В 2017 году Лев Данилкин отметился очень приличной биографией Ленина — тогда я сразу же побежал в магазин и заказал там издание в классической обложке ЖЗЛ. И тут вдруг выяснилось, что автор написал биографию и другого человека, который также навсегда останется одним из символов XX века. Соблазн написать рецензию был велик, но руки дошли лишь сейчас.
Зима 1942 года. Оккупированная гитлеровскими войсками Смоленская область, глухая деревенька Клушино. Мальчик восьми лет сидит в присыпанной снежным пухом промерзшей огородной меже. Ребенок боится. В этой меже он уже вторые сутки прячется от гнева страшного Черта — рослого и коренастого немца, с квадратной челюстью и взглядом бешеной собаки.
Резко скрутило живот: вспомнилось, как недавно тот же немец едва не удавил младшего брата мальчика, за шарф подвесив кроху на суку. Хорошо, что мама тогда успела вовремя — Борю удалось спасти. Но что же будет теперь? Мальчик хочет увести мысли в сторону, забыть о жутком немце и не думать о возможном наказании. Он смотрит вверх — там, в замершей синеве ночного неба, холодным светом мерцают далекие звезды. Чужие звезды на родном небе. Можно ли мечтать о том, чтобы взмыть ввысь и, подобно солнечному лучу, устремиться навстречу к ним, когда у тебя отобрали даже собственное небо? Наверное, только мечты и могут уберечь разум человека в такое тяжелое время.
Не пройдет и двадцати лет, а мир изменится до неузнаваемости. Красная армия положит конец самой кровопролитной и беспощадной войне в истории. Народ-победитель, который окажется лицом к лицу перед выжженными огнем городами и перепаханными снарядами и сталью полями, не опустит голову. Разум людей охватят волнующие стремления, и со вновь вспыхнувшим энтузиазмом они начнут творить великое — прокладывать дорогу в будущее. Не пройдет и двадцати лет, и мальчик, что той ночью прятался в меже, будет сидеть внутри огромной ракеты — символе могущества человеческого разума и технического потенциала рождающейся сверхдержавы. Он будет напевать незамысловатую народную песню и улыбаться неизвестности, а на его белом шлеме будут блестеть красной краской выведенные незадолго до старта буквы «СССР».
Отличная книга. «Заражает» желанием узнать как можно больше о космонавтике. Задуматься о том, как мы умудрились превратить новое пространство для расширения собственного разума, в «холодный чулан», который нужен только для того, чтобы запускать туда спутники с быстрым интернетом для десятичасовых стримов ни о чем и банков фотографий с котиками. Лев Данилкин умело поработал с мемуарной литературой и документами периодической печати, разобрался в сложных материалах, связанных с подготовкой отряда первых космонавтов. Отдельное удовольствие — наблюдать, как при помощи аккуратной работы с фактами и толикой авторской фантазии Данилкин оживляет образ Гагарина. Стряхивает с него пыль гипсового бюста, и перед тобой предстает живой человек, со слабостями и привычками, с живым умом и специфическим чувством юмора.
Возможно, кое-где автор переборщил: иногда Гагарин становится уж слишком «живым», причем с неизбежным перекосом в сторону представлений, которые сложились о нем у самого Данилкина. Взять хотя бы историю со знаменитым загадочным шрамом, возникшим непонятно как над левой бровью первого космонавта. Данилкин, конечно, оперирует известными фактами, документами и стенограммами интервью, но все же будто бы сознательно подталкивает читателя к однозначному выводу.
Невозможно оторваться от глав, посвященных подготовке к первому полету человека в космос. Со страниц книги веет дыханием космической гонки — у меня даже пульс подскочил, наверное, пока я читал о том, каким испытаниям подвергали космонавтов раз за разом. Как-то сразу стыдно стало за подростковое увлечение супергероями и фантастикой: вы почитайте о том, как эти парни неделями жили в барокамере — вот где фантастика! Сотни тестов, проверки, испытания. Затем ошибки, аварии, гибель и снова — тесты, проверки…
Восхитила и умилила история с приземлением Гагарина. Когда закончился 108-минутный «кардибалет» (так Гагарин описывал свои ощущения во время полета), космонавт приземлился в тех краях, где некогда обучался в летной школе. Просто совпадение или фантастическая точность случая? А где-то рядом спустился на парашютах космический корабль «Восток». Представьте такую картину сегодня: толпа орудует локтями — люди пихают друг друга, на бегу выхватывая смартфоны, и снимают, фотографируют, строчат твиты. Апрель 1961 года: колхозный механизатор с парой приятелей, увидев такое дело, запрыгивает на подводу и мчит к загадочному шару. Там они важно ощупывают еще горячие бока корабля, залезают внутрь кабины, крутят ручки и нажимают кнопочки — им все интересно: а насколько наша техника круче буржуйской? Разумеется, тут не обошлось без фантазии тогдашних газетчиков, но все равно, читать про реакцию советских граждан на полет в космическое пространство их соотечественника без эмоций невозможно. Какая-то странная смесь умиления, гордости, тоски и радости за тех, кто все это пережил.
Здорово написано о визите Гагарина в Великобританию. Там ему пригодилась и обворожительная улыбка, и прямодушие, и… диплом специалиста по выплавке чугуна! Завтрак у королевы: в очередной раз я восхищаюсь достоинством и каким-то неземным благородством Елизаветы II — это, пожалуй, последняя представительница настоящей аристократии на планете. К сожалению, о визитах Гагарина в другие страны Данилкин решил на рассказывать. Его понять можно: о путешествии в Страну восходящего солнца написана целая книга, а об американском вояже Ю. А. автор не стал писать из-за большого пиетета перед первым космонавтом. Гагарину в той поездке было очень тяжело — американские журналисты натурально издевались над его простотой и известной всем мечтой отправиться на Луну.
В последних главах раскручивается трагическая и таинственная история гибели Гагарина и последовавших за этим событий. Бывший редактор «Афиши» внимательно изучил все доступные свидетельства и улики — но какого-то открытия не совершил. Зато добавил пару туманных по содержанию абзацев, в которых ощущается невысказанная критика некоторых поступков другого знаменитого космонавта — Алексея Леонова. Комментировать не стану, прочтите сами, если захотите.
В итоге «Гагарин» — очень хорошая биография, не без недостатков и неровностей, но такие разве вообще существуют? Лев Данилкин добросовестно работает с источниками, не поет восторженную оду гагаринскому феномену, но и не превращает советского космонавта в героя отечественного комикса. Книга написана понятным неперегруженным языком, с вкраплениями цитат из популярных художественных книг и фильмов — авторский текст понравится и тем, кто привык читать классические ЖЗЛ, и тем, кто фанатеет от фантастических романов и головокружительной фантасмагории Виктора Пелевина. Мое же главное впечатление от книги — это надежда; возникшая вдруг вера в то, что раз человек смог подняться до подобных гуманистических и творческих высот полвека назад, то сможет и в будущем.
9 баллов из 10