Владимир Бортко Снято в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «neo smile» > Владимир Бортко: Снято в самую "масть"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Бортко: Снято в самую «масть»

Статья написана 21 июня 2020 г. 02:06

«Если меня можно назвать хоть каким-то художником (извините, я всегда стесняюсь этого слова), то я должен критически относиться к существующей действительности. Ибо художник чувствует боль. Стараюсь произносить эти слова иронично, но тем не менее это так ― художник обязан чувствовать боль.»

Владимир Бортко

постер

Там для меня горит очаг,

как вечный знак забытых истин

Мне до него последний шаг,

и этот шаг длиннее жизни...

... И Сережа Челищев, главный герой картины, сделал свой последний шаг в чёрную пустоту, за чертой которой уже ничего нет.

У каждого из нас бывает момент в жизни, когда просто нужно безоглядно разбежаться и перепрыгнуть с одного края пропасти на другой, — так вот Челищев сорвался и не допрыгнул.

Оборвалась жизнь его героя, захлопнулась в который раз перечитанная книга Андрея Константинова, послужившая блестящим сценарием «Адвокату», — и режиссер картины Владимир Бортко выключил камеру, сухо констатировав тот факт, что продолжения не будет, во всяком случае, именно этой истории.

Выражаясь языком аллегории — это была история о том, как разогнавшийся на полном ходу поезд всем своим составом пошел под откос и скатился вниз по насыпи.

Грохот, — листая таблоиды того времени, — был оглушительный:

— обласканный зрительской любовью телесериал «Бандитский Петербург. Адвокат» побил в своё время все рекорды популярности этого жанра;

— саундтрек Игоря Корнелюка «Город, которого нет» взметнулся на самые верхние строчки хит-парадов;

— а визуальные составляющие этого «бермудского» треугольника (Дмитрий Певцов, Алексей Серебряков и Ольга Дроздова), по оси которых Бортко и закрутил свою историю, в один момент проснулись знаменитыми.

Актеры были такой изумительной россыпи, что даже не играли, — нет, — они просто достоверно жили судьбами своих персонажей, выводя экранные роли плавными синусоидами своих глубоких душевных переживаний.

И на постоянные обращения журналистов к Дроздовой: «Здравствуйте, Катя», она в страшном смущении устала повторять, что она всё-таки Оля...

Именно с этой экранизации многосерийного телесериала для всего постсоветского пространства она стала Катей Званцевой, любящей как-то по-матерински жертвенно и себе в убыток, как она любила своего Челищева (Дмитрий Певцов) и как она «взахлёб» запуталась в отношении к своему законному мужу Олегу Званцеву (Алексей Серебряков).

К слову сказать, это были отношения, уходящие своими корнями в юность, когда два друга были одинаково сильно влюблены в свою сокурсницу истфака. А вот кого она выбрала?.. Или скорее потеряла сразу двоих — в отместку за свою непростительную женскую слабость...

В определённом смысле режиссёр в этой экранизации нашел раньше положенного времени свою Маргариту, которую 5 годами позже блестяще сыграет очень талантливая и выразительная Анна Ковальчук.

Ведь разговоры глазами своих актёров даются Бортко просто изумительно. Встреча в «Крестах» Сергея и Кати, когда они, бессловесно и не отводя глаз, смотрели друг на друга, мне до мельчайших подробностей напомнила встречу Мастера и женщины с отвратительно желтыми цветами в пустынном переулке: кажется, тысячи жизней пробежали и заискрили в этих глазах, тысячи поломанных судеб, тысячи раскаяний и тысячи одиночеств.

Непростительно крепкой душевной привязанностью Катя приросла именно к Челищеву, хотя могла вытащить сразу обоих адвокатов: ее полномочий сильной, волевой и умной женщины вполне бы хватило тогда и для этого.

Но все дело в том, что, разрабатывая план мести за гибель своих родителей, чёрный Адвокат (Челищев) сложил его так виртуозно, что эта махина поехала, постепенно набирая ход, уже никем не контролируемая — и сделать уже было ничего нельзя...


В двух словах, что это было за время. Повсеместная анархия и разгул 90-х развалили всю прогнившую на тот момент систему окончательно, — и те государственные мужи, что раньше воровали «велосипедами», расхищали новую демократическую Россию уже целыми вагонами. И все это с подачи лёгкой и счастливой руки фартового Антибиотика (Лев Борисов) и таких, как он, — обладающих блестящим аналитическим умом и воздвигших в максимально короткий срок целые империи на пепелище этого выгодного тогда беспредела.

И то, что творилось с бывшим правильным адвокатом Челищевым на протяжении всей картины: все его душевные муки, терзания и напрасные подозрения в предательстве близких ему людей можно смело подвести под монументальные слова Кости Кинчева:

Вот он я, смотри, Господи,

И ересь моя вся со мной.

Посреди грязи — алмазные россыпи

Глазами в облака да в трясину ногой

Утром Челищев с ледяным желанием отомстить и поквитаться хватался за пистолет, а вечером особая душевная потребность смуты и раскаяния заставляла его бежать в храм, но двери этого храма были для Серёжы уже закрыты.

Слишком плотный рабочий график сотрудничества с Антибиотиком не пускал его в молебен, — слишком поздно он понял, что ошибся. И в предложении «Казнить нельзя помиловать» Челищев сотни раз неправильно расставил запятые.

