fantlab ru

Владислав Крапивин «Стража Лопухастых островов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Оценок:
146
Моя оценка:
-

подробнее

Стража Лопухастых островов

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

В окрестностях Малых Репейников, где происходит действие романа-сказки, можно запросто встретить маленьких дружелюбных человечков, а в болотах обитают чуки и шкыдлы.

В этом городке пятиклассник Ига и знакомится с маленькой девочкой Стёпкой, жизнь у которой не сахар.

А тут ещё, на месте Малых Репейников, власти решили устроить военный полигон!..

Местные, «лопухастые» мальчишки отправляются в экспедицию, с целью помешать уничтожить родные Репейники.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


  • Часть первая. Степкин зуб
  • Часть вторая. Третий ящик
  • Часть третья. «Там ступа с Бабою Ягой...»


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Стража Лопухастых островов
2003 г.
Стража Лопухастых островов
2006 г.
Стража Лопухастых островов
2006 г.
Стража Лопухастых островов
2013 г.
Стража Лопухастых островов
2017 г.
Летящие сказки
2019 г.
Летящие сказки
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если другие повести из сборника «Летящие сказки» мне были уже знакомы, то «Стражу Лопухастых островов» я читаю впервые. Это поздний Крапивин, и очень хороший. (Кстати, роман примыкает к циклу весьма условно: поначалу даже не догадываешься, почему эта сказка тоже — «летящая». Только в заключительной третьей части становится ясно.)

Этот роман рассказывает о компании ребят — жителей маленького поселка Малые Репейники, в котором каждый уголок дышит стариной и сказкой. Однажды случается беда: власти собрались уничтожить поселок.

Тут писатель практически ступает на тропу клише своих поздних сюжетов, львиная доля которых зиждется на конфликте детей и чиновников, задумавших погубить их привычные места для игр. В случае «Стражи Лопухастых островов» в окрестностях Репейников собираются строить военный полигон (а все старинные дома и закоулки, соответственно, отправить под снос и реновацию). Конечно, я не против того, чтобы автор поднимал современные проблемы… если бы он еще не делал этого по одному шаблону. Может быть, Крапивин и сам понял, что повторяется, потому что по итогу в этом романе тема противостояния детей с властями у него оказалась отодвинута на второй план, если не дальше. Зато на передний план вышла собственно атмосфера сказки, полной разных диковинных персонажей и существ. Из цикла о Безлюдных пространствах сюда перекочевали чуки и шкыдлы, а еще тут есть книмы, кнамы и квамы. И гусь, который мечтает о дальних странствиях. И разгуливающий по болотам невидимый гипсовый великан. (Как здесь не вспомнить «Голубятню на желтой поляне»? Только этот великан — добрый.) И самая настоящая баба-яга. И чудак-волшебник, злой — но, возможно, лишь оттого, что был недолюблен в детстве. И зловещий военный по имени Фанерный Выбор (не удивительно: ведь он действительно оказывается сделан из фанеры). И у каждого тут есть какая-то собственная маленькая история, может, и не влияющая на сюжет (приключения мальчика Иги в полусновидческом мире «альтернативных» Репейников так вообще читаются как самостоятельная вставная новелла), но именно благодаря подобным мини-историям «Стража Лопухастых островов» и создает впечатление большого густонаселенного мира, в котором может произойти все, что угодно.

Многие истории остаются, кажется, не дорасказанными. Например, о Конструкции, которую строил Ига. Или о волшебной двери — как-то грустно, что с ней так все закончилось. Но во-первых, тогда начинаешь смотреть на них по-другому: не как на часть сюжета, а как на своего рода иносказательные притчи, заставляющие задумываться, а почему случилось именно так, а не иначе. И во-вторых, это, опять же, напоминание о том, что показал нам автор только самый кусочек мира.

Тут же между строк зашифровано много мудрой иронии, которую, наверное, оценят в первую очередь читатели постарше. Пресловутый Фанерный Выбор (и поединок с ним), например — одна из самых ярких и интересных находок в романе, раскрывающаяся не сразу и вызывающая целую гамму впечатлений.

