Джокер 2019


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Джокер" (2019)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Джокер» (2019)

Статья написана 13 октября 2019 г. 23:53

Манифест "анархической шизофрении",

или "Девять жизней Артура Флега" [ * ]

Новая версия культового (анти)героя (или (анти)злодея?) от DC не успел сойти с киноэкранов, а уже приобрела культовый же статус. Во всяком случае, по восторженным отзывам со стороны кинокритиков и людей иных профессий выходит именно так. И я не пойду в контрнаступление общественному мнению и соглашусь, что новый Джокер и одноименный фильм вышли замечательными и достойны всяких похвал.

В принципе, на этой фразе отзыв (рецензию?) можно завершать и ставить жирную точку. Стилистику фильма с ее "темным реализмом", так сказать, и яркими поклонами в сторону Мартина Скорсезе (надеюсь, совсем-совсем юное поколение, посмотрев "Джокера" и видео-обзоры на него, узнает и посмотрит "Таксиста") рассмотрели еще до выхода самой ленты. Социальный лейтмотив, проблему растущего неравенства [ ** ], некоторую классовую составляющую, в общем, марксистский разбор провел качественно, со вкусом и должным пиететом к творцам медиевист и военный историк Клим Жуков (думаю, его видео-обзор в ссылках не нуждается). Считая многочисленные статьи и ролики с сравнениями разных киноверсий Джокеров, различные анализы новой интерпретации этого образа, по сути дела все, что можно было сказать, было сказано.

Но один из аспектов новейшей картины, как мне хочется надеется и кажется сейчас, остался нетронутым прайдами интерпретаторов и толкователей мнениями. А именно тот аспект, который в более явных формах вскрывался в сюжете "Бойцовского клуба". Что в книге, что в экранизации. И нет, я не имею в виду

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

твисты с галлюцинациями, которыми оказываются якобы реальные события фильма, и не различные, пестро цветущие вокруг обеих лент теории, что, мол, сюжеты в "Джокере" и в "...Клубе" — целиком воображаемые действа
. Лучше всего это высказать с помощью заглавия статьи Александра Николаевича Тарасова, в которой (и не только в ней) приводится следующая трактовка произведения: "Америка мечтает о революции. Но представляет ее как-то убого, чисто по-американски" [ *** ].

Я солидарен с вымирающей категорией материалистов, которые видят в киноискусстве, как и в любом ином виде творческой деятельности, не только отражение личного, уникального и неповторимого внутреннего мира, но и кое-что еще. А именно отражение объективной, общественной реальности, ведь все мы, кроме детей-маугли люди общественные. По-этому для меня "Джокер" и "Бойцовский клуб" схожи не только элементов, скрытым под спойлером, и помешательством главных героев. Они оба фиксируют коллективное и крайне недовольное бессознательное в, казалось бы, благополучном и довольном ядре капиталистической мир-системы. Но бардак начинается с головы, как известно из еще советской классики. Потому очень доподлинное, детально проработанное, реалистичное и красивое отображение действительности, существующего на наших глазах и в нашем мире противоречия дополняется, так сказать, неверным разрешением. Я бы сказал, полным его отсутствием. Как в свое время известный вождь боролся с классовой системой не системными, диалектическими методами, а репрессивной косой, также и американские киноделы предлагают или даже смеются над предложенным ими же решением. Взять да взорвать небоскребы, как заповедовал лидер анархо-примитивистской группировки Тайлер Дерден. Или мочить налево и направо в порывах личной мести, погрузить целый город в хаос, глупое и бесполезное насилие в Гая Фокса клоунских масках. Одни левые скатываются в академические, кабинетные фронта, а другие решают наплевать на теорию и элементарный здравый смысл да сразу начинять "коктейли молотова".

Да, разумеется, Хоакин Феникс сыграл замечательно. Душевно и изобретательно. Думаю, примерно в один уровень с классикой от покойного Леджера. Его персонажа по-настоящему жалко. Порой даже на слезу пробирает от такой сверхреалистической трагичности без привкуса комедии в его серой и грустной жизни. Превращение в воплощение безумия, анархии в самом дурном смысле этого слова, в бесцельное и сумасшедшее зло показано отлично, но что в итоге? Не в актерской игре, а в смысловом содержании, посылах? Остается погибающий в фекалиях, бедности и смерти город, у которого нет героев и спасителей. Ведь ими могут стать лишь сами его жители, самые эксплуатируемые и угнетаемые, именуемые забытым словом пролетариат. Да вот только они об этом не знают. Джокер тоже. В своем интервью, которое стало последним для персонажа Де Ниро, он прямо говорит, что не имеет отношения к политике и выражает только свои желания и мысли. Индивидуализм в самом глупом смысле что у якобы противника Системы с большой буквы, что у отца будущего Бэтмана. Как будто создатели так и говорят, что любой политик, любой освободитель или потенциальный революционер — дерьмо.

