Владислав Крапивин «Стража Лопухастых островов»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В окрестностях Малых Репейников, где происходит действие романа-сказки, можно запросто встретить маленьких дружелюбных человечков, а в болотах обитают чуки и шкыдлы.
В этом городке пятиклассник Ига и знакомится с маленькой девочкой Стёпкой, жизнь у которой не сахар.
А тут ещё, на месте Малых Репейников, власти решили устроить военный полигон!..
Местные, «лопухастые» мальчишки отправляются в экспедицию, с целью помешать уничтожить родные Репейники.
В произведение входит:
|
|
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rheo-TU, 28 апреля 2024 г.
Если другие повести из сборника «Летящие сказки» мне были уже знакомы, то «Стражу Лопухастых островов» я читаю впервые. Это поздний Крапивин, и очень хороший. (Кстати, роман примыкает к циклу весьма условно: поначалу даже не догадываешься, почему эта сказка тоже — «летящая». Только в заключительной третьей части становится ясно.)
Этот роман рассказывает о компании ребят — жителей маленького поселка Малые Репейники, в котором каждый уголок дышит стариной и сказкой. Однажды случается беда: власти собрались уничтожить поселок.
Тут писатель практически ступает на тропу клише своих поздних сюжетов, львиная доля которых зиждется на конфликте детей и чиновников, задумавших погубить их привычные места для игр. В случае «Стражи Лопухастых островов» в окрестностях Репейников собираются строить военный полигон (а все старинные дома и закоулки, соответственно, отправить под снос и реновацию). Конечно, я не против того, чтобы автор поднимал современные проблемы… если бы он еще не делал этого по одному шаблону. Может быть, Крапивин и сам понял, что повторяется, потому что по итогу в этом романе тема противостояния детей с властями у него оказалась отодвинута на второй план, если не дальше. Зато на передний план вышла собственно атмосфера сказки, полной разных диковинных персонажей и существ. Из цикла о Безлюдных пространствах сюда перекочевали чуки и шкыдлы, а еще тут есть книмы, кнамы и квамы. И гусь, который мечтает о дальних странствиях. И разгуливающий по болотам невидимый гипсовый великан. (Как здесь не вспомнить «Голубятню на желтой поляне»? Только этот великан — добрый.) И самая настоящая баба-яга. И чудак-волшебник, злой — но, возможно, лишь оттого, что был недолюблен в детстве. И зловещий военный по имени Фанерный Выбор (не удивительно: ведь он действительно оказывается сделан из фанеры). И у каждого тут есть какая-то собственная маленькая история, может, и не влияющая на сюжет (приключения мальчика Иги в полусновидческом мире «альтернативных» Репейников так вообще читаются как самостоятельная вставная новелла), но именно благодаря подобным мини-историям «Стража Лопухастых островов» и создает впечатление большого густонаселенного мира, в котором может произойти все, что угодно.
Многие истории остаются, кажется, не дорасказанными. Например, о Конструкции, которую строил Ига. Или о волшебной двери — как-то грустно, что с ней так все закончилось. Но во-первых, тогда начинаешь смотреть на них по-другому: не как на часть сюжета, а как на своего рода иносказательные притчи, заставляющие задумываться, а почему случилось именно так, а не иначе. И во-вторых, это, опять же, напоминание о том, что показал нам автор только самый кусочек мира.
Тут же между строк зашифровано много мудрой иронии, которую, наверное, оценят в первую очередь читатели постарше. Пресловутый Фанерный Выбор (и поединок с ним), например — одна из самых ярких и интересных находок в романе, раскрывающаяся не сразу и вызывающая целую гамму впечатлений.
Идея микса сказки с фантастикой (эксперименты с телепортацией; прошлое, которое одновременно является измерением, находящимся где-то на стыке разных реальностей) восхитительна. Ну да, Владислав Крапивин всегда любил смешивать эти жанры, но когда в его произведениях появлялось фантастическое, то обычно оно и превалировало. А здесь сказочного больше, чем фантастического. И сказка в итоге — пускай и не без помощи наших героев — побеждает.
