200 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 200. Иллюстрированные сказки: Василиса Прекрасная (худ. И.Билибин)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

200. Иллюстрированные сказки: Василиса Прекрасная (худ. И.Билибин)

Статья написана 23 февраля 2020 г. 18:45

Лучшее поле для книжной иллюстрации — народные сказки. Русских сказок бесчисленное количество. Но для истории иллюстрирования есть ориентир: это сказки, сделанные в начале XX века Билибиным в стиле русского модерна. Мне показалось интересным посмотреть для начала «Василису Прекрасную», иллюстрированную Билибиным в 1902 году.

И.Билибин (1902)

Иллюстрации Билибина переиздаются постоянно и даже в хорошем качестве. Но есть возможность посмотреть подлинник с сайта РГБ: https://dlib.rsl.ru/01003702991.

Знаменитое оформление обложки: вычурно и радостно, русский стиль. Оформление серийное (серия «Сказки»), спойлеров «Василисы Прекрасной» на обложке нет.

«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902

Ещё элементы оформления, не имеющие отношения к сюжету сказки.

«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902

Заставка на первой странице: ах этот декор эпохи модерна! Баба-Яга как центральный персонаж и вóроны на гладких сучьях. Но центр композиции всё же не Баба-Яга, а две птицы с женскими головами. Это, вслед за В.Васнецовым, — Сирин и Алконост (птицы радости и печали). Символ «русского стиля» в модерне. Этих птиц потом и зарубежные художники будут рядом с Бабой-Ягой помещать. Национальная экзотика.

«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902

Сама-то Баба-Яга на заставке дана в общем плане, поэтому картинку Билибин потом, в эмиграции, к другой сказке использовал (переработал в чёрно-белый силуэт). Это из книги «Сказки избы» (Париж, 1931) с сайта Музея детской книги (https://kid-book-museum.livejournal.com/1...).

«Сказки избы», 1931
«Сказки избы», 1931

Русская Золушка

Перейдём к сюжету, посмотрим, какие узловые точки выбрал Билибин для иллюстрирования.Текст в билибинской книжке — из сборника Афанасьева (канон). В своём каноне сказка не всегда логична, не очень остросюжетна. А прелесть этого канона заключается в его дикости. Афанасьев передаёт дремучесть по-настоящему древней сказки.

Начинается «Василиса Прекрасная» так же, как «Золушка». Мать умерла, отец женился вторично, мачеха привела в дом двух некрасивых дочек. Мачеха и сводные сёстры завидуют Василисе, мучают её непосильным трудом. На помощь Василисе приходит куколка, которую ей дала мать перед смертью (вот такие на Руси добрые феи). Дальше сюжет с «Золушкой» временно расходится. Сводные сёстры выгнали Василису к Бабе-Яге за огнём для светильника.

К это вводной части у Билибина иллюстраций нет.

Три всадника

На пути к Бабе-Яге встретила Василиса трёх всадников: белого на белом коне, красного — на красном и чёрного — на чёрном. Это рассвет (белый), день (красный — олицетворяет солнце) и ночь (чёрный). Весь ужас в том, что все эти всадники — «верные слуги Бабы-Яги». Что же тогда наш мир собой представляет?

Впечатляющая народная космография. Это первый оригинальный и незабываемый момент в сказке. Билибин сполна выразил свой восторг: нарисовал всех трёх всадников. Красный и чёрный всадники вообще являются наиболее известными из всех его иллюстраций.

«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902

Баба-Яга

Баба-Яга с такими слугами — это самая могущественная ведьма в мире. Избушка её обнесена забором из человечьих костей, жерди утыканы черепами со светящимися глазами. Настоящий триллер. При этом, Баба-Яга странный персонаж. В отличие от западного абсолютного зла, в русских сказках Баба-Яга часто помогает людям, проявляет великодушие и обладает чувством справедливости. Баба-Яга — это очень самобытный персонаж русских сказок. Какую-то часть русской души она объясняет. И поколение билибинское было абсолютно европеизировано, и модерн — это европейский стиль. Так что билибинская Баба-Яга — это как будто впечатление западного наблюдателя. Без прикрас. Европеец обратил внимание на немытые руки.

