Иоганн Вольфганг Гете


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Иоганн Вольфганг Гете "Фауст"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»

Статья написана 18 января 2010 г. 20:08

О да, позор на мою седую голову, я раньше не читала «Фауста» Гете. Правда, я сто лет назад читала «Фауста» Томаса Манна, что, может, в какой-то степени меня извиняет

Несмотря на обширное ноосферное влияние, благодаря которому я, конечно, знаю сюжет, я была жутко удивлена. Не столько сюжетом, сколько самим настроением, манерой повествования, чередой героев. Почему-то у меня была твердая уверенность, что «Фауст» — это трагедия и только трагедия. А вышло совсем иначе. Первая часть, история с Маргаритой, еще более ли менее тянет на трагедию, да и то трагический финал выглядит скорее как случайность, недосмотр, чем закономерность. И непохоже, чтобы эта история слишком взволновала Фауста, во всяком случае, естественнее было бы переживать значительно сильнее. То ли это зловредное влияние Мефистофиля.

Вообще на мой взгляд, Мефисто Гете — одно из самых удачных изображений нечистой силы в литературе в принципе. При всей своей «официальной» злобности он настолько жутко обаятельный, что затмевает зануду-Фауста на раз. В нем есть очаровательная легкость и веселость, и в то же время — он всегда помнит о деле. Всем остальным героям не хватает либо одного, либо другого.

Пожалуй, единственное, что действительно задевает за живое — это самое начало первой части, Фауст против Вагнера. Во-первых, мне очень близка, гхм, жизненная позиция Вагнера, во всяком случае, я вполне представляю себе, *как* он думает, и таких людей видела в количестве. Они хорошие, правда, хорошие, несмотря на всю гетевскую легкую сатиру. Во-вторых, там просто гениальные стихи!

«Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг,

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник».

Не всегда находит, если быть совсем справедливыми. Что отнюдь не мешает рваться.

Забавно, кстати, что в поэме практически не видно Фауста-ученого. То есть изначально нам говорится, что вот, великий доктор Фауст, но это величие — некая отсутствующая, констатированая величина. Оно практически неощутимо и в характере, и в поступках Фауста. Изредка проскальзывает что-то, но тут же исчезает в погоне за очередной юбкой или в очередной авантюре.

«Ты верен весь одной струне

И не задет другим недугом,

Но две души живут во мне,

И обе не в ладах друг с другом».

Перевод Пастернака, действительно, гениальный. Не переставала поражаться по ходу чтения чередованию стихотворных размеров. Писать одним — еще ничего, но так чередовать разные, от простейших до недо-гекзаметров — снимаю шляпу.

А вот вторая часть мне понравилась значительно меньше. В том числе потому, что я была к этому, скажем так, морально неготова. Что в Фаусте будет какая-то греческая фантасмагория в духе Феллини, с участием всего античного зверинца, от сфинкса до фурий, и любовью Фауста к Елене Прекрасной. Да, я вполне понимаю, что это ну очень логично для эпохи, что Греция и Рим были тогда такой же действительной частью современной Гете культуры, как для нас сейчас, например, культура СССР. Очень близкой, очень *присвоенной*. Правда, за счет этого упоминание классики уже настолько набило оскомину лично мне, что не хочется больше про нее ни читать, ни слышать. Хочется услышать что-то свое, точнее, что-то гетевское, что-то немецкое. Так что я вполне разделяю и патриотизм Мефисто, и его очень точное, на мой взгляд, замечание по поводу всей совокупности греческой культуры (Вася Розанов с руками бы оторвал):

«Всегда пустым народом были греки,

Будили чувственное в человеке.

Прикрашенный их вымыслами грех

Светлей и ярче северных утех».

Вторая часть «Фауста» — и веселей, и разнузданней. Тем более неожиданным оказывается финал с ослепшим Фаустом, строящим плотину. И с со спасением души. А ведь казалось бы, после греческих приключений там уже и нечего спасать. Спрашивается, и кто кого обманывал всю дорогу? Бедный Мефисто, не у дел, так и тянет сказать «как и всегда».

В целом — не могу признаться, что меня сильно задело, *что* написано. Увы, тут общеизвестность сюжета против меня. Гораздо в большем восторге я от того, как написано и переведено, никак не ожидала, что написанный черт-те когда «Фауст» будет читаться в метро на одном дыхании))



Тэги: гете


355
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 11:23

цитата

«Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит из родних».

Может, все-таки «их родник»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 11:24
упс, опечаталась, мерси)
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 11:28

цитата

это ну очень логично для эпохи, что Греция и Рим были тогда такой же действительной частью современной Гете культуры, как для нас сейчас, например, культура СССР

:-[ учите матчасть. История о любви Фауста к Елене существовала задолго до Гёте — ещё в XVI веке.
И я как-то не очень понял... Вы что, хотите сказать, что сейчас античная культура устарела и никому не нужна???
(:box:):-)
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 11:30

цитата glupec

История о любви Фауста к Елене существовала задолго до Гёте — ещё в XVI веке.

как и сама история Фауста в принципе, насколько я знаю :-) таки фольклор.

цитата glupec

хотите сказать, что сейчас античная культура устарела и никому не нужна

эээ, нет, я хочу сказать, что мне лично надоело постоянное упоминание античной культуры в классической литературе периода 18-19 веков. Чисто вкусовщина.
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 11:40
А, ну с этим я согласен.:-)
Сам больше люблю Средние века.
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 11:42
:beer:
 


Ссылка на сообщение22 августа 2014 г. 13:10

цитата kerigma

мне лично надоело постоянное упоминание античной культуры в классической литературе периода 18-19 веков

:-D
 


Ссылка на сообщение22 августа 2014 г. 14:30
и это, религиозное искусство еще. везде оно! :-)))
 


Ссылка на сообщение22 августа 2014 г. 14:40
поехали в Перуджу, целый музей пропущен!..
 


Ссылка на сообщение22 августа 2014 г. 16:19
ыыы))


⇑ Наверх