Библиография советской детской писательницы Аллы Кирилловой, появившаяся вчера на сайте, стала в некоторой степени юбилейной — это сотая библиография, открытая мной на Фантлабе. Неплохой результат. Хотя есть на сайте и админы, открывшие намного больше авторских страниц. Но дело, разумеется, не в количестве. На Фантлабе каждый занимается тем, что ему интересно — составлением библиографий или работой с художниками, заявками. Кто-то помогает при проверке библио, дополняя информацию важнейшими правками. Заниматься любимым делом вместе с друзьями — прекрасно.
Начиналось всё в 2007 году — зарегистрировавшись на Фантлабе, через несколько месяцев я почувствовал острое желание помочь любимому сайту в наполнении базы. А надо сказать, что фантлабовская база тогда выглядела не столь внушительно, как сейчас (десятки тысяч авторов в базе, число открытых библио приближается к 4 тысячам), — было открыто меньше тысячи авторов, имелось немало белых пятен. Конечно, в первую очередь хотелось добавить важных именно для меня авторов, которые по каким-то причинам ещё не удостоились собственной странички. Для начала я выбрал четырёх писателей — Яна Вайсса, Ореста Сомова, Владимира Одоевского и Юрия Константинова.
Сомова и Одоевского — потому что в то время я особенно сильно увлекался «русской готикой» 19-начала 20 вв. Рассказы Константинова мне в детстве очень нравились, а «Дом в тысячу этажей» Вайсса — один из моих любимых фантастических романов, великолепная антиутопия. Связался с админом портала, рассказал о желании помочь и приступил к библиографии Константинова. Этот украинский русскоязычный писатель и в советское время был не слишком известен, а теперь и вовсе забыт. Самые популярные на Лаборатории Фантастики произведения получили по 15 оценок, больше 7 баллов набрали два — сборник «Лицо Аэны» (лучший сборник автора, без сомнения) и рассказ «Воительница», немного выбивающийся из общего творчества — нф с очевидным влиянием фэнтези . Писал он в основном фантастические рассказы из проклятой капиталистической жизни, политические памфлеты. В то же время специфика темы позволяла автору включать в произведения элементы боевика и даже хоррора, что легко могло увлечь советского школьника. Да что греха таить — крутой сюжет и циничный юмор — для того времени это было довольно круто. Сейчас я понимаю, что рассказы в основном простоваты (впрочем, они и рассчитаны на подростков), излишне контрастны, карикатурны и вторичны (хотя базовые идеи некоторых рассказов весьма неплохи), но к лучшим рассказам Константинова до сих пор отношусь с симпатией. Так получилось, что из трёх авторских сборников Константинова, вышедших в СССР, у меня в личной библиотеке имелось два и я мог считать себя специалистом по Константинову. А для изучения дебютного сборника, который, забегая вперёд, признаю — показался мне совсем слабым, записался в Ленинскую библиотеку. Перерыл весь Интернет, но всё равно информации об авторе нашёл очень мало — ни фото (фото удалось отыскать и добавить лишь несколько лет назад), ни точной даты рождения. Составленную библиографию отправил админам, казавшимся мне тогда небожителями. Внесла библиографию в базу и выставила на проверку админ Nina, за что ей очень признателен. В начале 2008 года Константинова открыли на Фантлабе.
Наверное, я единственный на fantlab.ru фанат Юрия Константинова. Ну, не фанат, но нравятся несколько рассказов. Может, и не в Константинове тут дело, а в том, что его произведения ассоциируются с детством, с хорошим периодом в жизни. Фантастику я всегда любил, но именно тогда окончательно сделал выбор в пользу этого жанра.
Вскоре я и сам стал админом Фантлаба и мог уже самостоятельно работать с базой, что оказалось намного удобнее. Весной-летом 2008 года доделал и открыл Сомова, Одоевского, Вайсса, а также болгарского классика Любена Дилова, у которого в детстве обожал подростковую дилогию «Звёздные приключения Нуми и Ники», и Владимира Титова, Алексея Бежецкого, Антона Сорокина.
Особенно интересно составлять библио не слишком известных или позабытых писателей. «Как это интересно отнимать у земли истории давно ушедшие забытые тайны!» («Джентльмены удачи» (с)). Работать над библиографиями Сомова, Бежецкого, Сорокина, Титова было настоящим удовольствием. Это возможность изучить золотой и серебряный век русской литературы со стороны «малых сих», писателей второго ряда, оставивших не столь уж мощное творческое наследие, но тем или иным образом повлиявших на распределение литературных сил. А многие из не слишком удачливых писателей были интереснейшими личностями. Например, Титов, «Тит Космократов», ничего не добился как писатель, но сделал великолепную карьеру на дипломатическом поприще. А его поступок с «Уединённым домиком» — что это, приобретение неплохой мистической повести или трагедия гибели пушкинского шедевра? А совершенно невероятный Антон Сорокин, «король писателей», «кандидат Нобелевской премии», скандалист и рекламист, «Киплинг, Джек Лондон и Метерлинк Сибири». При работе над его библио пришлось немало прочесть о колчаковском Омске. Кстати, Сорокин — один из любимых писателей Егора Летова, вот такие неожиданные пересечения открываются при библиографической работе. Вообще — составление библиографий очень развивает в плане эрудиции, столько информации надо просеять. Что-то непременно остаётся в голове.
При работе со страницей Дилова я вспомнил, как в детстве любил болгарские комиксы (в 80-х в Болгарии комиксы уже были не определённом уровне)и вновь начал изучать болгарский. И потом с большим удовольствием составлял болгарских авторов, попутно практикуясь в языке и истории Болгарии, четверть сотни уже открыл. А при работе с библио Вайсса пришлось разбираться с чешским, хотя большую часть информации искать не пришлось — всё было на официальном сайте, переводи только. А с одним непонятным названием мне помог Рома ceh из Праги. Куда-то он пропал с Фантлаба. Уже лет девять не заходит.
А сколько всяких забавных, курьёзных случаев о писателях узнаёшь при работе. К примеру, у того же Вайсса рукопись романа съела корова в деревне, а в качестве гонорара за публикацию в СССР он получил телевизор.
Всегда стараюсь как можно лучше познакомиться с творчеством составляемого автора. Порой это тяжело. Прочитал сборник Вайсса «В стране наших внуков» — ужаснулся насколько Вайсс времён социализма хуже Вайсса довоенного («Дом в 1000 этажей», «Метеорит дядюшки Жулиана»).
В 2009 г. подготовил библиографию Виталия Мелентьева, неплохого детского фантаста, пожалуй первого фантаста с произведениями я познакомился — ещё дошкольником. Опять детские воспоминания послужили поводом для открытия автора. Списывался с его родственниками для уточнения дат некоторых публикаций. И, конечно, опять работа в реальных «бумажных» библиотеках.
Постепенно начал готовить и библиографии современных авторов.
Я участвовал (в той или иной степени) в подготовке страничек таких классиков как Чехов, Чуковский, Ботев, Даль, Рабле, А. К. Толстой... интересно, но Чехова и Рабле и так все знают, и куда интереснее открывать людям незаслуженно забытых авторов, о которых добываешь порой эксклюзивную информацию. Она, правда, бысто растекается по сети безо всяких ссылок на первооткрывателя, да и ладно...
* «Путешествия для избранных». Ю. Константинов. Рис. А. Застанченко
* «Дом в 1000 этажей». Иллюстрации Л. Тишкова и Н. Козлова.
* «Уединённый домик на Васильевском» . Ил. П. Сацкого