Сразу предупреждаю: далее следуют итоги «моего» года. То есть рассматриваются (в качестве номинантов и победтелей) не те книги, которые вышли в прошедшем году, а те, которые я прочитала в прошедшем году.
Итак, книжные итоги 2009 года.
1. Городское фэнтези, магический реализм, мистика
В этой номинации рассматриваются произведения, действие которых происходит в нашем мире и нашем времени, но с добавлением магии, призраков и сверхестественного.
Номинанты:
Кэтрин Фишер «Тайна подземного королевства»
Гай Кей «Изабель»
Диана Уинн Джонс «Hexwood»
Все три номинанта — подростковые романы, использующие элементы кельтской мифологии и, таким образом, они взаимосвязаны, причем связующим звеном становится «Тайна...» Фишер, похожая на двух других номинантов одновременно. Истрория девочки, потерянной в дебрях кельтского подземного мира и собственной души, и её брата, борющегося с собой, чтобы найти её, перекликается с красивейшим повествованием о вечной любви и постоянном перерождении кельтской принцессы и двух её возлюбленных. В то же время «Тайна» похожа и на запутанную головоломку соотечественницы Фишер Дианы Уинн Джонс и волшебном лесе и межмировой империи, истерзанной душе убийцы и девочки, которая пытается его понять.
Кей показывает происходящее глазами современного подростка, что несколько снижает градус пафоса, но в то же время упрщает эту сагу о вечной любви. История Джонс просто роскошна с сюжетной точки зрения (этакий Нолан для тинейджеров), но правильный, несколько натанутый и тривиальный финал и упрощение душевных метаний главного героя в угоду целевой аудитории (книга все-таки позиционируется как подростковая) портят впечатлетление. Ненамного, но все же. Фишер тоже выбрала современного пятнадцателетнего подростка в качестве репортера, но, в отличие от Кея и Джонс, сдела главным героем тоже подростка. Этот гениальный в своей очевидности ход позволил Фишер избежать недостатков двух других номинантов, связанных с психологией взрослых героев. Но все же все три работы, раскрывающие одну тему с трех разных сторон, очень и очень любопытны и достойны хотя бы одного перечитывания. Победитель номинации...
Кэтрин Фишер «Тайна подземного королевства»
2. Фэнтези
В этой номинации рассматриваются исключтльно фэнтези романы и оцениваются они именно с точки зрения этого жанра.
Номинанты:
Тэд Уильямс «Shadowplay»
Линн Флевеллинг «Ночные странники» (только первые два тома)
Генри Лайон Олди «Приют героев»
Анна Гурова «Лунный воин»
В данной номинации победитель стал очевиден еще в марте. Но все же...Сразу скажу, авторов уровня Хобб я в этом году для себя не открыла. Новой Камши тоже не было, а Камша настоящая выдает томики исключительно для собственных верных фанатов, безнадежно затягивая свой прекрасный, но больно уж «водянистый» цикл. Книги Олди прекрасно читаются в первый раз, но перечитывать их не тянет. «Приют» прекрасен, но, к сожалению, слишком легковесен. Продолжение великолепного «Марша теней» вышло несколько затянутым, а дилогия Гуровой, при всех её достоинствах, выше очень крепкого, но все же среднего (даже по меркам развлекательной литературы) не поднимается. А вот дилогия Флевеллинг, с её потрясающим духом истинного фэнтези, прекрасно подходит в качестве победителя этой номинации, хотя лучшей книгой года я бы её не назвала.
Победитель...
Линн Флевеллинг, «Ночные странники»
3.Неформат
Номинация необычных книг, не подходящих под рамки какого-то жанра.
Номинанты:
Шон Макмуллен «Путешествие «Лунной тени»
Стив Кокейн «Странники и Островитяне»
Светлана Дильдина «Песня цветов аконита»
Все три неоминанты как нельзя лучше подходят на роль победителя. Подробнее обо всех ожно прочитать в отзывах, а пока лишь скажу, что «Путешествие...» довольно быстро забывается (не в плане фабулы, а, скорее, восприятия, то самое пресловутое «цепляет-не цепляет»), чудесный роман Дильдиной, достойный самых горячих рекомендаций, несколько специфичен в своей медитативности и медлительности, а вот «Странники...»...Действительно странная вещь. Но в душу западает надолго.
Победитель...
Стив Кокейн «Странники и Островитяне»
4. Анти-рекомендации
Номинанты
Джо Аберкромби «Кровь и железо»
Элен Кашнер «На острие клинка»
Ник Перумов «Алиедора»
Романы Кашнер и Аберкромби скорее подходят под определение «разочарование года». Особенно это касается вещицы Кашнер, огромный потенциал которой виден невооруженным глазом. А вот мое первое знакомтво с «творчеством» Перумова...Отзыва не будет по одной простой причине — одолеть это убожество я не смогла.
Победитель...
Ник Перумов «Аледора»
5. Книга Года
В данной номинации победители расположены по местам
4.Ирония — лучший способ описать пороки общества. И автор этой книги НЕ Терри Пратчетт...
Питер Дэвид «Сэр Невпопад из Ниоткуда»
Великолепный роман, который, несмотря на свою ироничность, блещет такой психологической достоверностью и драматизмом, что не каждому «серьезному» автору удасться приблизиться к этом у уровню хоть на километр. Вполне мог бы войти в тройку лидеров, если бы не...
3.Есть контакт? Нет, и никогда не будет...
Мэри Рассел «Птица малая»
Роман, расширенный отзыв на который написать очень тяжело, столько чувств он вызывает. История о Поиске, для каждого героя — своего. Любовь, пресловутый контакт, свое место в мире, Бог...Кто ищет, тот всега найдет? Но не то, что искал...Потрясающе глубокий и захватывающий роман. Прочитанный после него «Гиперион» вопринимался с гораздо меньшим энтузиазмом и в эту статью вообще не попал.
2. Вампир — это не только ценный клык, но и шедевр мировой литературы
Том Холланд «Раб своей жажды»
Литературная игра, приз в которой — вечность, готовая обернуться кошмаром, а цель всех игроков — освободиться от своей жажды. Холланд написал блестящий, умный роман, читая который, так и хочется поаплодировать автору. Почему не первое место? Потому что на первом...
1.Единственная десятка за весь год...
Диана Уинн Джонс «Ходячий замок»
Детская книга, которая будет интересна всем возрастам. Любовный роман, который с удовольствием прочтет и мужчина. Сказка, в которой правдивости и достоверности (особенно в характерах героев) хватит на десяток драм. Поучительность, ни словом не напоминающая морализаторсво. Вдохновение для грустного и нежного шедевра Миядзаки. улыбка, которая не сойдет с лица читателя ни на минуту. Понимающая, иногда виноватая, порою умилительная, но, главное, улыбка. Рецепт Книги Года прост, но только один автор соединил эти элементы с таким изяществом. Что еще нужно для счастья?