Полемические комментарии приветствуются.
Если говорить о лауреатах премий «Хьюго», «Небьюла» и «Локус» в романных номинациях, то за последние несколько лет можно отметить две тенденции. Во-первых, награды получают в основном женщины. Причины этого социального явления обсуждались многократно, так что не вижу смысла повторяться. Вторая тенденция интереснее, и о ней я хотел бы написать подробнее.
Не всегда, но как правило, книги. которые затем удостаиваются вышеупомянутые наград, попадают в топ-20 по результатам опроса сайта Goodreads.com. Очередной такой опрос завершился совсем недавно, 9 декабря. Вот ссылки:
Подростковые фэнтези или научная фантастика
Причём, надобно отметить, что вкусы молодёжной аудитории Goodreads и «профессиональных» читателей фантастики совпадают лишь отчасти. Поэтому потенциальных лауреатов «Хьюго» или «Небьюлы» лучше искать во второй половине топ-20. Если же сопоставить с рецензиями, выложенными на сайте журнала «Локус», вырисовывается кое-какая картина.
Итак, какой список у меня получается.
Научная фантастика:
Амаль Эль-Мохтар и Макс Гладстон «This Is How You Lose the Time War» (благодаря удачному соавторству книга попадёт по крайней мере в десятку финалистов премии «Локус»).
Чарли Джейн Андерс «The City in the Middle of the Night» (место в шорт-листе «Небьюлы» за автором зарезервировано).
Аркадия Мартин «A Memory Called Empire» (эта космическая опера собрала много положительных отзывов).
Аннали Ньюиц «The Future of Another Timeline» (предыдущий, дебютный, роман писательницы уже попадал в шорт-лист «Небьюлы»; не удивлюсь, если этот завоюет премию).
Бекки Чамберс «To Be Taught, If Fortunate» (учитывая популярность Чамберс и невысокую конкуренцию среди повестей, самый очевидный кандидат на премию «Хьюго» в своей номинации).
Фэнтези:
Томи Адейеми «Children of Virtue and Vengeance» (книга вышла буквально пару недель назад, но к следующему маю её успеют прочитать и захвалить).
Марлон Джеймс «Чёрный леопард, рыжий волк» (ну не сможет американский фэндом пройти мимо).
Ребекка Куанг «The Dragon Republic» (продолжение романа «Опиумная война»).
Шеннон Макгвайр «Middlegame» (книги писательницы номинируются почти каждый год).
Сильвия Морено-Гарсия «Gods of Jade and Shadow» (писательница мексиканского происхождения, живущая в Канаде и пострадавшая в скандале вокруг издательства «ChiZine», — идеальный кандидат по нынешним временам).
Шеннон А. Чакраборти «Медное королевство» (продолжение «Латунного города»).
Аликс Хэрроу «The Ten Thousand Doors of January» (в этом году писательница уже получала премию «Хьюго» за лучший рассказ).
На премию за лучший дебют, помимо вышеупомянутой Аркадии Мартин и Аликс Хэрроу, могут претендовать Сара Гейли («Magic for Liars») и Тэмсин Мьюир («Gideon the Ninth»).
Долгожданный роман Маргарет Этвуд «Заветы» («The Testaments»), несмотря на всю свою популярность, дальше шорт-листа премий «Небьюла» и «Локус» вряд ли пройдёт. С одной стороны, американский фэндом слишком консервативен, чтобы отдавать свои премии «чужакам из мейнстрима», а с другой — сама Этвуд решительно возражала, когда её называли автором научной фантастики. Здесь можно вспомнить примеры из недавнего прошлого: фантастические книги Кормака Маккарти «Дорога» и Колсона Уайтхеда «Подземная железная дорога» тоже собрали множество общелитературных наград, но никто и не подумал вручать за них премию Хьюго.
Разумеется, в уходящем году было опубликовано немало хороших книг, написанных фантастами-мужчинами, но им путь в финал «Небьюлы» или «Хьюго» заказан.
PS. Книга Амаль Эль-Мохтар и Макса Гладстона «This Is How You Lose the Time War» классифицируется как повесть, что резко повышает шансы завоевать какую-нибудь награду.