Бортко вместе с Константиновым прессуют своего лирического героя на полную катушку. Чем дальше вглубь сюжета, тем сильнее они сжимают стальным обручем его больное сердце. И болело оно не столько физически, — просто не мог Челищев уже нести так много боли от трагической гибели родителей, искалеченных судеб своих друзей, вкушая последствия своей блестящей аналитики.

На языке всё той же аллегории: он просто вылетел на встречную полосу движения, поскольку собственная жизнь его уже мало интересовала, и передавил столько ни в чём не повинных людей, оказавшихся по воле судьбы шестерёнками виртуозно придуманного им хитросплетенного плана и великолепно отлаженного совершенного механизма — тоталитарного исполнения всех его хладнокровных замыслов.

И здесь сам собой возникает риторический вопрос: Так за что же тогда его полюбили в далёком 2000 году — не за этот же вандализм на грани жёсткого беспредела?..

Я думаю, — и здесь только индивидуальное восприятие, а у каждого зрителя оно безусловно будет именно своим, — полюбили за его глаза, глубиной в три человеческих роста. Иногда они были темнее колодца, а иногда в них плясали лучики пробивающегося света. И несмотря ни на что, он был одним из немногих отмороженных братков смутных 90х, в ком постоянно пульсировала душа. И пусть надрывно и неровно, — с явными перекосами, — но все же он был живой.

Челищев

И под конец картины Бортко и Константинов вытянули из Челищева буквально все жилы: на Олега Званцева, учинившим панибратскую разборку по поводу своей жены, глянул исподлобья постаревший и наполовину поседевший человек, который когда-то был его другом…


Условно переходя на терминологию спортивных комментаторов фигурного катания, — ибо так проще выразить моё к нему отношение, — я скажу, что Бортко откатал в этом фильме на сплошные десятки. Ключевые составляющие «сюжет / актерская игра / операторская работа» выдержаны на такой высоте, что придраться абсолютно не к чему. Разве что Бортко иногда сильно нервничал, освещая то время, и срывался на тяжеловесную документалистику, от которой часто стыла кровь, — но киноленте это пошло на очевидную пользу.

Чего я, признаться, не могу сказать о его экранизации гоголевской классики: с первых кадров увиденного (да, пожалуй, даже с трейлера картины) у меня все оборвалось внутри, как обрывается у преданного зрителя с жадностью смотрящим на фигуриста-одиночника, который в самом начале своей программы падает на лёд. -С самого начала Бортко взял неправильную высоту и скорость, чем и погубил свой фильм, возможно потенциально обладающий очень мощным творческим потенциалом.

Безусловно, можно бесконечно долго обвинять Бортко в том, что он работает на «сухом» подстрочнике, слишком линейно мыслит в своей авторской подаче и часто диалоги его героев это просто зеркальное отражение книжных прототипов...

Но не столь ли это жёстко, честное слово, — для того, чтобы быть хладнокровным и единственно верным отражением его работы сценариста и режиссёра?..


На сегодняшний день у Бортко в любом случае есть как минимум две очень яркие узнаваемые работы, — которые как именные визитные карточки отражают главные концепты его творчества:

— как режиссёр подходит к проработке сценария и кастинга актёров;

— как вдумчиво он относится к подаче каждого типажа, включая в том числе второстепенные (но не менее колоритные) персонажи.

посты

Ведь его очень сильная экранизация Михаила Булгакова «Собачье сердце» 1988 года, — с великолепной харизмой узнаваемых актёров и талантливо поданная через призму голоса автора за кадром, — осталась в своём роде великолепным образчиком жанра телефильмов и моментально ушла в народ в контексте крылатых афоризмов именно в тот момент, когда исходник великого Михаила Афанасьевича ещё был далеко не всем известен.

И да, к классике на самом деле можно «прикасаться» по-разному.

Экранизация «Идиота» 2003 года с великолепной игрой Евгения Миронова, — и не менее сильными колоритными другими типажами этого романа Достоевского, — заставили тогда многих вновь взяться за внимательное и вдумчивое перечтение классики; а некоторые (во всяком случае так трогательно вещали комментарии в сети) познакомились с творчеством Фёдора Михайловича исключительно благодаря одноимённой экранизации.

В определённом смысле вклад Владимира Бортко в отечественный кинематограф просто бесценен.

И в качестве постскриптума что касается непосредственно телесериала «Бандитский Петербург. Адвокат».

Можно по-разному относиться именно к идеологии происходящего на экране в контексте плотно закрученного криминального детектива «тех времён». Можно отчасти воспринимать всю сюжетную подоплёку того времени как некий кич и особый крик души самого Бортко, — далеко не во все времена ценятся ум, честь и достоинство, часто выступая разменной монетой именно конкретных коммерческих величин.

И, положа руку на сердце, я не могу сказать, что страдаю манией пересмотра этого сериала, — хотя бы потому, что вне всякого сомнения в нём осталось очень много вещей (поворотов сюжета) которые, быть может, в наше время отчасти смотрятся нелепо и наивно.

Но как бы то ни было, — по сравнению с другими отечественными сериалами подобного жанра «Адвокат» по-прежнему стоИт неким особняком: великолепные типажи актёров, закрученные на плотный и местами тяжеловесный сюжет этой истории, по инерции периодически листают в памяти самые яркие его сцены.

И дело здесь, честное слово, не в киче определённых криминальных авторитетов. А именно в глубоких и плотных переживаниях ключевых персонажей; в тех ярких и мощных всплесках их души, которые собственно особым сердечным пульсом и наполняют эту картину такой подлинностью человеческих переживаний в моменты сложных решений и трагических переломов собственной судьбы.

