Марина и Сергей Дяченко «Соль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Книга «Соль» — романтическая история любви русалочки и принца, изменяет жизнь обитателей подводного мира. Русалки одна за одной выплывают к берегу, чтобы найти своего принца, и становятся жертвами людей...
\\Журнал «Если» № 7 за 2007 год
Входит в:
— журнал «Если 2007'07», 2007 г.
— сборник «Парусная птица», 2008 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Кира Булычева, 2008 // (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2008 // Средняя форма | |
номинант |
Сигма-Ф, 2008 // Средняя форма, повести |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 10 июня 2023 г.
Сука любовь
Почему «Соль»? Может потому, что все по-настоящему ценное достается тремя главными солями: слезами, потом и кровью. И все мы, по большому счету, родом из соленого океана, только наши предки его покинули насовсем, а предкам китообразных сила тяжести не понравилась, и они вернулись. Может не они одни? Если подавляющее большинство россиян не видело своими глазами Папуа Новой Гвинеи, это не значит ведь, что ее не существует? А если нет ни одного научно подтвержденного контакта человека с русалкой, значит или нет, что русалок не бывает?
В повести Марины и Сергея Дяченко русалки не только реальны, но и сосуществуют, с людьми вполне мирно, каждый из видов в своей стихии. По крайней мере так было до последнего времени, пока этот писатель, талантливый, надо признать, стервец Андерсон не написал свою «Соль» — историю любви маленькой русалочки и земного принца, которая заканчивается не как «Русалочка» Андерсена нашей реальности, не женитьбой принца, так и не полюбившего своего найденыша, на земной принцессе, а чем-то, вроде «Алых парусов» Грина (не отсюда ли Соль-Ассоль в названии?)
Написал, да и хрен бы с ним, мало ли на свете дурацкого любовного чтива? Но у некоторых вещей потенциал убедительности в сотни-тысячи раз выше, чем в среднем по больнице, эта оказалась из их числа. Сотни, тысячи юных русалочек нелогично уверовав в любовь человеческих юношей (принцев, ага) устремились из глубин к береговой линии, где предприимчивые представители человеческой породы (не принцы, отнюдь) отлавливали бедняжек и продавали в бордели, где век их оказывался страшен, недолог и совсем не похож на лавстори.
Журналист с не соответствующей звучному имени Эрвин фамилией Фролов пытается бороться с работорговлей, выпускает купленных за собственные деньги русалочек в море, чтобы могли рассказать, как оно на самом деле, добивается встречи с Морским царем, который отвечает, что не могут они всех юных дурех цепями повязать, влипает в серьезные неприятности -угрожают его семье. Нужен антимем, что-то, что заставило бы девочек в ужасе и отвращении отшатнуться от ромфантовой чуши, но все попытки написать что-то в этом роде заканчиваются появлением еще одной назидательной мути.
Красивый Виталик удачно устроился спасателем на частный пляж. Платят хорошо, а то, что иногда хозяин отправляет на ночную рыбалку, предупредив, что если подплывет русалка, нужно поболтать с ней, назвавшись принцем — так что с того. Парень не сразу понимает, что его используют как наживку для ловли хвостатых девочек, а когда понимает, уже не может просто бросить все и уйти. У богатых людей со связями в криминальных сферах есть способы держать подчиненных в повиновении.
Думаю, что Марина и Сергей писали эту повесть в достаточной степени на злобу дня. В конце девяностых-начале нулевых границы открылись и сотни тысяч девчонок из бывшего СНГ рванули за рубеж, чтобы заработать, в глубине души надеясь на встречу с заморским принцем. Сколько из них реально устроили свое счастье, а сколько сгинули в борделях, наверно есть статистика, да только не нужна она, чтобы на первый вопрос ответить «исчезающе мало», а на второй — «большинство». Не из лучших вещей Дяченок, как наверно все, что пишется от ума и из желания попасть в тренд, но это соавторство было золотым.
История не о любви, как можно было бы подумать, а о силе пропаганды. О том, что визуальные образы убедительнее текстовых (спойлер: таки да, они придумали способ отвратить глупышек от самоубийственной моды на принцев). И о том, что за самое дорогое приходится платить кровью.
arturramires, 23 сентября 2018 г.
Поначалу казалось — привет Беляеву с его «Человеком-амфибией», по настроению и социально-политическими интенциями.
То, что клин клином вышибем, и один миф перекроем другим — малоинтересно. Также как и то, что работорговля — нехорошо.
