Год, признаться, получился бедноватый на хорошие тексты, на новые имена.
«Профильная», фантастическая делянка большого литературного поля вообще выглядит сущим кошмаром.
Абсолютно ничего интересного, хотя бы запоминающегося. Наоборот, сплошные разочарования.Особенно неприятно, что разочаровали даже те, от кого чего-то ждал.
Понятное дело, речь идет не о «Фуриях Кальдерона» или «Королеве орков» — читать, эти, с позволения сказать, «литературные» произведения решительно невозможно.
Увы, разочаровали Гейман, Хег, Сапковский... В последнем случае, правда, можно попытаться навешать собак на перевод.
Но в случае с «Кладбищенской историей» на перевод свалить не получится — перевод достойный, пуст и бессодержателен сам текст.
Но довольно лирических отступлений.
[/p]
Итак, Лучшая Книга-2009 (в моем личном рейтинге)
Эрнст Юнгер «Рискующее сердце» («Владимир Даль»)

Современная русская проза
У меня три фаворита. Сложно кому-либо отдать предпочтение.
И все же, лучший русский роман- 2009 Михаил Гиголашвили «Чертово колесо» (Ад Маргинем)
2-3 места разделили:
Александр Терехов «Каменный мост» (АСТ)
Виктор Пелевин «t» (ЭКСМО)
Оба романа получили неоднозначную прессу. Есть аргументированная критика, но гораздо больше недоумения и недопонимания. Большинство публики просто-напросто не умело «считать» эти два странных текста.
Но мне достаточно того, что роман Пелевина понял и высоко оценил писатель и журналист Игорь Дудинский, а роман Терехова безконечно уважаемый мною блестящий прозаик Леонид Юзефович.
Прекрасный роман поэта Бахыта Кенжеева «Обрезание пасынков» (АСТ) — книга о становлении/разрушении личности, великолепное исследование эстетики советского быта.
Двухтомник «русского немца» Владимира Кормера, писателя и филоофа, вышедший в издательстве «Время».
Том 1 — «Наследство» (роман, который можно было смело номинировать на Нобелевку — но... поезд, как говорится, ушел. Кормер умер, роман толком не прочитан)
Том 2 — «Крот истории» ( помимо прочего, в данный том вошла и фантастическая проза, которую также писал В. Кормер)
Еще несколько хороших книг, вышедших в уходящем году:

О. Ермаков «Арифметика войны» (журнальный вариант)
И. Зотов «Аут/Out: Роман воспитания»

М. Петросян «Дом, в котором...»

Р. Сенчин «Елтышевы»

В. Аксенов «Таинственная страсть»

Наконец, главное разочарование/самая переоцененная книга:
О. Дорман «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана»
Пространные, сырые, многословные (если не сказать сильнее — «пустословные) воспоминания переводчицы Карлссона, матери режиссера П. Лунгина вызвали невероятный читательский ажиотаж.
В московских магазинах книжка уходит влет — «лучший новогодний подарок»... По слухам большую часть тиража скупила сеть гипермаркетов «Ашан»...
Отчего? почему? Нет мне ответа...
Про нон-фикшн и зарубежку напишу завтра. Если успею, конечно.