Отличный сериал. Практически всё в нём идеально и уместно. Такого Бортко очень люблю, ценю и уважаю. Вне всякого сомнения у каждого творческого человека бывают свои взлеты и падения. И по умолчанию искренне желаю ему следующих отличных проектов и определённых успехов в его многогранном межжанровом творчестве.





1368
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 10:33
Неожиданно! Вообще Бортко — фигура неоднозначная. Особенно это касается его околополитической деятельности и взглядов. Например, его «Тарас Бульба» — это больше пропаганда, чем искусство. Но это сугубо мое мнение.
«Собачье сердце» и «Идиот» — однозначно +. «Бандитский Петербург» — некая квинтэссенция 1990-х.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 12:43

цитата 240580

Неожиданно!

В смысле было в буфере немного ёмкого текста по его основным узнаваемым вехам творчества:-) Да, согласна — Бортко очень неровный в творчестве и очень неоднозначный в своей гражданской позиции (я по умолчанию, уважаю всякую — но для зрителя есть нюансы) На мой взгляд, немногие режиссёры (и это больше особенность западной индустрии) умеют снимать так чисто, что их политические взгляды остаются за кадром.

цитата 240580

«Собачье сердце» и «Идиот» — однозначно +. «Бандитский Петербург» — некая квинтэссенция 1990-х.

Да, — спасибо за точное совпадение. Ну ещё у него есть довольно качественная кинолента из 80х «Афганский излом». И очень симпатичную версию «Мастер и Маргарита» пока лучше чем он, никто ведь не снял. (В этом смысле спасибо ему за определённое мужество и вклад в экранизацию русской классики) И да, — он предложил от себя реально именно готовый продукт с отличными типажами в этой телеверсии романа Булгакова. Хотя многие зрители и приняли его интерпретацию весьма прохладно, но мне понравилось. Как могла в двух словах упомянула.
PS Старалась коротко и ёмко написать на этого режиссёра тёплый отклик в режиме компиляции (некой антологии творчества мною любимых работ) что ли. Спасибо, что прочитали. Ваше мнение всегда приятно:beer:


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 10:37
Спасибо за необычный контент!:beer:
Это и впрямь было неожиданно узнать от тонкого ценителя Дика и Стругацких о любви к «Бандитскому Петербургу».
Не смотрел, но осуждать не намерен ни сколечко. От многих понимающих в кино людей слышал, что первые два сезона действительно большое художественное достижение. Возможно, когда-нибудь «дойдут глаза» самому в этом убедиться;-)
Кстати, я отношусь к той группе кинозрителей, которые считают «Собачье сердце» шедевром чудовищной разрушительной силы, нанесшим большой ущерб движению идей в новейшей истории России.8-)
А вам — так держать! Успехов и новых достижений!:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 13:01

цитата vfvfhm

Спасибо за необычный контент!
Это и впрямь было неожиданно узнать от тонкого ценителя Дика и Стругацких о любви к «Бандитскому Петербургу».

Да, чем-то сильно цепляет эта лента на уровне «ага-узнавания» любимых героев что ли:-) Певцова, если вижу случайно в сетевых интервью, почему-то только в образе Челищева и представляю8:-0 (Какое-то что ли «залипание» от впечатлительного зрителя вышло что ли) Хотя у него с супругой среди прочего ещё очень симпатичный тандем вышел «В круге первом» по Солженицыну. Но в основном ассоциации именно с Бортко, — грамотная раскрутка ключевых актёров тогда вышла, честное слово.

цитата vfvfhm

Не смотрел, но осуждать не намерен ни сколечко. От многих понимающих в кино людей слышал, что первые два сезона действительно большое художественное достижение.

«Барон» с Домогаровым очень классная часть. Ну здесь все рекомендации условны. Этот телесериал (как что-то крайне аутентичное) остался именно в «тех временах». Но снято всё реально отлично. Не упоминала эту часть Бандитского Петербурга по причине того, — хотелось от себя текста поменьше что ли (нужно ведь пробовать разные объёмы самовыражения)

цитата vfvfhm

Кстати, я отношусь к той группе кинозрителей, которые считают «Собачье сердце» шедевром чудовищной разрушительной силы, нанесшим большой ущерб движению идей в новейшей истории России.

Не совсем поняла мысль, — мне кажется в то время (в контексте творчества Булгакова) фильм работал именно на хорошую ментальную сборку для вдумчивого зрителя. Ну а то что шедевр, — да безусловный! Когда-то давным-давно и в прежней жизни писала на «Собачье сердце» тёплый отклик на Кинопоиске. Ну тянуть его сюда не очень честно, — проще и чище что-то с нуля написать.
PS Спасибо за труд внимательного чтения. Каждое мнение по своему ценно и реально интересно:beer:
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 13:50

цитата neo smile

Не совсем поняла мысль, — мне кажется в то время (в контексте творчества Булгакова) фильм работал именно на хорошую ментальную сборку для вдумчивого зрителя.