Было понятно, маститые авторы не для того достали ступу, чтобы толочь в ней расхожие штампы. Но повествование всё текло и раздражало мелкотравчатостью замысла на фоне хилой детективности...
То есть мне можно, а вам — нельзя, вы нехорошие и не можете разрулить по-божески создавшуюся коллизию.
Простите меня, люди добрые, но у меня сложилось чёткое впечатление, что все написавшие отзыв на данное произведение, его попросту не дочитали. Или остроты внимания не хватило на три самых последних слова.
- Только здесь карта и переворачивается
Андерсон (именно так, а не АндерсЕн) тут совсем другой (я и не усмотрел, по-первости, параллели) — потому как мир описываемый тоже не наш. Фамилия использована, мне кажется, для напоминания читателю о том. что это сказка. Ведь при чтении трудно поверить в реальность русалки, выныривающей из морских глубин в лифчике из «дешёвого трикотажа» — спрашивается, где он там у них шьётся, и на каких станках... И почему она говорит на том же языке, что и жители данного города, как-будто они все учились в параллельных школах? — То есть это всё не слишком важные с точки зрения авторов детали декораций. Сказка сказывается за ради донесения важного послания:
О чём для меня эта вещь? — О сложности мира внешнего и внутреннего. О том, что ты не знаешь ЧТО за высоким соседским забором, есть ли у соседа бассейн и для каких целей он его использует
Asaris, 9 мая 2017 г.
Обычно, я не очень люблю произведения подобные ракетам-носителям, цель которых — «вывести на орбиту» некую идею и все. А «Соль», как по мне, именно такое произведение. Но во всяком правиле есть исключение — уж больно интересную идею авторы выловили и очень доходчиво и интересно ее показали.
Gynny, 20 апреля 2014 г.
Не первая попытка написать новую историю про столкновение цивилизаций человека и морских людей — они же русалки. Ладно — здесь хоть на консервы их — русалок — не пускают, хотя секс-рабство... не известно — что хуже. А вот введение альтернативного Андерсена как не самого симпатичного персонажа мне-читателю — не понравилось, получился эдакий плевок в источник вдохновения.
Osotvesna, 4 сентября 2011 г.
Грустно как-то. Не узнаю Дяченок. Я как-то привыкла принимать как должное, что у них идея и воплощение чаще всего на уровне. И этот уровень обычно одинаков — бесспорно высокий (ну забудем про «Лану», да? Безчуственную эгоистичную девочку без тормозов и иже с нею...). Тут — идея классная, у меня самой вызывает бурю эмоций — столько можно было наворотить, как можно было показать! Ну я же знаю Дяченок — МОЖНО БЫЛО. Но увы...
Отдельные моменты шикарны, крохотные эпизодики такие красивые и щемящие, что их ценность нельзя приуменьшать. Но! Герои правда бледные, чесснслово. Мало, грубовато. Если бы не знала, что Дяченки написали, наверное просто отметила бы высокий потенциал идеи (русалки-девочки, работорговля, принцы-принцессы, любовь) и симпатичный, но не очень-то сильный рассказик.
Приплетение Андерсена как-то нелепо по мне было пошлостью. Вот я не знаю почему, но если бы это раскрыли... Вот в чем дело, если бы этот сюжет раскрыли (я не говорю «размусолили», а именно раскрыли) до уровня «Пещеры», «Долины совести», «Армагед-дома», «Ведьминого века» с их выбором, многослойностью, разносторонностью — получился бы один из моих любимых дяченковских романов.
С другой стороны — превращение рассказа в роман не значит, что нельзя просто сделать хороший (как говорит наш преподаватель по философии «выстреливающий») рассказ (повесть). Что, не было такого? Не было? А «Горелая башня», «Тина-Делла», «Я женюсь на лучшей девушке королевства», «Вирлена», «Трон», «Ордынец», «Баскетболл» (вообще доводящий до слез), «Судья», «Уехал славный рыцарь мой», «Корни камня», «Кон», «Эмма и сфинкс», «Слово погибели №5», «Парусная птица»??? (давай, давай, вспомни все, что когда-то зацепило).
Чего я взьелась? Да обидно просто. Просто прочитала и вдруг подумала — какая была бы книга... Сейчас — так, сырой рассказик, но если бы доработать, если бы добавить, раскрыть, обозначить... Эх
god54, 17 мая 2011 г.
