Сюрприз всё же случился. Правда, из-за моей невнимательности хронология иллюстрирования «Незнайки» будет нарушена.
Все первые журнальные публикации частей трилогии иллюстрировали совсем не те художники, которые иллюстрировали первые книжные издания. Про первую журнальную публикацию «Незнайки на Луне» я узнал только на страничке Фантлаба . Удивился, что повесть печаталась в таком журнале как «Семья и школа» (1964-1966). А журнал был специфический, я его с детства помню: мама-учительница выписывала. На обложке всегда фотографии, никаких рисунков. Содержание младшекласснику казалось скучным. При подборе материалов к своим статьям нигде ничего не встречал про иллюстрации к первому журнальному изданию «Незнайки на Луне». Ну и решил, что иллюстраций там не было. Непростительная самоуверенность для человека, который посвятил себя незнайковедению.
Добыл случайно электронный конволют с вырезками про Незнайку из «Семьи и школы», лениво начал листать — и ахнул. Картинки есть, да к тому же всенародно любимой художницы — Л.Филипповой. А ведь на Фантлабе все номера «Семьи и школы» с «Незнайкой на Луне» приведены, художница везде указана, а для 1964 года ещё и все иллюстрации приложены.
Рисунки Филипповой узнаваемы с первого взгляда — без них в советское время не обходился ни один номер «Весёлых картинок». Поразительно, что самую взрослую часть трилогии иллюстрировала самая детская художница. Вот для примера разворот из «Весёлых картинок» — типичный для Филипповой. Она любила рисовать собственные фантазии: подробные, многофигурные.
Так же она и «Незнайку на Луне» начинает — никто и не догадается, что эта иллюстрация оттуда. Начало мощное и очень шестидесятническое. Тогда в такой манере и для взрослых рисовали. Здесь Филиппова рисует собственные вариации на тему жизни внутри Луны (лифты в центр спутника, выгул пташек в скафандрах на поверхности и т.п.).
Филлипова была мастером одиночной журнальной иллюстрации. Книг с её иллюстрациями я не помню. Рисовать циклы, «сюиты» — это было не для неё. Наверное, иллюстрации в «Семье и школе» не стали вершиной творчества Филипповой. Но ведь «Незнайка на Луне» — произведение культовое, всякие иллюстрации к нему имеют свою, особенную, ценность.
«Незнайка на Луне» с иллюстрациями Л.Филипповой печатался в журнальных выпусках с июля 1964 года по февраль 1966 года. В 1964 году были позволены по одной страничной двухцветной иллюстрации в каждом номере журнала, позже — только маленькие картинки в тексте.
В 1965 году, ещё до завершения журнальной публикации, вышло книжное издание с иллюстрациями Г.Валька. Разница в манере художников очевидна, тем забавнее сравнить схожие сюжеты.
а) Состояние невесомости в коммуне коротышек. Незнайка парит.
б) Строительство ракеты. Незнайка интересуется. Кстати, у Филипповой руководят строительством ракеты только малышки Фуксия и Селёдочка, Знайки на стройплощадке не видать. У Валька он входит в число руководителей и что-то обсуждает с Фуксией (Селёдочка куда-то запропостилась). А через 30 лет, в цветном варианте, у Валька один Знайка управлять строительством будет.
в) Знайка прекратил состояние невесомости и грохнулся.
На картинке у Филипповой Знайка дерётся с Незнайкой. Странно. У Валька Знайка в одностороннем порядке доминирует над Незнайкой. Это важное психологическое различие, влияющее на отношение к Знайке. Я с детства воспринял интерпретацию Валька.
Решил уточнить. Перечёл этот фрагмент.
цитатаИ он дернул Незнайку за волосы с такой силой, что у того на глазах показались слезы. В ответ Незнайка стукнул Знайку кулаком в грудь. У Знайки захватило дыхание, и он выпустил Незнайкины волосы из рук. Почувствовав свободу, Незнайка как петух налетел на обидчика, и они принялись драться.
Права Филиппова: дерутся на равных. Знайка не такой уж и альфа-самец. Хотя, теперь я у него новый грешок нашёл: первооткрывателями в полётах на Луну были Фуксия и Селёдочка. Но Знайка как-то оттёр их на задний план. Видать, пиарился лучше. Хорошо хоть, Незнайка время от времени напоминал ему о равенстве недоросля и академика.
а) Незнайка и Пончик у иллюминатора в момент прилунения.
б) Незнайка и Пончик выходят в скафандрах на поверхность Луны. Нечастый для обоих художников случай страничной цветной иллюстрации (у Валька она появилась в издании 1967 года).
а) Заседание Большого Бредлама
б) Скуперфильда привязывают к дереву в лесу.
б) Скуперфильд освобождается.
Мне кажется, что забытые иллюстрации Л.Филипповой всё же хорошо передают юмор и эксцентричность третьей книги трилогии про Незнайку. В иллюстрациях Л.Филипповой больше духа того времени, когда Носов создавал своего весёлого «Незнайку на Луне».
Фантлаб сообщает о газетной публикации отрывка из «Незнайки на Луне» с иллюстрациями Л.Смехова в газете «Литературная Россия»: https://fantlab.ru/edition160615. Публикация была в ноябрьском номере, то есть художник Смехов — второй, после Филипповой (та с июля публикуют иллюстрации), иллюстратор «Незнайки на Луне»
Отрывок посвящён полёту на Луну — животрепещущая была тема для 1964 года. Серьёзные издания не гнушались подбавить юмора в эту тему. Никто ведь не сомневался в том, что первая высадка на Луне будет советской.