Так я и говорил, что хорошая ментальная модель для сборки. Вот только это была «перестроечная» агитка, направленная на разрушение советского общества, а затем и разрушение советского государства. Посылы таковы: у вас разруха в головах, а управляют вашей страной дураки и ничтожества. Посмотрите на «нормальные» страны с передовой формацией буржуазной демократией и «открытым обществом». Возьмите себе их модель и будете жить как в Америке.
Взяли. живем как в Америке, смешанной с Гатити, тоже буржуазной демократией. Офигительно как круто:-)))
Увидев, к чему привели его художества, Бортко стал убежденным коммунистом.
Чтобы не быть голословным достаточно сравнить характеры и поступки Профессора и Швондера в повести и фильме. Видно, что Булгаков писал не о том и сдругих идейных позиций.
Вам спасибо!:beer: Пишите чаще.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 14:49

цитата vfvfhm

Вот только это была «перестроечная» агитка, направленная на разрушение советского общества, а затем и разрушение советского государства

Я думаю, Бортко имел малое отношение к развалу того общества, — которое изнутри развалило себя само: тема «Бандитского Петербурга» здесь очень сильно фонит. И много читала в сети касательно экранизации «Собачьего сердца», что мол Бортко работал на подстрочнике. Да, — именно так. Стало быть, Булгаковым апеллировал тогда этот режиссёр. (Ну всё ведь всегда существует относительно чего-то) А у Булгакова, — как у любого творческого человека в контексте его свободомыслия, — тоже ведь были свои разногласия с властью (хотя его «Белую гвардию» ставили тогда весьма успешно)

цитата vfvfhm

Посылы таковы: у вас разруха в головах, а управляют вашей страной дураки и ничтожества.

Я могу от себя скромно сказать следующее: посыл «Собачьего сердца» Булгакова очень сложный. И Преображенский, — будучи по умолчанию великолепным колоритными персонажем, — это ведь не лирический герой самого Булгакова. Великий киевлянин ведь был очень умён: он просто талантливо транслировал то время. И это его талантливая констатация фактов. И сам он всю свою московскую веху биографии мыкался по тесным коммуналкам, хотя вроде происхождение у него было вполне достойное. (И в Киеве он мог жить много защищённее в этом смысле) Так что он хлебнул на своём опыте именно разного опыта. Мне кажется оттого его романы / повести так многогранны и интересны.

цитата vfvfhm

Пишите чаще.

Взаимное пожелание, — давайте что называется в две руки с разных АК на перекрёстных ссылках?:-) На самом деле ведь есть очень много интересных смежных тем в режиссёре / литературе, которые достойны того, чтобы раскрыть их шире (как условные part1, part2 и тд)
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 15:23

цитата neo smile

И Преображенский, — будучи по умолчанию великолепным колоритными персонажем, — это ведь не лирический герой самого Булгакова.

В том-то и дело, что для Булгакова Преображенский — объект критики и сатиры, а никакой не протагонист. Бортко же упивается и восторгается его персоной, и гениальная игра Евстигнеева работает на возвеличивание этого персонажа. Потом Бортко механически перенес сюжет «Чудовищной истории» из ситуации середины 1920-х годов в ситуацию конца 1980-х и все главные акценты сместились, смыслы исказились и тд , и тп.
В общем это долгая и нудная дискуссия, нужно ее отложить на какое-нибудь позитивное потом:-)))
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 17:32
Да нет, — дискуссия не нудная и возможно в чём-то даже полезная. Особенно если вести её через слово «предположительно» и ближе к повести Булгакова.
У меня есть соображения на этот счёт, — но к сожалению нет под рукой материалов именно от Булгакова непосредственно: его отношение к персонажу Преображенского, Швондера и Шарикова. Если бы попались навскидку в сети эти вещи — обязательно бы дала здесь ссылку.

цитата vfvfhm

В том-то и дело, что для Булгакова Преображенский — объект критики и сатиры,

Ну это в каком-то смысле «прототип» профессора Персикова из повести «Роковые яйца» по степени ощутимой иронии персонажа.
А насчёт критики... Сам Булгаков был (по воспоминаниям друзей) очевидным поклонником хорошей обеспеченной жизни (он был очень легкомысленным транжирой, который мог все свои последние деньги спустить на такси — такие вот причуды у талантов). Так что мне показалось — сам образ Булгакова в «Собачьем сердце» очень серединнный (в хорошем смысле этого слова). Именно потому такая классика бесценна. Он ведь отлично понимал, что происходит и с нищими, и с богатыми. Возможно, его личная боль была именно в том, — что не было определённой ментальной прослойки именно уравновешенного среднего класса. Мне когда-то попадались его воспоминания, в которых он говорил: «Невозможно тому человеку, который вечно недоедает, открывать высокие концепты театрального творчества. Потому что сначала нужно удовлетворить первичные потребности» (Ну здесь известная пирамида гуманной ветки А. Маслоу в пример). Так что если отталкиваться именно от исходника Булгакова, — там ведь совсем не всё так просто и однозначно.
Бортко снял талантливый подстрочник, в котором Евстигнеев заискрил всеми цветами радуги в ключе своей одарённости. Его типаж однозначного потянул на себя массу внимания зрителя. И дальше уже от зрителя непосредственно зависит, — чем это восприятие подкрасилось. Я от себя, — ни у Булгакова, ни у Бортко не увидела каких-то особых фаворитов в этой повести. Талантливая трансляция очевидных вещей и боль практически любого времени: одни бесятся от достатка; вторые шляются по помойкам (броская метафора от классика — я так от себя считала). И рефлексия Преображенского (он понял, что совершил непростительную ошибку) очень слышна и у автора; и у режиссёра. Так что насчёт «правых / виноватых», — мне кажется у обоих авторов здесь открыто особое концептуальное троеточие:-)
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 17:49
neo smile, а то ещё было итало-западногерманское «Собачье сердце» от Альберто Латтуада, 1976 г.
https://m.youtube.com/...
Особенно интересно сравнить с фильмом Бортко ;)
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 18:09
Да, было!:-) Вы потенциально предлагаете написать позже сборную рецензию на оба фильма, да?..8:-0
У меня есть уже сейчас подробный кусочек именно на Бортко с выжимками размышлений Булгакова. Искренне благодарю за своевременную идею — я посмотрю материал по ссылке и подумаю, как грамотно это сделать.
Ну Вы мне таким коленкором очень сильно «тормозите» материал о легендарном поляке Романе Полански:-)
Возможно нужно позже разместить эту статью в формате экранизации-дилогии по творчеству Булгакова.
PS Честно говоря, не ожидала такого искреннего резонанса на эту статью. Писала как всегда скромно и без амбиций. Хорошо так зафонило творчество Владимира Владимировича, честное слово:-)
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 18:27
Ну, если Вы сравните в рецензии два этих фильма — дык, с интересом ознакомлюсь... ;) В своё время фильм Латтуада стал для меня настоящим открытием (его я посмотрел намного позже фильма Бортко, уже во времена интернетов).
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 20:45
Я посмотрела сегодня экранизацию итальянца, — спасибо за Вашу грамотную наводку:beer: -Знаете, пока кратко: весьма любопытная версия повести, да8-)