Идея микса сказки с фантастикой (эксперименты с телепортацией; прошлое, которое одновременно является измерением, находящимся где-то на стыке разных реальностей) восхитительна. Ну да, Владислав Крапивин всегда любил смешивать эти жанры, но когда в его произведениях появлялось фантастическое, то обычно оно и превалировало. А здесь сказочного больше, чем фантастического. И сказка в итоге — пускай и не без помощи наших героев — побеждает.

«Стража Лопухастых островов», по-моему, способна объединить под своим знаменем всех — и тех фанатов Крапивина, кто ностальгирует по его ламповым классическим сказочным сюжетам, и тех, кто предпочитает сумрачную современную проблематику, которая намечена и здесь. Единственный недостаток книги — это, как уже было сказано выше, расплывчатость сюжета: условно двигающая повествование цель — не дать господам из губернской администрации превратить заповедник сказок в ярмарку оружия — возникает и тут же теряется на фоне этих самых сказок, оживающих на глазах. Но в то же время: а разве не в этом и заключался смысл? Потому что всякая сказка всегда больше, чище, чем такое… безобразие, которое пытается в нее вторгнуться. Ну а если читать не ради конечной цели, а ради того, что будет открываться тебе (и героям) по ходу ее достижения, то и вопросов никаких не возникнет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарнейший текст, уважаемый потенциальный читатель. Впрочем, у автора — практически и нет других.

Но, вот, некоторые — несут в себе такое необъяснимое чудо реальности некоего параллельного виртуального бытия (некой — Бог с ней, с банальностью — Страны Детства, билет в которую некие силы у нас изымают с возрастом), что… — тянет в Храм, помолиться о вечном.

Перечитал потому, что на днях мой младший внук — как бы между прочим заявил родителям: «…когда в следующий раз меня рОдите, назовите меня Александром Невским…». Четыре года человеку. Вот где он взял эту информацию?

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная прочитаная книга Крапивина радует: читаешь, а ощущения такие как будто бегаешь с ребятами по улицам малых репейников, переживаешь вместе с ними все горести и радости. Атмосферная книга конечно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книжка. Очень в стиле Крапивина. Моя младшая дочь говорит, «Я хочу что бы лопухастые острова были на самом деле! Я буду там жить»

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Владислав Крапивин не может не радовать. Поэтому роман-сказка «Стража Лопухастых островов» получился на том самом практически недосягаемом уровне, который давно уже установил автор, являясь во многом первым и во многом лучшим. Я с уверенностью могу сказать о том, что отношу себя к самым преданным поклонникам писателя и его произведений и читаю его книги уже очень давно и стараюсь полностью отследить его творчество и быть в курсе всех новостей и новинок. Поэтому хочется сказать о том, что позднее творчество Крапивина, начиная примерно с середины девяностых, может чуть раньше, имеет многие отличия по сравнению с книгами, через которые происходило становление автора и с которыми он прочно закрепился на вершине мэтров. Несколько другая стилистика, немного другие акценты расставлены, герои остались крапивинскими мальчишками, но проблемы их и ситуации, в которые они попадают совсем уже и не детские. Больше стало в произведениях фантастики, прочно завязанной на настоящие, насущные и общечеловеческие проблемы. И нельзя сказать, что причиной этого является возраст писателя. Я думаю, что причиной этого является время, в которое мы живем.

Роман датирован 2003-м годом, а значит его можно отнести к позднему творчеству. Да, сказка, да, вымышленный город, да, много волшебных существ, много ирреалистичности, много волшебства. Но вот сверхидея романа совсем даже не та, что в самых известных сказках Крапивина. Это не «Чоки-чок, или Рыцарь Прозрачного Кота», не «Серебристое Дерево с поющим котом», не «Голубятня на Желтой поляне» и даже не «Дети Синего Фламинго». Также центром сюжета и мироздания являются дети, на плечи которых ложатся все трудности, но вот основной конфликт произведения привязан к современным реалиям. Есть и юмор, есть и лирика, много превосходно выполненных персонажей, к которым совсем даже не относишься, как к героям бумажных страниц книги, а такое ощущение, что эти дети — твои соседи из твоего собственного двора. Более того — в каждом из них видишь частичку себя самого. Но вот если задаться целью сравнить этот роман-сказку с чем-то похожим из написанного Крапивиным, то приходят в голову скорее «Лужайки, где пляшут Скворечники», чем вышеперечисленные повести и романы. Да, книги автора со временем очень даже изменились. Раньше, когда юный читатель брал в руки книгу Крапивина, то читая её, он был абсолютно уверен, что писатель всё понимает, всё знает и не приемлет лжи. Каждый находил что-то для себя, каждый искал в книгах совета. Теперь всё не так. Писатель всё так же на равных общается с читателем, но теперь уже ОН уверен в том, что читатель всё поймет и обязательно увидит, что хотел сказать автор в этой книге. Разговор взрослого со взрослым. Как говорится, в каждой сказке есть доля сказки.

