По устоявшемуся для «Повестей Белкина» шаблону, очередной обзор посвящён иллюстрациям двух художников: А.Иткина и А.Рейпольского. Советские художники, создавшие новые сюиты к «Станционному смотрителю» в наши дни.
У Иткина вышло несколько сборников с «Повестями Белкина». Вот эти книги (все нам уже знакомы):
Слева направо: 1) «Проза». — М.: Московские учебники и картолитография, 2008. 2) «Дубровский». — М.: Махаон, 2013. 3) «Повести Белкина». Дубровский». — М.: Махаон, 2018. Сборник 2013 года озаглавлен «Дубровский», но в него были включены три повести Белкина. Издание 2018 года — расширенное (добавлены две недостающие повести Белкина). К «Станционному смотрителю» — единственному — набор иллюстраций несколько отличается в изданиях 2013 г. и 2018 г. Поэтому я сохранил у себя оба издания.
У Рейпольского — один сборник. Вот он (тоже встречались не раз):
«Повести Белкина». — М.: «Энас-Книга», 2019.
Художники работают в одной манере — мягкий реализм, их техники близки, они одинаково замышляют макет книги. Вот, например, фигурка за конторкой на шмуцтитуле. И пусть у Рейпольского (слева) это станционный смотритель, а у Иткина (справа) — сам Белкин.
А вот вповалку заставки, шмуцтитул, фронтиспис из всех четырёх изданий. Идея одинакова (если интересно, самый верхний — Рейпольский, всё остальное — Иткин).
Так что картинки Иткина и Рейпольского интересно разглядывать в непосредственной близости (загадывая, кто из них что нарисовал).
Тема рассказчика, который посещает несколько раз станционного смотрителя, знакомится с Дуней. Иткин сделал рассказчика похожим на Пушкина. Вот он оглядывается во время первого приезда. Две иллюстрации из разных изданий. Разница в технике: в раннем издании стилизация под современную Пушкину гравюру по меди, в позднем издании — стилизация под акварельный рисунок третьекурсника академического института живописи.
Появляется Дуня — она в исполнении Рейпольского: четырнадцати лет, редкой красоты.
Портрет станционного смотрителя во второй приезд рассказчика: Вырин оживился только за стаканом грога.
Минский в черчесской шапке и в шали поверх шинели врывается в домик станционного смотрителя. Эта растиражированная сцена есть только у Иткина в сборнике 2013 года на квази-фронтисписе к повести (в полном издании 2018 года художник эту сцену снял, заменив первую иллюстрацию на приезд рассказчика-Пушкина).
Далее у Иткина имеется в разных изданиях эпизод с мнимой болезнью Минского: в раннем варианте Минский ловит дунины прикосновения, а в позднем издании — более традиционный дуэт Минского и доктора.
Рейпольский эту линию сюжета проигнорировал.
Тему «маленького человека», подавленного Петербургом, отобразил Иткин в раннем варианте иллюстраций.
Далее оба художника не упустили возможности нарисовать чувственный эпизод идилии Минского и Дуни, которую вот-вот разрушит назойливый папаша.
Рейпольский взял на себя эпизод приезда в родные места Дуни — «прекрасной барыни в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською».
А Иткину остался эпизод с возлежанием Дуни на могилке.