Ангелы — она самостоятельные существа, или просто функции?
Бунт на небесах — это разногласия, это какое-то проявление свободы воли, или просто сбой в компьютерной программе?
Как вообще можно с минимальной долей уверенности решить этот вопрос, если сочинили сотни теорий, а кроме туманных намеков ничего вычитать не получается? И что может тут фантастика?
И вот — попытка № ...... Польская писательница еще в начале нулевых решила оформить несколько своих рассказов во что-то целостное, написать большую историю, текст пошел, получилась книга.
.
Главным фантастическим допущением — сделанным на основе ветхозаветной мифологии, но радикально перечеркивающим её стержень — становится идея о двоичной сущности бога. Манихейство чистой воды: в создателе вселенной уживаются две сущности — созидающая и разрушающая. Причем собственно творение вселенной начинается с разделения единой, нейтральной как атом водорода, сущности Демиурга.
Благая половина начинает активно строить, а негативная — готовится все разрушать.
На этом фоне разногласия ангелов небесных и падших, людей, джиннов и саламандр — это конфликты средней интенсивности, которые в любой момент можно прекратить, чтобы вместе противостоять Настоящему Небытию. Потому что спецназовцы рая и ада договариваются и без угрозы Апокалипсиса — опытные и храбрые бойцы сумеют найти общий язык, и этим они неотличимы от солдат людских армий.
А самостоятельность ангелов проявляется в том, насколько они могут изобретать свои методы борьбы с Антикреатором, и будут готовы в эту самую борьбу вступать.
Потому как довольно много крылатых субъектов вообще-то не желают менять порядки на небесах, и круче любых консерваторов они держатся за воспоминания о днях творения, когда Демиург был с ними, а его приказы были неотличимы от истины.
Задача борьбы с концом света — не с наступлением тысячелетнего царства, а с полным уничтожением, аннигиляцией, уходом в небытие — решается ангелами (и богом) принципиально не по-человечески, но и совершенно в людском ключе.
Есть персонаж — гордый, решительный, смелый, инициативный, не очень уважающий небесную иерархию. Нет, не Люцифер. Абаддон. Это не пророк, не вождь, не изобретатель, не соль земли и даже не друг народа. Это типичный нуарный герой, только не детектив, а скорее рыцарь.
«Лучше всех играет блюз» — и дальше, как в песне.
Один раз у него получилось низвергнуть Антикреатора в бездну. Пришлось заплатить за это жизнью, потом воскрешением и странного рода проклятьем, когда силы и способности к регенерации у него куда меньше, чем у иных архангелов и серафимов. Но бог пообещал ему, что он сможет победить Антикреатора еще раз.
Все остальное время — от большой завязки до эпического, яркого финала — это объяснение того, как мир должен будет существовать после ухода творца / разрушителя.
Какого рода любовь может быть у ангелов и нефилимов, и что за политические интриги они плетут, как магия переплетается с техникой, и что будет, если украсть книгу с мощнейшими заклинаниями вселенной... Из пустяков, глупостей и случайностей, из мелких одолжений, временных сделок и боевого братства — рождается ткань несотворенного бытия, которая вполне может поддержать единство мира даже в отсутствие Создателя.
В остальном — это фэнтези-боевик, немного детектив, немного триллер. Сюжетных переплетений тут с избытком и пересказывать их не имеет смысла. Главное, что темп повествования нарастает, и действие развивается без лакун.
Словарь персонажей отчасти все тот же, ветхозаветный, отчасти — вполне современный, кинематографический.
Сами они — постепенно обретают индивидуальность, двигаясь от неясного контура к силуэту, а от силуэта — к живописному портрету.
.
Да, после четвертого-шестого сезонов «Сверхъестественного», когда была показана эволюция ангела Кастиэля — читать подобный роман не то чтобы скучно, но уже не так интересно.
Однако же как история обретения миром своего собственного пути развития, некоей самости — книга сработана на пять баллов. Ангелы лишены сменяемости поколений. Тут нет людей, вокруг которых будет вращаться сюжет человеческой драмы — никаких братьев Винчестеров. Тем более, нет Христа.
Абаддон, при всей его трагичности, лишь один из персонажей.
Но в финале мир может жить самостоятельно — и эта вариация божественного деизма (невмешательства) толкуется как форма любви.
.
Если вы хотели прочитать что-то мифологическое, в стиле Урсулы Ле Гуин, но завернутое в обложку современных фильмов — это тот самый случай.
Ссылка на фантлабовскую страницу произведения https://fantlab.ru/work336331