Год выхода: 2015
Жанр: Симулятор ходьбы / Психологический хоррор / Научная фантастика
Время прохождения: 9ч
Очень хорошо, что в последнее время появляется всё больше игр, которые ставят во главу угла не развлекательную функцию, но содержат в себе определенный философский месседж, заставляют думать, предлагают непростые решения. В категорию подобных игр без сомнения можно отнести «Сому» — после прохождения остается чувство, что только что прочёл серьезный научно-фантастический роман или посмотрел «кино не для всех». Такие игры хочется отнести к категории если не искусства, то серьезного интеллектуального продукта, ведь это не из серии «прошёл и забыл», к таким играм со временем можно и нужно возвращаться.
Мы играем за обычного продавца, работающего в книжном магазине, после серьезной автокатастрофы он получил травму головы и проходит экспериментальное лечение в частной клинике. Во время одного из сеансов Саймон отключается, а очнувшись, обнаруживает себя на подводной исследовательской станции Пафос II, где велась работа над важным научным проектом. Однако самое удивительное в том, что из 2015 года Саймон попал в 2104, но и это не самое страшное — в этом будущем только что произошла планетарная катастрофа, на Землю упал метеорит и всё живое, вероятно, погибло. Теперь Саймону предстоит в одиночку исследовать станцию и попробовать найти тех, кто, возможно, пережил апокалипсис.
Один, вероятно, последний человек на Земле — само по себе смириться с этой мыслью не просто, но станция таит в себе ещё и массу опасностей. Местный Искусственный Интеллект вышел из под контроля и на станции произошло локальное восстание машин — по темным коридорам разгуливают агрессивные роботы — сражаться с ними бессмысленно, можно только бежать. Единственным помощником Саймона в его квесте станет сотрудница станции Кэтрин, точнее виртуальная копия её личности, которую Саймону предстоит перенести в омни-инструмент, играющий здесь роль ключа от всех дверей. Вместе с Кэтрин нам предстоит исследовать все служебные блоки подводной станции «Пафос II», разбросанные по дну океана и восстановить реальную картину событий, происходивших здесь в последнее время.
Наша конечная цель — обнаружить «Ковчег», банк данных, содержащий виртуальные копии личности добровольцев, а после обнаружения — запустить «Ковчег» в космос из фотонной пушки — for great justice. Попутно нужно как-то решить проблему со взбесившимся ИИ. В коридорах станции мы находим компьютерные терминалы, слушаем обрывочные аудиозаписи бесед служащих, читаем техническую информацию о проекте, всё это заменяет нам привычный для жанра сбор записок. Да, кстати, разработчики игры — это те самые люди, которые создали «Амнезию», культовую игру в данном направлении, которая как раз и ввела моду на собирательство записок.
В целом, игра получилась не особо страшной, роль пугал исполняют роботы — ходят они довольно медленно, а об их приближении сигнализируют электромагнитные помехи на экране монитора. Заметив помехи нужно разворачиваться и бежать в обратную сторону, далеко бежать не надо, преследователи хоть и настырные, но жуткие тормоза, пугают только звуками, но задевать их не стоит, тогда хана и загрузка с автосэйва. В принципе читать и слушать записи нас игра не заставляет, обшаривать каждый угол станции — это здесь по желанию, ачивок за это не дают всё равно. Кроме того, в меню можно включить безопасный режим, тогда монстры не смогут нас убивать, но бессмертным стать не получится — если свалиться в бездну, например, то тут сдохнешь без вариантов, загружай с начала.
По геймплею игра смотрится довольно бодро, сюжет подается равномерно, повествование не затягивается, не провисает, интерес держится стабильно от начала до самых титров. Бесцельно бродить по станции нам не дадут — помимо беготни от монстров нам нужно, как правило, найти какой-нибудь предмет, чтобы продвинуться дальше или решить ряд простеньких головоломок. Они здесь несложные, мне ни разу не потребовалось обращаться к гайдам. Заблудиться здесь тоже довольно сложно — все локации либо линейные кишкообразные коридоры, либо комплексы из нескольких комнат, на стене всегда можно отыскать карту отсека с указанием нашего положения, а Кэтрин на пальцах объяснит, что нужно найти, чтобы сдвинуться с мертвой точки, единственное, что белых маркеров с джипиэсом на карте нет, но это было бы уж совсем казуально.
Визуально игра смотрится тоже вполне симпатично, перед этим я прошёл Kholat, там графика на порядок интереснее, поэтому поначалу у меня было чувство «фи», но со временем я привык и стал получать удовольствие от местных красот. Звуковое сопровождение тоже в поряде, оно ненавязчивое, но какие звуки могут быть на пустой безлюдной станции — здесь они есть, а большего не надо, главное, что с задачей создать атмосферу авторы справились.
Как я уже говорил в начале, игра о многом заставляет задуматься. Проблема искусственного интеллекта, виртуальное бессмертие человечества… Является ли бесплотная цифровая копия личности человеком, кого считать истинной личностью если с одной копии снять другую, идентичную. Это только несколько основных вопросов над которыми нам предстоит поразмышлять во время прохождения. Вообще игра не столько про ужасы, сколько про интеллектуальную социально-философскую фантастику в духе «Соляриса» С. Лема или «Космической одиссеи 2001» А. Кларка. Всем кто ещё не знаком с «Сомой», настоятельно рекомендую её попробовать, это займет всего пару вечеров, зато терпкое послевкусие от финала гарантировано надолго.
Оценка: 9/10