А книга действительно порадовала. Читал и улыбался. Улыбался прекрасному стилю и языку, сюжету, который получился весьма увлекательным. Улыбался своим мыслям. Читал и радовался тому, что есть Владислав Крапивин, который стопроцентно может растрогать самого циничного человека и пролить бальзам на самую изъеденную душу. И эта книга ещё одно тому подтверждение.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, когда есть такие «чудесатые» места, как Малые Репейники, где проживает главный герой Ига.

Там, в густой траве, ещё можно встретить и поболтать с маленькими человечками квамами и кнамами, а в ближайших болотах наткнуться на чук и шкыдл. Да и Луну можно поймать в поварёшку, для доброго волшебства.

В тех местах и встретил Ига Стёпку, точнее, она чуть не прибила Игу чугунным утюгом, использовала который весьма оригинальным образом... Да, ОНА, Стёпка — девочка. Степанида. Неприкаянное, мелкое создание с непростой судьбой. Поначалу Игу смущало внимание малолетней девчонки, но потом... («Эх, Стёпка ты Стёпка»)

Но над Малыми Репейниками нависла угроза — власти решили разбить здесь военный полигон с ярмаркой вооружения для иностранцев. Местные, «лопухастые» мальчишки, вознамерились помешать уничтожению родных Репейников и отправились в экспедицию...

В экспедиции приняли участие: неразлучная троица мальчишек с прозвищами Пузырь, Соломинка и Лапоть; юный любитель скрытой видеосъемки О-пиратор; маленький, но уже известный в Репейниках, поэт Генка, с говорящим ёжиком по имени Ёжик (неизменный переводчик со звериного на человечий); ну и Ига со Стёпкой.

Чуть позже, к экспедиции присоединился Казимир Гансович – очень умный и всеми уважаемый, здешний гусь, который мечтал улететь в тёплые края со своими дикими сородичами, а потому часто и много тренировался.

Во время своего путешествия, наших героев ждали разные приключения, новые встречи и находки.

Например, антигравитационная ступа Ядвиги Кшиштовны – жившей здесь когда-то пожилой дамы с волшебными наклонностями.

А также близкое знакомство с гипсовым штангистом Жорой, а точнее, с его ногами…

Ну, тут такое дело — стоял когда-то у местного стадиона штангист Жора, сделанный из гипса, все его любили. А потом пришла мода разбивать везде гипсовые скульптуры – вот и Жору разбили. Всё разбили, кроме ступней на постаменте – их отбить не смогли. А от любви человеческой, пока Жора стоял у стадиона, зародилась в нём душа, а её ведь не разобьёшь молотком. Вот и сошли жорины ступни с постамента и пошли гулять по Малым Репейникам, оставляя то тут, то там, большущие следы…

А закончилось, конечно, всё хорошо – и Репейники отстояли и у Стёпки жизнь налаживаться стала…

А то ведь, совсем уж было:

- Жора,- сказала Стёпка,- а как ты думаешь, нельзя ли превратиться в гипсовую девочку? Может быть, есть такое колдовство?

- Зачем тебе?- изумился Жора.

- Ну… потом кто-нибудь меня разбил бы… И я стала бы такой, как ребята с этого фонтана. И жила бы с вами… Забавно, да?

Что ни говорите, а я считаю, что это одно из лучших детских произведений автора!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх