«Да, мы свели ее с ума, но безумие множество раз спасало ей жизнь»
Питер УОТТС
Серия «Сны разума»
М.: АСТ, 2015 год. – 478 стр.
«Водоворот», или, как в оригинале, «Maelstrom» – это продолжение дебютного романа Питера УОТТСА «Морские звезды», о котором я уже рассказывал. Заканчивался он, напомню, тем, что мощный взрыв разрушил часть океанского дна, в том числе и глубоководную станцию, где группа рифтеров исследовала глубины. Это был искусственный взрыв, направленный на уничтожение очага древних микроорганизмов, существовавших до появления иных живых существ на Земле и теперь вновь обретших шанс на развитие. А погибшие рифтеры – неизбежные жертвы. Та самая пресловутая «слеза ребенка», необходимая для всеобщего счастья.
Лени Кларк — однако одна из тех, кто был биологически и психологически приспособлен для глубоководных работ, выжила во взрыве. Более того, она вплавь добралась до Соединенных Штатов, чтобы отомстить. Не правительству, впрочем, а отцу, который калечил ее в детстве, – а только таких людей набирали в рифтеры. Иные просто не могли бы выдержать жизнь в глубине океана в компании таких же изломанных людей.
Как Мадонна Разрушения проходит она по континенту, заражая всех неизвестным ранее микроорганизмом – Бетагемотом. Ее личная месть изменяет мир, хотя уровня знаменитого бестеровского «Ворга, я убью тебя» УОТТС не достигает. Он берет другим – миром киберпанка.
«Водоворот» — так называется Интернет будущего, сложный и живой, как океан с течениями и водоворотами:
— Теории заговора, городские легенды, куплеты популярных песен и уютная, миленькая ложь религиозных доктрин. Это были мемы: вирусные концепты, инфекции разумной мысли. Некоторые вспыхивали и умирали, как поденки. Другие жили сотни лет, заманивая миллиарды людей в бесконечную круговерть размножения паразитических полуправд.
Автоматическим агрегаторам и поисковикам, каким-то мемам, шедшим по пути наименьшего сопротивления, оказалось технологически удобным существование мифа о Мадонне Разрушения, и этот миф растет до гигантского размаха. Здесь УОТТС, кстати, перебрасывает мостик к своей знаменитой «Ложной слепоте» – о встрече с существами, у которых разум есть, а ума нет, именно они зреют в глубинах Интернета.
В целом роман не производит цельного впечатления: он неровен и клочковат. Некоторые поступки героини оставляют в недоумении. А по эмоциональному воздействия гораздо слабее «Морских звезд».