Ну, вот и он. Тот самый другой раз.
В предыдущем посте речь шла о произведениях Роберта Артура, творчество которого, как я заметил, можно разделить на два периода. Где-то в конце 1940-х — начале 1950-х гг. проходит граница, отделяющая его ранние рассказы, по большей части «чудесные», от более поздних, в основном психологических и мистических триллеров.
К первому периоду отнесем рассказы о Мэрчисоне Морксе, «День чудес», «Сатана и Сэм Шей», «Трейлер с привидениями», наверное, даже «Колесо времени», а ко второму — «Нож», «Шутник», «Колокольчик из розового хрусталя», «Милое семейство», «Смерть — это сон», «Комната-могила» и другие.
О последних сейчас и пойдет речь.
Рассказы, представляющие условный второй период творчества Роберта Артура, сильно отличаются от произведений первого периода. Здесь уже нет отличительной черты ранних творений автора — ощущения чуда, а играют важную роль чувства одиночества, безысходности и обреченности. Порою автор разбавляет свои невеселые сюжеты толикой черного юмора.
Так происходит, например, в рассказах «Шутник» и «Смерть — это сон». В первом из них герой оказывается жертвой неудачного розыгрыша, который сам же и придумал. Смотритель морга попался на удочку репортера Брэдли, но в другой раз отказался верить, что и повлекло за собой самые плачевные последствия. Комический эффект может быть достигнут за счет абсурдных нелепостей, приведших к развязке. В рассказе «Смерть — это сон» юмор совершенно другого рода. По сути, смешна может быть последняя сцена произведения. Сам же по себе рассказ достаточно интересный, и ставит перед читателем несколько вопросов, над которыми можно поразмыслить в процессе чтения.
Один из самых ранних рассказов второго периода — «Нож» — написан, несомненно, под влиянием истории Джека Потрошителя. Старый ржавый нож, найденный одним из героев, — оружие, способное действовать самостоятельно, будто по чьей-то злой воле! По чьей же, интересно?..
Произведения «Милое семейство» и «Как избавиться от Джорджа?» — психологические триллеры с яркими сценами в финалах. Различаются они тем, что в первом рассказе герои пытаются избавиться от живого человека, а во втором — от мертвеца. Удается ли задуманное персонажам и того, и другого произведения?..
И наконец, один из самых сильных рассказов Артура, действительно страшный, если в него вдуматься, — «Комната-могила», в котором рассказывается о мести отца за дочь. Месть, отвратительная, чудовищная, во много раз превосходящая само преступление, свершается в мегаполисе. В огромном городе никто не знает, что творит отец с молодым человеком, отвергнувшим его дочь. Да никому до этого и дела нет. И самое страшное в рассказе — не пытки, на которые обречен молодой человек, а это незнание его судьбы, порожденное безразличием.
Вот такие произведения писал Роберт Артур — замечательный автор, к сожалению, обойденный вниманием, видимо, не только в России, но и за рубежом...