Украина, 1994, 78 мин.
Реж. Юрий Ляшенко
В ролях Сергей Романюк, Альбина Сотникова, Ольга Сумская, Марина Бяхова-Исаева, Леонид Бакштаев, Николай Бабенко, Игорь Губин, Костя Магаляс, Анна Левченко, Дарья Рашеева, Лариса Недин
Драма
Моя оценка 6.5 (неплохо)
Награды. «Бронзовый витязь» в конкурсе игровых фильмов МКФ «Золотой витязь» (Тирасполь—94), Приз за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль (С.Романюк) I МКФ в Ялте—97
Производство киностудия имени Довженко
Экранизация романа Владимира Винниченко.
1905. Когда-то адвокат Яков Михайлюк, был эсером, пламенным революционером, вдохновителем, борцом, и прочая, и прочая. Но сильно поумнел — стал циничным, жестким, беспощадным. За что получил прозвище Мефистофель.
И сейчас занят только одним — пытается разобраться со своими женщинами.
Вернувшийся с каторги товарищ говорит (они не виделись 9 лет) «Неужели это вы, товарищ Антон? Вы же были самым честным, самым порядочным».
Характеристика от его бывшей любовницы: «Ты глубоко неуравновешенный, недобрый и циничный человек».
Актерский состав. Юрий Ляшенко известен как создатель фильма «Мерседес уходит от погони».
В фильме снялись звезды и известные актеры Сергей Романюк (Мефистофель) («Казненные рассветы», «Время собирать камни», «Черная рада», «Молитва о гетмане Мазепе», «Девять жизней Нестора Махно»), Альбина Сотникова (Белая шапочка) («Долой стыд»), Ольга Сумська (Соня), Леонид Бакштаев (Сосницкий) («Аты-баты, шли солдаты», «Бумбараш», «Белая птица с черной отметиной»), Николай Бабенко (Нечипоренко) («Ярослав Мудрый», «Из жизни Остапа Вишни», «День рождения Буржуя»).
Цитаты. «Семью нельзя разрушить извне».
Почему смотреть стоит (плюсы). Сергей Романюк создал сложный образ. Циничный, никого не любящий, скорее всего, сознательно обрекший себя на одиночество. Вместе с тем, способный на решительный поступок.
Возможно, герой несколько автобиографичен. Винниченко был революционером, несколько раз бежал из заключения. В литературе он был непрост и часто беспощаден. Недаром харьковское правительство объявило его «врагом народа» одним из первых.
Теперь переходим к главному в книге и фильме. Винниченко много вниманию уделяет в этой книге свободной любви, проблемам отцовства при этом. Этим же темам посвящена большая часть фильма.
Итог. Непростой фильм, драма, сильного, но противоречивого и запутавшегося в своих противоречиях человека.