Без теории, созидательных программ, организации некоторой (не иерархии, а именно структурированности), без мозгов, отваги и самопожертвования любая революция или самый худой бунт загнутся. Умрут и испарятся. Как и в "Джокере". А его инициатор окажется такой же обязательной частью ненавистной Системы, что и сильные мира сего. Так что перед нами трагикомичный замкнутый круг. С прекрасной актерской игрой, декорациями, визуальными решениями и сюжетными находками (мне понравилось, как обыграли фанатские теории о

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

родстве Джокера и Брюса Уэйна
). Но без адекватных предложений, а как остановить погибель социальной и любой иной части нашей бедной реальности. Боюсь, что и сами авторы ленты этого не знают. Что они, как и герой Хоакина, болезненно, несознательно смеются от этого своим фильмом. Эх, видимо, перевелись марксисты на американской земле. Во всяком случае, в кинематографической богеме. Про нашу "богему" и холодный континент я просто помолчу и пожелаю всем успеть посмотреть "Джокера" на большом экране.


ПРИМЕЧАНИЯ:

[ * ] — первая половина названия нижеследующего текста ни в коем случае не создана для оскорбления душевнобольных людей, как и рассматриваемого фильма и упомянутого политического движения, а вторая часть заглавия — отсылка на российский многосерийный фильм "Девять жизней Нестора Махно". Не шедевр и не шибко по реальным событиям, но не самое плохое детище современной сериалодельной машины.

[ ** ] — по-моему, в контексте фильма, где главное действующее лицо истерично, болезненно смеющийся клоун, рожденный геенной огненной под именем Готэм, неплохо вспомнить мысль Алексея В. Цветкова из сборника "Марксизм как стиль". Позволю себе довольно вольно ее пересказать: "почему в России так мало смеются и люди такие хмурые, вопрошают некоторые личности. Им невдомек, что уровень счастья и количество улыбок растет там, где пропасть между богатыми и бедными составляет десять, а не двадцать раз, где образование не является привилегией правящего класса и т.д.". Дополню эту слегка искаженную цитату замечанием, что "хмурость народонаселения" перерастает в ухмылки Джокера и кровь в ситуации разрыва между богатыми и бедными уже не в разы, а на порядки. Ну, вы поняли.

[ *** ] — ссылка на статью на сайте журнала "Скепсис" прилагаю: тут.





1462
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 октября 2019 г. 00:05
А у Вас не возникало мысли, что как раз все буйство в городе — реально, тогда как финальная сцена в психушке и есть галлюцинация?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2019 г. 00:08
Karnosaur123, возможно, что и так. Правда, не понимаю, зачем инфантильному больному уму Джокера представлять провал (или даже нереальность) своей победы? Зачем ему переноситься со сцены Готэма, который теперь его театр, в Аркхэм?
 


Ссылка на сообщение14 октября 2019 г. 01:04
А это не провал. Это такой маленький уголок в глубине сознания новорожденного Джокера, где заточена его прежняя личность — Артур Флек. Который прекрасно осознает, что происходит «снаружи», и именно это и есть та «забавная шутка», которую вымышленная психиатр (недаром так похожая на его психоаналитика) «все равно не поймет».
Отсюда общая сюрреалистичность сцены с идеально ровными красными следами и беготней по коридорам, когда санитары никак не могут схватить связанного пациента в замкнутом пространстве. Обратите внимание, что сцена уличного торжества выглядит гораздо реалистичнее.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2019 г. 12:56
Ну, если в таком смысле, возможно. Во всяком, для меня в рассмотрении революционного посыла или антипосыла фильма это не играет особой роли. Но сама идея интересная.)
 


Ссылка на сообщение15 октября 2019 г. 17:57
Сцена с беготней по коридору — это еще один оммаж КОРОЛЮ КОМЕДИИ Мартина Скорсезе.

Мне, кстати, показалось, что эта сцена, как и танец на капоте, происходит в реальности. В этом есть своя логика — стадии превращения Флека в Джокера через отказ от суицида и насилия ради насилия.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2019 г. 17:59
Оммаж-то оммаж, но все-таки она выглядит сюрреалистично. Однако танец на капоте, я смотрю, Вы как и я считаете реальным.:beer:
 


Ссылка на сообщение15 октября 2019 г. 18:04
Да. Он продолжает и развивает свой «танец» в общественном туалете, после убийства яппи.

Кстати, где-то анализировался ранний вариант сценария фильма — там в сцене на капоте Флек режет себе лицо осколком стекла, получая «хитледжеровскую» улыбку.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2019 г. 18:14
Да, была такая идея.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2019 г. 23:03
Sartori, на МИРФ была статья не так давно об этом.)
 