«Стража Лопухастых островов», по-моему, способна объединить под своим знаменем всех — и тех фанатов Крапивина, кто ностальгирует по его ламповым классическим сказочным сюжетам, и тех, кто предпочитает сумрачную современную проблематику, которая намечена и здесь. Единственный недостаток книги — это, как уже было сказано выше, расплывчатость сюжета: условно двигающая повествование цель — не дать господам из губернской администрации превратить заповедник сказок в ярмарку оружия — возникает и тут же теряется на фоне этих самых сказок, оживающих на глазах. Но в то же время: а разве не в этом и заключался смысл? Потому что всякая сказка всегда больше, чище, чем такое… безобразие, которое пытается в нее вторгнуться. Ну а если читать не ради конечной цели, а ради того, что будет открываться тебе (и героям) по ходу ее достижения, то и вопросов никаких не возникнет.
mputnik, 10 августа 2023 г.
Шикарнейший текст, уважаемый потенциальный читатель. Впрочем, у автора — практически и нет других.
Но, вот, некоторые — несут в себе такое необъяснимое чудо реальности некоего параллельного виртуального бытия (некой — Бог с ней, с банальностью — Страны Детства, билет в которую некие силы у нас изымают с возрастом), что… — тянет в Храм, помолиться о вечном.
Перечитал потому, что на днях мой младший внук — как бы между прочим заявил родителям: «…когда в следующий раз меня рОдите, назовите меня Александром Невским…». Четыре года человеку. Вот где он взял эту информацию?
Галина33, 28 июля 2022 г.
Очередная прочитаная книга Крапивина радует: читаешь, а ощущения такие как будто бегаешь с ребятами по улицам малых репейников, переживаешь вместе с ними все горести и радости. Атмосферная книга конечно.
Якут, 5 августа 2011 г.
Удивительная книжка. Очень в стиле Крапивина. Моя младшая дочь говорит, «Я хочу что бы лопухастые острова были на самом деле! Я буду там жить»
Kriptozoy, 30 июня 2009 г.
Владислав Крапивин не может не радовать. Поэтому роман-сказка «Стража Лопухастых островов» получился на том самом практически недосягаемом уровне, который давно уже установил автор, являясь во многом первым и во многом лучшим. Я с уверенностью могу сказать о том, что отношу себя к самым преданным поклонникам писателя и его произведений и читаю его книги уже очень давно и стараюсь полностью отследить его творчество и быть в курсе всех новостей и новинок. Поэтому хочется сказать о том, что позднее творчество Крапивина, начиная примерно с середины девяностых, может чуть раньше, имеет многие отличия по сравнению с книгами, через которые происходило становление автора и с которыми он прочно закрепился на вершине мэтров. Несколько другая стилистика, немного другие акценты расставлены, герои остались крапивинскими мальчишками, но проблемы их и ситуации, в которые они попадают совсем уже и не детские. Больше стало в произведениях фантастики, прочно завязанной на настоящие, насущные и общечеловеческие проблемы. И нельзя сказать, что причиной этого является возраст писателя. Я думаю, что причиной этого является время, в которое мы живем.
Роман датирован 2003-м годом, а значит его можно отнести к позднему творчеству. Да, сказка, да, вымышленный город, да, много волшебных существ, много ирреалистичности, много волшебства. Но вот сверхидея романа совсем даже не та, что в самых известных сказках Крапивина. Это не «Чоки-чок, или Рыцарь Прозрачного Кота», не «Серебристое Дерево с поющим котом», не «Голубятня на Желтой поляне» и даже не «Дети Синего Фламинго». Также центром сюжета и мироздания являются дети, на плечи которых ложатся все трудности, но вот основной конфликт произведения привязан к современным реалиям. Есть и юмор, есть и лирика, много превосходно выполненных персонажей, к которым совсем даже не относишься, как к героям бумажных страниц книги, а такое ощущение, что эти дети — твои соседи из твоего собственного двора. Более того — в каждом из них видишь частичку себя самого. Но вот если задаться целью сравнить этот роман-сказку с чем-то похожим из написанного Крапивиным, то приходят в голову скорее «Лужайки, где пляшут Скворечники», чем вышеперечисленные повести и романы. Да, книги автора со временем очень даже изменились. Раньше, когда юный читатель брал в руки книгу Крапивина, то читая её, он был абсолютно уверен, что писатель всё понимает, всё знает и не приемлет лжи. Каждый находил что-то для себя, каждый искал в книгах совета. Теперь всё не так. Писатель всё так же на равных общается с читателем, но теперь уже ОН уверен в том, что читатель всё поймет и обязательно увидит, что хотел сказать автор в этой книге. Разговор взрослого со взрослым. Как говорится, в каждой сказке есть доля сказки.
