I 6 Фокус


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» > I.6. Фокус
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

I.6. Фокус

Статья написана 15 января 2010 г. 16:11

(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

...и телега вперед лошади не ставилась, и лошадка наотрез отказывалась воз толкать...

Данная статья вторгается в цикл вне плана. После двух дней безуспешных попыток следовать намеченной последовательности изложения мне остается сдаться и признать, что причина моих трудностей в нарушении логики повествования.

В попытках выделить уровни и конкретизировать механизмы художественного воздействия я столкнулся с тем, что их невозможно раскрыть, не осветив вопрос формирования объекта и шире – вопрос фокуса восприятия.


Вспомните, изначально («I.2. Определение понятий») объект был определен как доминанта в восприятии. Буквально следом, в ходе определения понятия ассоциация, было использовано словосочетание «фокус восприятия», которое вводилось как нечто, понятное интуитивно. И такого понимания было бы достаточно, если бы по мере развития материала словосочетание не стало выдвигаться на первый план. Теперь оно само настойчиво требует определения, и мне остается только подчиниться. Происходящее заставляет меня думать о текущих трудностях, как о проявлениях неустойчивости в ассоциативном пространстве моей теории.

В статье «I.3. Регуляторы ассоциаций», объект был объяснен как очаг возбуждения в речевом центре головного мозга. Тогда фокус восприятия также следует объяснить в физиологических понятиях, что вообще, на мой взгляд, является самым адекватным объяснением.

Негласно, во всех своих логических построениях я основываюсь на наработках в такой теоретико-прикладной области как искусственные нейронные сети (ИНС). Возможно, я когда-нибудь и как-нибудь очищу изложение от лингво-кибернетико-литературоведческой эклектики, которая столь характерна для него сейчас, однако пока не просто не вижу в этом смысла, но вынужден в который раз признать, что на почве какой-то одной дисциплины моя теория не созреет.

Фокус восприятия связан с очагом нейронного возбуждения, трактуемым как объект, но ему не идентичен, хотя бы потому, что очагов возбуждения может быть множество (так и возникает ассоциативное поле), а фокус только один.

Из этого следует определяющее различие:

  1. объект способен существовать вне фокуса – и тогда является неосознанным раздражителем,

  2. фокус есть проявление сознания и не может существовать без объекта.

    [/LIST][/p]

    Объект в фокусе – это очаг возбуждения, который осознается, т.е. регулируется со стороны других нейронных структур.

    Тогда фокус восприятия есть связка очага возбуждения и нейронного механизма, обеспечивающего регуляцию этого возбуждения в процессе циклического взаимодействия с ним.

    Итак, фокус восприятия относится к внутримозговым процессам и его следует отличать от зрительного, тактильного и других видов персептивного фокуса, т.е. от концентрации на сигналах от органов чувств, например от зрительной фокусировки на буквах в процессе чтения.

    В фокусе может быть несколько объектов (очагов возбуждения), тогда-то мы и говорим об ассоциации.

    В рассуждениях прежде ассоциации отводилась единственная роль – вводить объекты в фокус восприятия. При этом полностью игнорировалась его формирующая роль. В самом деле, объект, включенный в фокус по ассоциации, может не только вновь пропасть из него или перетянуть его на себя полностью, но и остаться в фокусе наравне с другим объектом. В последнем случае несколько объектов начинают восприниматься как целое и влияют на ассоциативное поле. Наглядно это можно представить следующим образом.

    Пусть существует произвольная ассоциативная сеть, состоящая из объектов и ассоциативных связей (рис.1):


    В какой-то момент времени на эту сеть попадает фокус восприятия и заключает в себя только один объект (рис.2, фокус изображен красным пунктиром):


    Далее двумя переходами по ассоциативному полю данного объекта в фокус включаются еще два объекта (рис.3):


    А вот на следующей стадии происходит преобразование внутри фокуса (рис.4):


    Оно выражается в том, что три объекта в фокусе начинают восприниматься как один и у новообразованного объекта:

    1. остаются некоторые из тех связей (связи 1,2,3), что присутствовали у трех исходных, родительских объектов,
    2. утрачиваются некоторые связи, присутствовавшие у какого-либо из «родителей»,
    3. появляются связи, которые отсутствовали у любого из «родителей» (связь 4).

    Перемены затрагивают и ассоциативную сеть. Например, вес ассоциативной связи 5 меняется.[/p]

    Вообще, у всех затронутых преобразованием ассоциативных связей меняются веса.

    Новообразованный объект получает свои собственные оценки по шкалам семантического дифференциала (СД), т.е. вызывает индивидуальное эмоциональное отношение. Оценки по шкалам есть функция родительских оценок по СД и весов собственных ассоциативных связей объекта.

    Формирование нового объекта не уничтожает его «родителей» автоматически. Как и любой объект в ассоциативном пространстве, они могу быть исключены из ассоциативной сети («забыты»), только если значения их объектных и ассоциативных весов, а также оценка по СД опускаются ниже порогового значения. До тех пор они существуют наряду со своим «ребенком» (на иллюстрациях не показаны для упрощения). Это позволяет получать множество потомков от одних и тех же родительских объектов.

    Таковы требуемые сведения о фокусе восприятия и о его активности.


    Чем дальше в лес, тем толще партизаны... Мои статьи ничуть не приближаются к привычным воззрениям на писательство. Это не делает их непрактичными (я отлично понимаю их высокую практичность), но крайне затрудняет восприятие для тех, кто «не в теме». Если в предыдущий раз мне как-то удалось связать абстракцию с процессом сочинительства, то этот текст, пожалуй, постороннему будет понятен едва, если не по содержанию, то по целям.

    Лучший способ сделать отвлеченную теорию понятной посторонним – обильно усеять примерами. Так, материал данной статьи относится, например, к формированию почти всех видов тропов. Но отвлечение на примеры – верный способ погубить теорию в зародыше. Ведь каждый пример – это частность. А в ходе разработки частности отбрасываются. Своей главнейшей задачей я изначально ставил описание логики и оставляю задачу неизменной. При таком подходе разбор примеров нужно делать только по окончании крупных логических блоков. До конца первого блока, по плану, две статьи. Интересно, кроме подписчиков и редких комментаторов (все из которых активисты сайта!), хоть кто-то их читает? Это риторический вопрос.


    Продолжение – в статье «7. Нестабильность».
    Написано 15 января 2010 г.




  3. 117
    просмотры





      Комментарии


    Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 22:17
    Кстати, умело наводя фокус, можно такие сюжеты выстраивать. Когда какие-то важные детали остаются в тени, но видны..а потом появляются в полном цвете... Особенно, это для детективов важно и захватывающих приключений .:-)
    Лучше всего фокусироваться только на одном объекте?
    свернуть ветку
     


    Ссылка на сообщение26 июля 2010 г. 19:32
    Вы сейчас говорите о несколько другом: о композиции. Ей (и не только) посвящена статья II.5.
     


    Ссылка на сообщение26 июля 2010 г. 20:25
    Смотря с какой стороны на это посмотреть...:-) Но возможно...


    ⇑ Наверх