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 15:29
Можно ссылку?
 


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 16:59
просточитатель, пожалуйста
 


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 17:28
Спасибо:-)


Ссылка на сообщение14 октября 2019 г. 11:33
Большое спасибо! С большим интересом прочитала! Как раз на этом аспекте мало кто останавливался.
P.S. Приятно было увидеть ссылку на Алексея В. Цветкова. :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2019 г. 12:55
Vinny Ni, всегда пожалуйста!)


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 15:32

цитата

По-этому для меня «Джокер» и «Бойцовский клуб» схожи не только элементов, скрытым под спойлером, и помешательством главных героев. Они оба фиксируют коллективное и крайне недовольное бессознательное в, казалось бы, благополучном и довольном ядре капиталистической мир-системы.
Эм.. на самом деле жестокие ильмы и появляются в благополучных странах. Людям не хватает адреналина. вот например индийское кино.. Песни танцы.. Жестокости минимум. Так как в жизни тоска хочется сказки. Доброй
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 16:56
просточитатель, что вы понимаете под «благополучным»? Насчет США в плане насилия, уровня преступности и т.д. мне сложно так утверждать.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 17:34
Полного благополучия нет наверное нигде. Но все таки по сравнению с той же Индией где половина если не больше людей неграмотна... Или Бангладешем..https://www.youtube.com/watch...
 


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 18:56
Никто не спорит с этим. Просто уровень неравенства везде постепенно растет... Но даже если вообще отвлекаться от глобальных тенденций, капиталистическое общества США наименее с человеческим лицом по сравнению с Канадой или некоторыми европейскими государствами. Но тут мы слишком далеко отходим от обсуждаемого фильма ;-)
 


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 19:06
Просто я реально считаю что такие ильмы интересно смотреть людям живущим пусть относительно но благополучно. А если вокруг то самое что в фильме хочется наоборот чего то легкого... Вы не согласны?
 


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 22:22
Ну, сложно сказать, если честно. На мой взгляд, в мире по объективным причинам смотрят примерно одно и то же — во всяком, в кинотеатрах. Глобализация и мировое разделение труда — фильмы в основном делаются понятно где. А даже если теперь и не только там кассовые фильмы создаются, то, так сказать, «кинотрэнды» именно там чеканятся.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2019 г. 18:26
Кто был в Индии, говорят, что как раз наоборот — люди в Индии удивительно нищие, и одновременно потрясающе счастливые. Пусть мужик работает прачкой, руки все в язвах, но он счастлив, что у него есть работа, что он может кормить своих родителей, жену, детей — да и в принципе он счастлив, что у него есть семья и дети. И их кино, в целом, отражает их мировоззрение — что жизнь есть повод для праздника, песни и танца :)
 


Ссылка на сообщение21 октября 2019 г. 09:36
Да. Потому что счастье и даже просто удовлетворение жизнью зависят совсем не от того, сколько человек имеет и в каких условиях он живёт, а от его духовного развития. На материалистическом Западе принято всегда ныть, сколько бы у человека ни было материальных богатств. Поэтому богатые тоже плачут...
Но сейчас и в Индию этот материализм проник. И молодые индусы зачастую готовы за джинсы и кока-колу продать родную мать...


Ссылка на сообщение16 октября 2019 г. 22:32
Спасибо! Отлично, брависсимо!:cool!:
Как раз сегодня посмотрел фильм и тоже под большим впечатлением. Ваш и Клима Жукова разборы наиболее близки по мне по мысли и духу. Уже пару месяцев обдумывал подобный сюжет, не зная содержания «Джокера». Очень точное попадание авторов фильма в кризисный дух нашей эпохи.
Мне, конечно, ближе Джокер Леджера-Нолана, но вот он как раз герой «сытой» эпохи середины «нулевых», когда беда только предчувствовалась тоонкими душами художников. Сегодняшшние суровые времена требуют прямого манифестного высказывания и более брутального Джокера, коий и был нам великолепно предъявлен.8-)


Ссылка на сообщение17 октября 2019 г. 17:37

цитата

А его инициатор окажется такой же обязательной частью ненавистной Системы, что и сильные мира сего.

Ну так и есть. К примеру, Джокер Леджера был основан на комиксе Гранта Моррисона «Лечебница Аркхэм: Странный дом на странных землях», который был основан на философии Юнга, которая в свою очередь была основана на китайской философии даосизма. А эта философия поддерживает идею равновесия двух начал Света и Тьмы, Янь и Инь. И герой и злодей две части одного целого и их противостояние основа мира. Джокер это Инь, а Бэтмен это Янь
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 октября 2019 г. 06:51
Привратник, я тут больше о диалектической логике.)


⇑ Наверх