Давно хотела написать такое вот размышление. Но работа у меня неровная, то завал — то затишье, и пришлось ждать этого самого затишья. И теперь вот спешно стучать накопившееся, пока снова «не началось»)))
Итак, все мы эгоисты. Я тоже, а как иначе? Про Мэри Сью я узнала более-менее подробно, когда мне сообщили, что создала сама «очередную». Прочла описание типажа. Возмутилась. Потом поделила надвое — то есть учла разноуровневость читателей. А затем мне стало всерьез интересно — как же вышло такое, что из узкого и убогого стебового шаблончика сделали крупное, весомое клеймо, которое без зазрения совести шлепают на многие достойные произведения. Я не про себя уже, я же рациональный эгоист, мне за державу обидно)))
Итак, Мэри Сью. Существо, впитавшее все комплексы автора и читателей и оттого обладающее бронебойной крутостью. Красива, всеми и сразу любима, горда и остроумна, одарена талантами, список которых (полный) в книгу не помещается. Страдала, но превозмогла — и т.д. и т.п. Хороший комедийный типаж. Типичное ГГ для стебовой фэнтэзи, неизбежное даже, пожалуй. С ней все понятно.
Но её именем с некоторых пор называют массу героев, ничуть не похожих на оригинал.
У Вероники Ивановой — депрессивный вариант Мэри Сью (я не свое мнение высказываю, а излагаю варианты клеймления). Потому что все может, но ни хрена не делает. Демиург-мазохист…
У Громыко Вольха — само собой Мэри Сью, вот как она всех врагов одолела и мудрых переплюнула, не имея даже диплома о законченном высшем образовании.
У…
Впрочем, надо ли продолжать?
Типовыми признаками зачисления в ряды МС служат молодость ГГ, отсутствие опыта и описания процесса его тяжкой наработки, внезапность обретения способностей, их размер — и так далее, в зависимости от фантазии и уровня критика.
Так вот, возвращаясь к заявленному в заглавии. Давайте разберем случай гражданина Муромца И.И. Вежливо разберем, не забывая, что это вполне реальный человек и сверх того — святой, канонизированный церковью.
Итак, он сидел на печи 30 лет и 3 года. Сиднем сидел. Физподготовки не вел, книг по тактике боя не читал.
К нему пришли (он даже не писал Президенту Путину!) и его одарили силой.
Качественный скачок произошел мгновенно и не имел «промежуточных ступеней» шлифовки навыков. Это — МС?
Я полагаю, именно указанный пример и делит самих читателей на МС и нормальных. Простые любители мочилова и адепты веры в линейность и инженерию души скажут: Он Марти Сью, 100%. Процесс развития не прописан, сила свалилась случайным образом. Дальше он вообще невесть с чего стал героем. Хотя Соловей заслуживал внимания гораздо больше. У него и психика модно травмированная, и история жизни сложная, и вообще, не любим мы «хороших». Про них пишут тупо…
Что есть развитие через обучение в школе/ академии магии / боярской дружине / корпусе крутых боевых космопроходцев / спецназе американцев будущего?
Это получение навыков и отработка техники. Это способ талантливо живописать быт времени (в позитивном варианте), навернуть тучу наукообразных терминов и впечатлить читателя своим умом (в среднестатистическом), повод стебануться на тему молодежных попоек и своего личного студенческого опыта — эх, годы золотые (оч часто).
О чем это я?
Ни одна академия/дружина/спецназия не готовит богатырей. Потому что в исконном смысле слова богатырь — это тот, кто несет в душе бога и силен своим духом, внутренним светом, верой. А как натренировать и оценить внутреннюю силу, готовность служить своей родине и бескорыстие, мужество? Для этого есть упражнения, тесты, экзамены и учебники? А нету…
Возвращаемся к Муромцу. И еще раз смотрим на сцену прибытия калик перехожих. Чтобы наконец-то оценить неслучайности этой внешне очень простой и бытовой случайной встречи и «внезапного» выбора.
Калики — старцы, идея и глубинный смысл старчества на Руси огромны и сегодня не всем и не всегда понятны. Многие ли из нас знают, что наиболее, пожалуй, значимый старец нашего времени — это тот самый сержант Павлов (в миру, в прежней своей жизни), который воистину промыслом божьим и настоящим богатырским духом отстоял важнейший рубеж в Сталинграде. А потом ушел в веру…
Каким прибором руководствовались старцы, отыскивая среди всех душ дикой глухой лесной земли одну-единственную, бесскверную, подобную алмазу прочностью и сокрытым до поры светом?
Полагаю, не зря автор былины не стал описывать процесс поиска. Понятие промысла — оно слишком своеобразное. И вы его или принимаете — или нет. Но я убеждена: искали человека никак не по физическим данным. Это — наживное. Чудом ли, тренировкой ли — не суть. Вторичное. И вторичность указанного плана в былине четко проходит отдельной линией. Выбор коня — насмешка над здравым смыслом, выбор оружия — и т.д.
И еще. Мне бывает очень неприятно, когда люди кривятся от идеи защиты своей Родины — как «наигранной темы». Мол, все мы люди, в каждом должна быть червоточина. Она и создает особенность характера. Один пьет, второй бабник, третий вор. Но все равно герой… Достоверный и близкий нам недостатками своими. А разве это как раз не делает его МС? Удачливо-вороватым, похабно-веселым, ехидно-восхительным.
Резюмирую торопливые мысли.
Книги про «приключения тела», содержащие внезапный дар, набор роялей по кустам и безмерную крутость ГГ — это и есть Мэри Сью в её истинном облике.
А вот книги про «приключения духа»… Тисните на них ярлык — и лишитесь хорошего чтения, позволяющего найти для себя что-то новое и поспорить с автором. Потому что любой богатырь, будь он Муромцем по сложению или человеком меньших физических возможностей — в душе имеет сомнения, полон смятения и пребывает в поиске. Там, под кольчугой, у него живое сердце. И если вам нужен внешний блеск — значит, вы еще не переросли МС сами. Значит, нос морщите, а потом втихую читаете, снисходя до уровня автора)))