цитата razrub

Ну, если Вы сравните в рецензии два этих фильма — дык, с интересом ознакомлюсь.

Спасибо за Ваше адекватное внимание к моей скромной персоне:-) Завтра выложу статью в АК. В долгий ящик откладывать нет смысла, — хочу чтобы здесь была некая смысловая хронология что ли. Есть у меня придирки к экранизации Латтуада (мы ведь все сначала смотрели Бортко — для многих это в том числе «комедия» детства) — ну я попытаюсь не быть категоричной хотя бы потому... У итальянской экранизации дан совсем иной взгляд на природу человеку и это, признаться, весьма неожиданный концепт. PS Завтра подробно в статье постараюсь всё изложить — нужно всё ещё раз внимательно и вдумчиво взвесить8:-0
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 12:18

цитата vfvfhm

Так я и говорил, что хорошая ментальная модель для сборки. Вот только это была «перестроечная» агитка, направленная на разрушение советского общества, а затем и разрушение советского государства.

Если государство и общество могут быть разрушены сколь угодно гениальными фильмами, это значит, что у общества и государства и без них куча проблем. Советскую власть погубило ровно то же, что и многих людей — почти полное отсутствие самокритичности. Судя по комментариям её сторонников, сей печальный опыт ничему их не научил — по-прежнему винят фильмы и заграничную колбасу.:-)))
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 12:28
Судя по комментариям ее противников, они так и не поняли роль, смысл и цель пропаганды в социуме. И так ничему и не научатся, продолжат жить припеваючи с прополощенными мозгами.
Ладно, скажу ТУТ в последний раз. Советский народ продал свою страну и себя и своих детей в рабство продал не за конфетку, не за фантик от оной, а за красивый рассказ о фантике. И вот фильм «Собачье сердце» и был одним из этих красивых рассказов.:-[
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 12:40
Ну да, ну да... «Это не я, это мне поручик Ржевский... Это не мы, это вражеская пропаганда...» Народ вообще всегда виноват, что у коммунистов, что у либералов, и что характерно, у тех и других он «продаётся в рабство за колбасу», у тех и у других не заслуживает ни малейшего уважения вне социализма/демократии. Словом, все больные и не лечатся, одни мы стоим в белом пальто красивые!
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 13:09
Окей, вам можно не волноваться! Вам пропаганда не страшна! Ту кашу, что у вас в голове, никакая пропаганда не промоет.
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 14:04

цитата vfvfhm

Окей, вам можно не волноваться! Вам пропаганда не страшна! Ту кашу, что у вас в голове, никакая пропаганда не промоет.


цитата

...Удовлетворенный Остап, хлопая шнурками по ковру, медленно пошел назад. Когда его массивная фигура отдалилась достаточно далеко, отец Федор быстро высунул голову за дверь и с долго сдерживаемым негодованием пискнул:
— Сам ты дурак!



Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 14:33

цитата vfvfhm

буржуазной демократией

Это что-то новенькое. Наверное, скоро мы узнаем о том, что РФ — самая демократическая страна. Даже в рамках капстроя в РФ демократия только на словах.

цитата vfvfhm

Бортко стал убежденным коммунистом

Ну, если кто-то всерьез считает КПРФ коммунистами, то да, он «коммунист». Человек, для которого Зюганов, Сталин и Путин — главные герои «нашего времени». Человек, разделяющий агрессивную внешнюю политику последнего на «154 процента» (по его словам).

цитата vfvfhm

Видно, что Булгаков писал не о том и сдругих идейных позиций.

А вот об этом хотелось бы поподробнее. В чем Бортко извратил Булгакова?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 17:33
Лучше поближе к самим экранизациям непосредственно:-) Я не закладывала ни в коем случае провокацию для модераторов ФЛ, — когда выкладывала эту статью8:-0


