыром. А после берёт немного сыра, чтобы доесть хлеб. А французы ещё доливают себе вина, чтобы доесть и то, и другое. И приканчивают свой обед, когда стемнеет.
Увы и ах, сложно обвинить Бессона в банальном багаже привычных истин в его классно снятой картине.
Этот талантливый француз виртуозно раскрутил в обе стороны концепты наших обеих сторон — света и тени. Именно оттого в картине так уместно заиграл монохром в контрасте его типажей: метафора образов платиновой блондинки и смуглого араба сама собой подталкивает к определённым рассуждениям. На талантливой проективной технике Люк Бессон показал виртуозный и увлекательный разговор по душам двух узнаваемых сущностей — абсолютно разных и оттого интересных, заряженных потенциалом полезного действия. Андре не так уж бесполезен и беспомощен. И его приятная визави докажет это к финалу картины предельно ясно. Она все про него знает именно по причине того, что это и есть Андре. Так просто и так сложно одновременно. И поскольку этот «охотник» пока слабоват для настоящего «сафари», за Андре всю черную работу сделает его прекрасная спутница.
Следует еще раз расставить нужные акценты и в свою очередь отметить, что стопроцентно удачная находка Бессона в этой картине — это именно визуальная составляющая главной героини. Удивительный хитрец и придумщик Люк Бессон проявил верх изящества и мастерства, доверив ослепительной датчанке модельной внешности проговаривать сложные и витиеватые афоризмы, которыми она повергала и без того перепуганного араба в ужас и транс. Своей многоэтажной софистикой это белокурое высшее существо выстраивало лесенку для жалкого Андре, увлекая его за собой вверх из его сумбурных реалий. Андре слушал ее так ненасытно и так по-детски трогательно, удивлённо хлопая своими широко открытыми черными глазами, как жадно ловит воздух рыба, выброшенная на берег. И подобная авторская подача самого Бессона не лишена своего рационального подхода. Кто бы слушал замороченного книжного академика с его громоздкими изречениями?.. А вот наслаждаться на протяжении всего фильма таким безупречным существом как Ангел-А, — слушать, СЛЫШАТЬ и лицезреть ее, — это ни с чем несравнимое удовольствие, оставляющее долгое ощущение послевкусия. Нужно особо отметить, что Люк Бессон в который раз изощрился в своих фантазиях и заставил зрителя подумать о самом сокровенном. Расмуссен в этой ленте — это как бокал дорогого вина в узком душевном кругу: и хмелеешь быстро, и ниточка мысли определенно тонка. Черно-белая канитель режиссерских откровений в моём индивидуальном случае в очередном пересмотре этой ленты пролетела как один миг.
С удовольствием резюмирую. «Ангел-А» — это в том числе посвящение любимому городу. Любимому Люком Бессоном, разумеется. В его талантливом исполнении получилась стильная и отполированная до приятных мелочей черно-белая раритетная открытка с размашистой подписью Люка «Paris, Je T`aime». Черно-белый Париж, увиденный Бессоном сверху, с огоньками маленьких пароходиков, с подачи мастера своего дела Тьерри Арбогаста — это поистине красивое зрелище. Зрелище, от которого приятно кружится голова и завораживает до необъяснимого магнетизма. И нужно справедливо заметить, что на протяжении всего времени этой картины Люк Бессон ворожил умеючи.