А книга действительно порадовала. Читал и улыбался. Улыбался прекрасному стилю и языку, сюжету, который получился весьма увлекательным. Улыбался своим мыслям. Читал и радовался тому, что есть Владислав Крапивин, который стопроцентно может растрогать самого циничного человека и пролить бальзам на самую изъеденную душу. И эта книга ещё одно тому подтверждение.
Oleg Zagudaev, 21 октября 2010 г.
Хорошо, когда есть такие «чудесатые» места, как Малые Репейники, где проживает главный герой Ига.
Там, в густой траве, ещё можно встретить и поболтать с маленькими человечками квамами и кнамами, а в ближайших болотах наткнуться на чук и шкыдл. Да и Луну можно поймать в поварёшку, для доброго волшебства.
В тех местах и встретил Ига Стёпку, точнее, она чуть не прибила Игу чугунным утюгом, использовала который весьма оригинальным образом... Да, ОНА, Стёпка — девочка. Степанида. Неприкаянное, мелкое создание с непростой судьбой. Поначалу Игу смущало внимание малолетней девчонки, но потом... («Эх, Стёпка ты Стёпка»)
Но над Малыми Репейниками нависла угроза — власти решили разбить здесь военный полигон с ярмаркой вооружения для иностранцев. Местные, «лопухастые» мальчишки, вознамерились помешать уничтожению родных Репейников и отправились в экспедицию...
В экспедиции приняли участие: неразлучная троица мальчишек с прозвищами Пузырь, Соломинка и Лапоть; юный любитель скрытой видеосъемки О-пиратор; маленький, но уже известный в Репейниках, поэт Генка, с говорящим ёжиком по имени Ёжик (неизменный переводчик со звериного на человечий); ну и Ига со Стёпкой.
Чуть позже, к экспедиции присоединился Казимир Гансович – очень умный и всеми уважаемый, здешний гусь, который мечтал улететь в тёплые края со своими дикими сородичами, а потому часто и много тренировался.
Во время своего путешествия, наших героев ждали разные приключения, новые встречи и находки.
Например, антигравитационная ступа Ядвиги Кшиштовны – жившей здесь когда-то пожилой дамы с волшебными наклонностями.
А также близкое знакомство с гипсовым штангистом Жорой, а точнее, с его ногами…
Ну, тут такое дело — стоял когда-то у местного стадиона штангист Жора, сделанный из гипса, все его любили. А потом пришла мода разбивать везде гипсовые скульптуры – вот и Жору разбили. Всё разбили, кроме ступней на постаменте – их отбить не смогли. А от любви человеческой, пока Жора стоял у стадиона, зародилась в нём душа, а её ведь не разобьёшь молотком. Вот и сошли жорины ступни с постамента и пошли гулять по Малым Репейникам, оставляя то тут, то там, большущие следы…
А закончилось, конечно, всё хорошо – и Репейники отстояли и у Стёпки жизнь налаживаться стала…
А то ведь, совсем уж было:
- Жора,- сказала Стёпка,- а как ты думаешь, нельзя ли превратиться в гипсовую девочку? Может быть, есть такое колдовство?
- Зачем тебе?- изумился Жора.
- Ну… потом кто-нибудь меня разбил бы… И я стала бы такой, как ребята с этого фонтана. И жила бы с вами… Забавно, да?
Что ни говорите, а я считаю, что это одно из лучших детских произведений автора!