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 19:08
Безусловно Бортко автор многих шедевров кино, но в экранизации «Мастера и Маргариты» его подвёл абсолютно бездарный кастинг. ИМХО. Считаю этот сериал полным провалом. :-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 21:07
Я с Вами отчасти согласна. Спасибо за Ваше мнение:beer:
Кастинг не весь был из Золотой россыпи актёров. К тому же присутствие в кадре таких медийных лиц, как тот же Безруков (здесь только за себя говорю) очень сильно отвлекало от концепта романа.
Мне среди прочего понравились типажи Маргариты, Азазелло, Коровьева. Гелла в том числе очень хороша и аутентична (хотя она ведь просто девушка-каскадёр по роду своего ремесла). Воланд вызвал, признаться, смешанные чувства... Юрий Кара в своё время к типажам подошёл более бережно (и он по-моему в том числе работал на какой-то редакции романа: когда они рыбу на песке на Патриарших рисовали) Его прочтение было интересно, но его фильм ведь всё-таки не закончен. А рабочие съёмки — это наверное только для фанов его творчества. И да, Вертинская у Кары очень красива, но очень легкомысленна и истерична в своей актёрской подаче. Как-то из романа другой типаж на подсознании всё время «просился».
PS Это я всё к тому, — у каждого из режиссёров были свои изюминки и неудачи. Но у Бортко хватило всё-таки терпения (или это больше вопрос грамотного финансирования) снять свой сериал до конца. За это в том числе его очень уважаю и искренне благодарна за конечный готовый продукт.
PPS Ещё что-то (если ничего не путаю) от себя поляки сняли. Но тоже не до конца... И если у Кары я почти весь рабочий (доступный в сети) материал в своё время отсмотрела. То у них даже и не тянет почему-то8:-0


Ссылка на сообщение21 июня 2020 г. 22:37
Хм! Самое занимательное, что мы с женой только два дня назад закончили смотреть «Бандитский Петербург — 2». Я его до этого никогда не видел, а жена только книгу Константинова когда-то читала (и очень ее хвалила).
И наши мнения разительно отличались. Ей понравилось всё-всё, мне — нет. Единственное, в чем мы были единодушны — это в игре актёров.
Действительно, если смотреть сейчас «Бандитский Петербург, спустя 20 лет, наверное эффект уже далеко не тот.
Но в отличие от большинства современных «детективов» — этот сериал смотрится с интересом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 21:48

цитата archivsf

Самое занимательное, что мы с женой только два дня назад закончили смотреть «Бандитский Петербург — 2»

Чудесная синхронистичность по Юнгу в контексте размещения моей статьи (так прикольно работает коллективное бессознательное — не раз уже подмечала):-) Спасибо за Вашу искреннюю реакцию:beer: Это очень трогательно и глубоко. И знаете, — у моего супруга (ну он более аскетичен в своём подходе — и я по умолчанию уважаю такие повороты мужской психики): у него любимая часть — «Барон» с Домогаровым. «Адвокат» в его понятии — это талантливая попытка «выжать слезу» из впечатлительного зрителя. Ну и да, — не могу сказать, что пересматриваю этот телесериал, — но в своё время зацепил именно «Адвокат». Драма таких сложных отношений очень талантливо и сильно воплощена, на мой скромный взгляд. Придраться почти не к чему.

цитата archivsf

Я его до этого никогда не видел, а жена только книгу Константинова когда-то читала (и очень ее хвалила).

С книгой всё очень интересно. Константинов, вероятно, читается на инерции популярности сериала. Ну потому что, — сейчас только за Адвоката речь веду / Барона не читала, — с точки зрения русского языка это сплошной сленг «на фене» без каких-либо глубоких подтекстов. Но! Когда читаешь книгу уже после сериала — она словно расцветает любимыми типажами. И в принципе Константинов ведь журналист по профессии с его сухим (и местами бедным в контексте речевых оборотов) стилем повествования. Но зато он был сценаристом и уже вероятно, рука об руку с Бортко талантливо и уместно «переточил» свою книгу в формат кино. За это уважаю обоих.

цитата archivsf

И наши мнения разительно отличались. Ей понравилось всё-всё, мне — нет.

Это бывает;-) И здесь всё в пределах разумного. Выше уже пробовала пояснить причины.

цитата archivsf

Единственное, в чем мы были единодушны — это в игре актёров.

Вы сейчас в том числе имеете ввиду присутствие в кадре каких-то определённых типажей, да?.. Потому что на мой взгляд, каждый персонаж там аутентичен в своей роли. Но вот, например, далеко не каждому нравится истерия Званцева (ну он псих вынужденный после Афгана) или например бесконечные блатные присказки того же Антибиотика кому-то нравятся / а кому-то нет... И что касается Челищева (чем меня реально зацепил Певцов) — он «живёт» в кадре так подлинно... Ну у меня какое-то особое настроение, когда вспоминаю этот сериал, — будто в TV студии наблюдаешь умный диспут, нежели смотришь сериал. Возможно, ещё подача оператора именно в этом формате не похожа на то, как обычно снимают сериалы. В этом смысле сложно сказать наверняка.

цитата archivsf

Действительно, если смотреть сейчас «Бандитский Петербург, спустя 20 лет, наверное эффект уже далеко не тот.
Но в отличие от большинства современных «детективов» — этот сериал смотрится с интересом.

Да, во времена разгула эта история просто зазвенела. Сложно сказать, насколько это было оправданно в том смысле... Ну мы ведь (я надеюсь, на ФЛ нет отъявленных криминальных авторитетов тех лет:-D) до конца не знаем, — так ли было всё на самом деле именно «за кулисами» этих столичных разборок.
Я вообще по природе мышления именно провинциальный человек и то время помню смутно по факту своего рождения что ли. И здесь получается: либо веришь талантливому произведению / либо нет. Я доверчивый зритель — верю8-)