Феноменально красивая идея и приторно-слащавое воплощение в форме повести. Блеклые герои, нелогичные поступки, нравоучительные обороты, широко известные аналогии и довольно невнятный сюжет. Мне кажется отсутствует жесткость, динамика, настоящие человеческие до крика чувства. А так широко известный сюжет про русалок подогнан под нашу жизнь. И именно эти два аспекта и вызывают недоверие.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Крайне необычно и оригинально обыграна тема русалок. а финал... даже я не ожидал. хотя должен был. расслабился, видимо.
alex1970, 11 апреля 2011 г.
Отличная и довольно горькая повесть о том, что при желании даже самую светлую сказку можно сделать самой ужасной былью.
Здесь дельцы при помощи сказке о принце ловят весьма необычных существ. Но находятся нормальные люди и стремятся спасти их от истребления.
Написано хорошо, сюжет продуман отлично. Умело создан миф о мифе
zmey-uj, 10 августа 2008 г.
Люди с удовольствием наживаются на людях, не боясь попасться — доходы солидны, а наказание незначительно. Что уж говорить о русалках, которые вдобавок беспомощны, так как им трудно убежать, не могут рассчитывать на поддержку «своих», ибо нарушили запрет, да еще и «экзотика«! Настоящая мечта торговцев, что и говорить.
Нечто подобное, только не в таких размерах, происходит и сейчас. И помочь жертвам трудно, и смириться с этим — тоже. А еще труднее бывает тем, кто чувствует свою ответственность за происходящее, хотя ни в чем не виноваты. Это может быть и писатель, создавший красивую романтическую книгу, и режиссер, когда-то снявший нашумевший фильм. А есть те, кто делает все возможное, чтобы исправить ситуацию, даже понимая, что может не слишком много...
Кстати, концовка предчувствовалась уже где-то с середины. Повесть чуть-чуть более предсказуема, чем хотелось бы, но основная идея окупает это «несовершенство».
Yazewa, 7 марта 2009 г.
Пожалуй, не помню другой истории, где бы так велика была роль плода писательского труда. Ведь здесь фигурирует не миф, а именно-таки художественное произведение, ставшее мифом. Отсюда и метод противодействия сложившейся ситуации: «подобное — подобным».
Сочиненная история оказалась настолько убедительной и притягательной, что пересилила все инстинкты самосохранения! Прямо скажем, в такое верится с трудом. А вот в поведение «сухопутных» — верится абсолютно. Но ведь и написана повесть, конечно, именно о них и для них (то есть, для нас).
видфара, 10 мая 2008 г.
Это очень реальная сказка, такие мог бы писать Г.Х.Андерсен, живи он в наши дни. Финал оглушителен, хотя его можно было бы предугадать. Но некогда — история тащит за собой, тянет, словно русалка на дно морское :smile: Сказка грустная до слёз, но всё же светлая — как закат над морем в ясный день. Жаль, современные русалочки, даже если и прочитают её, не перестанут мечтать о принцах и попадать в грязные лапы торговцев. Я за нравоучительность, если она вложена в ТАКИЕ сказки!
alexey1978, 8 октября 2007 г.
Отличный рассказ, очень трогательный и грустный. Не смотря на то, что в нем присутствуют сказочные русалки, этот рассказ не имеет ничего общего со сказкой. Это суровые реалии нашей жизни. Все, что описано в этом рассказе, было бы правдой, существуй русалки на самом деле. За неимением же русалок вся эта мерзость творится с людьми — похищения и работорговля встречаются и в наши дни. А уж глупая надежда на то, что именно тебя беда обойдет стороной, видимо неискоренима.
У русалок, в отличии от людей, есть хоть шанс на спасение. Может быть миф, который толкает их на поиски принца, удастся разрушить. С людьми же все гораздо сложнее.
an2001, 23 июня 2008 г.
Вот почему-то так бывает: неплохая идея, не без выдумки воплощенная автором (авторами), занимательная интрига, вполне живые и даже интересные герои; но книга кажется скучноватой после нескольких прочитанных страниц, места предсказуемой, а окончание (претендующее на некоторую неожиданность) не удивляет ?
Аксолотль, 13 марта 2009 г.
Трагичное переосмысление «Русалочки». Повесть не показалось мне совершенной, сюжет действительно предсказуем, привязка к нашим жестоким реалиям приземляет и от этого становится слегка не по себе. Столкновение сказочного мира и нашего — беспощадного, корыстного. Отсюда очень сильное чувство дискомфорта при прочтении. Но в этом и суть повести.
Veronika, 12 февраля 2009 г.
«Соль» — небольшая, но очень сильная повесть. Хорошо обыгран (а не обрыган, как у некоторых авторов) классический сюжет. Красивый миф ни в чём не виноват, а вот люди бывают сволочами чаще, чем хотелось бы.