Элитарнейшее нидерландское общество — и не только с блэкджеком...
В поисках свежих форматов для «Нетфликса» — решили скрестить «Гарри Поттера» и «Суспирию», заполировав это все историей Голландии. Получилась проблемная магия сложных людей.
Итак: есть в Амстердаме некое тайное общество с мистическим оттенком. Много денег и политическое влияния, налаженная машина по обучению молодых и проталкиванию их к вершинам власти. И все там хорошо, но почему-то молодежь время от времени кончает жизнь самоубийством.
Есть героиня — мать коренная голландка, отец афроголландец — которая на медицинском учится и жизнью своей не очень-то довольна...
И вот эту барышню — в числе других — приглашают.
Дальнейшее слишком просто свести к пересказу, потому о сюжете будет совсем чуть-чуть, а больше о характерных чертах сериала:
— героиня четко понимает, что это приглашение — её супершанс в жизни. «Можно войти в элиту. Ждем 15 минут, второго раза не будет». Если у Гарри под лестницей была нелюбовь к семье тётки, то здесь четкая социальная мотивация, и плевать, что надо стать раком или выблевать литр черной субстанции;
— сериал при этом снят экономно. Богатство и влияние показывается на примере большого особняка, почти дворца. И все. Есть локация городской квартиры героини, есть аудитории и прозекторские, есть ряды ветрогенераторов и даже внутренности музея. Но показано это без размаха, без чеканных гульденов мешками, без банок черной икры или гонок на мерседесах по узким улочкам. Авторы решили, что надо козырять историей голландского искусства, но аккуратно, потому в деле не столько картины, сколько полутона и композиции, интенсивные намеки на портреты разных эпох. Аллюзии на одежду, на моду, на еду. Опознается «новая вещественность» и вылазят «старые голландцы»...
— основная мистическая тема — у общества договор с неким существом, которое сидит в подвале, и которому жертвуют выблеванные муки совести, но всё сложнее удержать под контролем этого смоляного человека на железной цепи. Основная социальная тема — вырождение тех семей, которые обеспечивали славу и могущество Голландии. Молодежь замечательно воспитана, превосходно одета, в отличной физической форме и великолепно образована. Но уже ничего не может. При том старшее поколение все понимает, и отчаянно ищет выход, готово на резкие шаги, в том числе и на унижение младшего поколения... Ну а младшенькие считают себя вполне достойными наследия предков.
— актеры стараются, и местами выходит весьма впечатляюще, но их довольно сильно подводит сюжет.
Ради этого странного аромата времени — растянутого чувства обреченности в «масонской ложе», элитарного гниения в музейной обстановке, которое интенсивно намекает на судьбу нынешней Европы — и стоит смотреть сериал. И еще ради молодой актрисы, которая отлично отыгрывает «единственную пролетарку в Хогвартсе».
Но если на секунду отстраниться от неторопливого погружения в пучину самораспада — то сериал становится затянутым и манерным зрелищем. Минимум две серии, а то и все четыре, надо вырезать не дрогнувшей рукой. И видно большое количество заимствованных деталей — у Дамблдора гнилую руку свинтили, у кучи других сериалов обычай клеймения, у «Твин Пикса» — странные комнаты, куда галлюцинируют персонажи. Даже с жертвоприношением — не смогли выдумать ничего оригинального.
Создатели аккуратно выстраивают сюжетные арки и развешивают по стенам ружья. Подмигивают зрителям изо всех сил — и, надо сказать, у меня не все их подмигивания расшифровать получается, недостаточно я погружен в голландскую культуру. Но в развитии сюжета нет ни драйва, ни куража. И даже с ужасом большие проблемы. Все это слишком напоминает позднего Акунина — старательно вырезанные из энциклопедий фигурки, которые никак не желают быть похожими на людей.
Финал — с финтом. Героиню выбирают главной и требуют какой-то особо крутой жертвы. При том говорят, что никакого демона в подвале нет (и побоку детективная линия, на которой держались первые серии), а есть просто источник — похожий на нефтяной водоворот — и вот его-то надо успокоить, тогда всё у всех будет и молодежь перестанет умирать.
Героиня в источник бросается, но тут становится ясно, что проблемы всех чернокожих невольников, проданных голландскими торговцами, как бы вопиют из прошлого. Цепи негров звенят в сердце героини. И она, став смоляным человечком, мстит «Аресу» от их имени. Жестоко карает. Грядут новые времена и цвет их угадывайте сами :)
Итого: сериал третьего ряда, совершенно необязательный к просмотру никем, кроме кинокритиков.