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 08:26
Когда деревья были большими...
Точнее, когда на ельцинском псевдокинематографе можно было поставить крест, тут вышел «Петербург» Бортко. Я не люблю этот сериал, но тут посмотрел. Ибо это весьма советские Бортко и Константинов, отличный театральный артист Певцов и когорта вполне советских актеров старой школы. Получилось неожиданно хорошо.
Впрочем, сам Бортко скучать никогда не давал. «Мастер и Маргарита»... Никому никогда не удался — хоть и брались мастера. Ну вот как впихнуть кота Бегемота, чтобы не рушил картинку?
А эдак четвертый просмотр «Собачьего сердца» (не без подсказки) привел к такой бездне... Когда гений Мастера вдруг проглядывает при помощи другого Мастера (меньше, зато кино). Когда понимаешь, каких же тварей изобразил Булгаков и Бортко... Новые хозяева жизни на первом плане — нет больше дворян и купцов, а эти по прежнему есть! Они отлично служат большевикам, а в Германии — Гитлеру. Подонки без чести и без совести. Вивисекторы без морали и нравственности. Профессоры Преображенские — будущие наследники — это Менгеле. Хотим, нарежем собачку, пару голов приделаем, два сердца поставим (это реальность), хотим — порежем живого человека — это же не человек, гибрид, эксперимент. Да, Шариков — это ЛЮМПЕН (не пролетариат), но он хоть и плохой, но уже человек. А так — чик...А будут еврейские дети (не люди), советские военнопленные.
Это большевик Богданов на себе кровь переливал... А преображенские покрывают педофилов (которые брюхатят несовершеннолетних), омолаживают бальзаковских дам и восстанавливают потенцию кобелирующим личностям (с порнографией в карманах). Для этого нужны лишние комнаты.
Булгаков и Бортко показали весь срез отвратительных личностей — Преображенский — Менгеле, подхалим и лизоблюд Борменталь, люмпен Шариков, Швондер, который не рабочий, а партийная пиявка, паразит с бойким языком. И сверху «Троцкие» и «Каменевы» (Сталин еще не у власти по времени произведения), которые покрывают преображенских. Единственный порядочный человек здесь — собака!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 12:09
Ну вообще-то ельцинский «псевдокинематограф» был в разы сильнее нынешнего. При всех издержках.
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 22:02
Ваше мнение очень интересно. И отчасти это наверное очень вдохновенный максимализм... И мне вот это очень откликнулось

цитата hellsing

А преображенские покрывают педофилов (которые брюхатят несовершеннолетних), омолаживают бальзаковских дам и восстанавливают потенцию кобелирующим личностям (с порнографией в карманах). Для этого нужны лишние комнаты.
Булгаков и Бортко показали весь срез отвратительных личностей — Преображенский

Да, это очень живые вещи в наших реалиях. В каком-то смысле иногда хочется, чтобы такая классика осталась именно на бумаге. А она — в жизни...
В любом случае низкий поклон Булгакову — он всё это талантливо предвидел. И адекватное уважение Бортко — он взял на себя труд всё это талантливо экранизировать.
Спасибо за Ваше мнение. Было очень интересно его почитать:beer:


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 11:27

цитата hellsing

Ну вот как впихнуть кота Бегемота, чтобы не рушил картинку?
Мультипликационного (нарочито) врисовать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 22:07
Чем Вам очаровательная плюшевая кукла у Бортко не понравилась?..;-) Быть может, немного лубочно — но в целом слова Азазелло:
Он Обаятельный!..
на мой взгляд, в кадре воплотили просто великолепно.
PS А на хорошую графику наверное денег не хватило (без иронии пишу) — сериал тогда в качестве одиозного проекта итак был очень затратным8:-0


Ссылка на сообщение23 июня 2020 г. 16:05

цитата

Дмитрий Певцов, Алексей Серебряков и Ольга Дроздова), по оси которых Бортко и закрутил свою историю, в один момент проснулись знаменитыми.

Серьезно?
Мне помнится, что к моменту выхода фильма эти трое уже заработали себе имя. Открытием же стал Лев Борисов.Во всяком случае, у меня было так.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2020 г. 04:20

цитата cotvsapogah

Мне помнится, что к моменту выхода фильма эти трое уже заработали себе имя

Какой картиной — если не секрет?..;-) В этой ветке меня изначально больше всего интересует Конкретика (а не размытые концепты) . Пример пожалуйста, киньте от себя:-) С удовольствием ознакомлюсь более детально — ибо очень люблю эту «троицу» в рамках того, что они яркие типажи и сильные артисты (театральные в том числе)
 


Ссылка на сообщение24 июня 2020 г. 10:18
«По прозвищу Зверь» (1990) /Певцов/ и «Фанат» (1989)/Серебряков/ для меня являются символом девяностых. Думаю, что не только для меня.
Дроздова... да, у нее не было такой же яркой культовой роли до БП, здесь я с вами согласна, но фильмография у актрисы до 2000 года немаленькая, (вспомните хотя бы «Королеву Марго»), театральные работы в» Современнике» тоже имели место быть.
БП я начала смотреть по восторженной рекомендации коллеги. Она же, (я точно помню), сказала, что заинтересовалась фильмом из-за того, что там играют ее любимые актеры. Мы еще обсудили тот факт, что Певцов и Дроздова женаты. Тайной это точно не было, их совместные фото часто публиковались в глянце. И все это было до того как...
 


Ссылка на сообщение25 июня 2020 г. 16:49

цитата cotvsapogah

По прозвищу Зверь» (1990) /Певцов/ и «Фанат» (1989)/Серебряков/ для меня являются символом девяностых.

Да, Вы правы8-) Это картина («По прозвищу Зверь» — я, правда, уже сужу об этом чисто «хрестоматийно» что ли) их сделала тогда известными и любимыми для многих. Я не спорю. В этом, безусловно, есть своя доля истины.
В статье имела ввиду немного другое: когда у зрителя происходит «залипание» на любимом типаже и полное олицетворение артиста с любимым героем.