«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902

Свет из глазниц черепа

Баба-Яга даёт Василисе невыполнимые задания, но куколка все их успешно исполняет. Баба-Яга интересуется, как это возможно. Василиса твёрдо заявляет: «Мне помогает благословение моей матери» (и ведь почти не врёт — куколка в придачу к благословению очутилась у Василисы). Баба-Яга показывает свой дурной характер: «Убирайся, не нужно мне благословенных!». И даёт Василисе огонь — череп со светящимися глазницами, Василису ведь за этим послали. А по возвращении Василисы домой, огонь из глазниц черепа испепелил мачеху и её дочерей. Вот такой симпатией Баба-Яга прониклась к Василисе. Под напускной грубостью Баба-Яга скрывала светлое чувство.

Билибин рисует Василису с черепом.

«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902

Русская Золушка: Путь к успеху

В общем-то, на этом история закончилась. Но появилась пристройка к сюжету: надо было устроить судьбу Василисы; нехорошо, что у русской Золушки всё заканчивается на убийстве. В общем, Василиса для местного царя наткала полотна, сшила сорочек. Причём сама всё делала: куколка только инженерное решение осуществила — сделала ткацкий станок. Царь как увидел Василису-мастерицу, так и объявил: «Участь моя решена. Я женюсь». Поэтому сказка заканчивается благостной картинкой.

И у Билибина благостная картинка.

«Василиса Прекрасная», 1902
«Василиса Прекрасная», 1902

P.S.

Для сравнения — иллюстрации к «Василисе Прекрасной» Зворыкина, которого в одной книжке обозвали «тенью Билибина» (книжка была посвящена Билибину). Да, опять явное копирование билибинских композиций. Тоже русский стиль, но уже псевдо-русский из эмигрантского издания.

«Василиса Прекрасная», худ. Зворыкин
«Василиса Прекрасная», худ. Зворыкин
«Василиса Прекрасная», худ. Зворыкин
«Василиса Прекрасная», худ. Зворыкин
«Василиса Прекрасная», худ. Зворыкин
«Василиса Прекрасная», худ. Зворыкин





3526
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 февраля 2020 г. 21:28

цитата Zivitas

Баба-Яга с такими слугами — это самая могущественная ведьма в мире. Избушка её обнесена забором из человечьих костей, жерди утыканы черепами со светящимися глазами. Настоящий триллер. При этом, Баба-Яга странный персонаж. В отличие от западного абсолютного зла, в русских сказках Баба-Яга часто помогает людям, проявляет великодушие и обладает чувством справедливости. Баба-Яга — это очень самобытный персонаж русских сказок. Какую-то часть русской души она объясняет. И поколение билибинское было абсолютно европеизировано, и модерн — это европейский стиль. Так что билибинская Баба-Яга — это как будто впечатление западного наблюдателя. Без прикрас. Европеец обратил внимание на немытые руки.



Думаю, вам было бы интересно прочесть работу Потебни об образе Бабы Яги (корни, символика и т.д.) Потому что речь там всё-таки не о ведьме, тем более в современном европейском понимании.

То же и с самим сюжетом, в котором вполне очевидные инициационные мотивы. (Отсюда и задание с поиском огня, и вполне бытовой финал как подтверждение новых качеств героини).

А за статью спасибо! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 февраля 2020 г. 21:37
Спасибо. Глубокое проникновение в корни сказки уже смыкается с фрейдизмом. Всё предопределено. Мне интересны трактовки художников — это свежее, почти детское восприятее.
 


Ссылка на сообщение23 февраля 2020 г. 21:47

цитата Zivitas

Глубокое проникновение в корни сказки уже смыкается с фрейдизмом.


ИМХО, всё-таки различие есть: сказка изначально и работала как нарратив для ритуала. А художники 19-20 вв. часто как раз заныривали поглубже, понимали, с чем имеют дело.

Так или иначе -- посты ваши читаю с интересом! :beer: Где-то узнаю книги детства, где-то вижу для себя что-то новое. Буду ждать следующих!
 


Ссылка на сообщение23 февраля 2020 г. 22:04
ОК. Спасибо.


⇑ Наверх