цитата cotvsapogah

Дроздова... да, у нее не было такой же яркой культовой роли до БП,

В этом смысле вспомнился некий «анекдот» про Дроздову. Пресса тех лет давала интервью от руководителя «Современника» (театра, в котором работает Дроздова) — по-моему это была статья о Галине Волчек. Так вот она говорила, что после известности БП на любой репертуар этой актрисы брали билеты в разы чаще, чем раньше. Потому что очень хотели посмотреть на Катю Званцеву «в жизни»:-) То есть постановка на самом деле не имела значение, — спрос был на определённый культ личности что ли. (В то время, вероятно, подсознательно нуждались именно в таком образе) Насчёт подобной известности Дроздовой в кино, — по многим интервью она для себя сознательно никакой славы не хотела (быть может, лукавит — трудно сказать) И тогда она согласилась на эти съёмки только потому, что её уговорил супруг. Бортко от себя заметил, что работать с ней на площадке очень тяжело, — она очень характерная и требовательная. И у неё действительно на всё «вкус» именно театральной актрисы. Ну я бы, честное слово, сходила на неё посмотреть и в театр — чисто объективно, без излишнего фанатизма. Говорят она очень здорово играла в «Три сестры» по Чехову с Чулпан Хаматовой в крепкой «связке». И была ещё такая пьеса (тоже очень сильный женский типаж) «Предупреждение малым кораблям». У «Современника» реально очень сильный, интересный репертуар. (Имею представления о нём от посещения других постановок) Быть может, позже обязательно воплощу своё желание в реальности:-)

цитата cotvsapogah

БП я начала смотреть по восторженной рекомендации коллеги. Она же, (я точно помню), сказала, что заинтересовалась фильмом из-за того, что там играют ее любимые актеры

Да, безусловно. Вы знаете, — у нас в провинции когда вечером шёл этот сериал в буквальном смысле вымирали улицы (как в СССР на «17 мгновений весны»):-) Причём такая же тенденция повторилась и с «Мастером и Маргаритой» от Бортко. И в сущности, когда писала этот маленький очерк, — мотивация была такая: искренне отблагодарить режиссёра за любовь к его профессии.
PS Ваши замечания безусловно корректны. Но если давать (и подробно разворачивать) экранную судьбу каждого значимого артиста, которых в ключевых ролях утверждал Бортко... Тут и объёмы будут уже не те (мне всё-таки поскромнее хотелось из любви к читателю ФЛ):-) и концепт статьи поломается.
 


Ссылка на сообщение25 июня 2020 г. 19:12
Еще раз повторюсь.
Певцов и Серебряков появились на экране в начале 90-х, и стали ассоциироваться с сыгранными персонажами. «Зверь» и «Малыш». Другое дело,что им посчастливилось выстрелить еще раз,через десять лет.
Галина Волчек говорила про Дроздову,что почувствовала сразу потенциал актрисы и порекомендовала ей исправить некий мелкий дефект во внешности (не конкретизировала), ибо «ты должна быть великолепна во всем» /не дословно/.

Ну,честно, для меня (а,мож,и для поколения девяностых), эти актеры уже были личностями, героями, их узнавали на улицах до триумфа БП, и прежде всего в БП это были Певцов и Серебряков в роли адвокатов, Дроздова в роли их девушки,а вот Лев Борисов... навсегда останется для нас Антибиотиком.
Брат потрясающего великолепного непревзойденного н
гениального Олега Борисова... Да, всю жизнь в профессии, но известность пришла в 67лет, после роли криминального авторитета. Роли, в которой он оказался невероятно органичен, интересен, многогранен.
Признание в таком возрасте — единичный случай. Могу вспомнить только Георгия Жженова, который сыграл маленькую, но запомнившуюся многим, роль автоинспектора в «Берегись автомобиля», с которой все и началось. Правда,ему было тогда всего 51год. У Жженова в запасе, (если сравнивать с Борисовым), целых 15лет, и он сыграл позднее все серии о «Резиденте»,«Гор ячий снег», «Экипаж». Борисову же не довелось... Но он останется в нашей памяти и на экране, и, думаю,что будет справедливым,говоря о БП, не забывать и Льва Ивановича Борисова.
Спасибо за статью;-)
 


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 06:58

цитата cotvsapogah

Еще раз повторюсь.
Певцов и Серебряков появились на экране в начале 90-х, и стали ассоциироваться с сыгранными персонажами

Вы сейчас высказывание собственное мнение в контексте именно ассоциативного мышления?:-) Или руководствуетесь теми фактами, о которых писали в нулевых?8-) Пресса тогда просто взорвалась от этого проекта Бортко — он изумительно их тогда раскрутил под лейблом «Один талант налетел на другой». Ничего подобного раньше ни с кем из них не было, — бессмысленно это отрицать, ей*богу.
И я, признаться не очень хочу спорить на тему хронологии их известности. Скажу только одно. К Певцову навсегда прилипло имя Челищева. Про Катю Званцеву уже писала. Серебряков у многих до сих пор идёт за «раненого и родного братишку из Афгана». Нужно ведь читать прессу тех лет, — как минимум для объективности этого вопроса.
PS Честно говоря, не совсем понимаю природу этого дискурса. Для другого читателя это моё предложение просто прошло мимо... Ну оно там не главное ни в коем случае, — не вижу смысла дальше обсуждать эти вещи, честное слово.


⇑ Наверх