«Повести Белкина»: отдельные издания, выпущенные в 1980-е гг. Почти со всеми книжками мы уже встречались. Для художников это было благоприятное время. Концептуально иллюстрация окончательно перестала быть разъясняющей картинкой, а стала претендовать на полноценную интерпретацию (так же как кинофильмы перестали быть просто изложением сюжета классических произведений). Это могло раздражать читателя, но таким путём в советское время поощрялось разнообразие книжной графики — залог развития.
Миниатюрный томик 1981 года издания.
Иллюстрированный разворот. Ну наконец-то! Простреленная картина. Это же связующий центр «Выстрела». Рассказчик (это не Белкин, как думают многие художники и режиссёры, а информатор Белкина) в первой части узнаёт о первой дуэли от одного из участников — Сильвио. А во второй части узнаёт о второй дуэли от второго участника — графа Б. Разговор о второй дуэли вообще и заходит из-за меткого выстрела на картине (две пули одна в другую всажены). Вероятно, и название повести связано с этим выстрелом по картине.
Когда Сильвио заставил графа стрелять первым, тот опять промахнулся и попал в картину. А Сильвио, когда уходил, покуражившись всласть, на пороге обернулся и, почти не целясь, попал в дырку на картине от первого выстрела. А рассказчик, оказавшись в гостях у графа, конечно, обратил на это внимание.
цитатаВ картинах я не знаток, но одна привлекла мое внимание. Она изображала какой-то вид из Швейцарии; но поразила меня в ней не живопись, а то, что картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна на другую.— Вот хороший выстрел, — сказал я, обращаясь к графу.
А дальше — загубленный замысел художника. Панорама, разрезанная на две страничные иллюстрации и два разворота.
Сложно составить общее представление из этих разрезанных картинок (особенно, когда не ряд фоток рассматриваешь, а книгу листаешь). А вот как цельная панорама выглядит в альбоме «Пушкин в русской и советской иллюстрации» (спасибо, сохранили для истории):
Вот эта неторопливая панорама, показывающая ленивую скуку офицеров, относилась и по содержанию, и по технике исполнения к перспективной книжной графике последнего десятилетия советского строя. Тогда так было принято выражать сожаление об ушедшем золотом веке: что ты, брат Пушкин, понимал в жизни...
Тоже миниатюрные издания. Все «Повести Белкина» проиллюстрированы в трёх книжках художником А.Бакулевским. Вот они уместились на сталинском фолианте.
Книжки изданы «Советской Россией» в разные годы. «Выстрел» (вместе с «Метелью») — в 1989 году.
Даю библиографическое описание по образцу каталога-справочника.
Повести Белкина. — М.: Советская Россия, 1989. — 128 с.; 10,5 см.
БАКУЛЕВСКИЙ А. — 26 илл. (ксилографии): суперобложка, фронтиспис (портрет Пушкина); Выстрел: заставка, 8 страничных илл., 3 разворота; Метель: заставка, 8 страничных илл., 3 разворота.
Тираж 5 тыс. экз. Цена 2 руб. 40 коп.
С художником А.Бакулевским мы уже встречались в связи с его ксилографиями к «Онегину» (https://fantlab.ru/blogarticle53955).
«Повестей Белкина» с его иллюстрациями на Фантлабе нет — подал заявку.
Иллюстрации выглядят очень традиционными, но на самом деле они очень современно смотрелись в те годы. Техника непростая: гравюра по дереву.
Проиллюстрирован «Выстрел» очень подробно. Интересно, что из порядка расположения иллюстраций складывается впечатление о хаотичности сюжета. Хаотичности у Пушкина, конечно, нет, но резкие временные переходы в небольшом рассказе — это имеется.
Композиция «Выстрела» — два рассказа в рассказе — обуславливает и разные времена: о событиях рассказывают позднее, чем они произошли. Причём прошедший период времени почти одинаков и для рассказа Сильвио о первой дуэли (через 6 лет), и для рассказа графа Б. о второй дуэли (через 5 лет). Пушкин любил такую симметрию в композиции.
Получаются скачки во времени. Например, первую дуэль, с поеданием черешни, надо рисовать только в середине повести (когда о ней заводит речь сам Сильвио в конце первой части).
Вот как время чередуется у Пушкина.
Часть первая. «Время 1» (t) — завязка, жизнь Сильвио в местечке. В этом времени Сильвио рассказывает про «Время 2» (t — 6) — события шестилетней давности.
Часть вторая. «Время 3» (t + 5) — информатор Белкина (подполковник И.Л.П., с чьих слов Белкин записал рассказ) случайно, не ведая того, встретился с графом Б. В этом времени подполковник И.Л.П. рассказывает графу и его жене про «Время 1» (t) — т.е. про жизнь Сильвио в местечке. А граф в ответ рассказывает о «Времени 4» (t + 0,1), о второй дуэли, произошедшей пять лет тому назад, сразу же вслед за «Временем 1».
А потом ещё как постскриптум — битва под Скулянами, где будет убит Сильвио: это «Время 5» (1821 год) (не факт, что оно следует за «Временем 4», может Сильвио уже мёртв к тому времени, как граф спустя пять лет после второй дуэли рассказывает о ней подполковнику И.Л.П.).
Вот поэтому у Бакулевского два раза изображён тренирующийся в стрельбе Сильвио: первый раз во «Времени 1» (Сильвио в местечке), а второй раз — во «Времени 3» (подполковник И.Л.П. в гостях у графа).
цитата— А каково стрелял он? — спросил меня граф.— Да вот как, ваше сиятельство: бывало, увидит он, села на стену муха: вы смеетесь, графиня? Ей-богу, правда. Бывало, увидит муху и кричит: «Кузька, пистолет!» Кузька и несет ему заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит муху в стену!
Здесь демонический мотив отражён в развевающихся шторах.
Да-да, это на полу графиня лежит.
цитатаЖена лежала в обмороке; люди не смели его остановить и с ужасом на него глядели
Книга, изданная в Киеве в 1988 году. Художница О.Якутович.
Иллюстрации к выстрелу выстраиваются в полноценный цикл. Черта времени: кинематографичность книжной графики.
Новая графика уже стала привычной. Хотя смотрится всё ещё свежо, но это использование уже найденных приёмов, которое доведено до автоматизма. Вот почему происходит постоянное развитие: вымученная когда-то техника становится модной, подхватывается другими, расфуфыривается и превращается в штамп. Начинается отторжение от этого штампа и поиски нового...
Книга из скромной серии «Отрочество» издательства «Современник».
Книга на Фантлабе есть: https://fantlab.ru/edition63280. Художник Б.Косульников: https://fantlab.ru/art824.
Даю ещё описание книги по образцу каталога-справочника.
Повести Белкина. Дубровский. — М.: Современник, 1991. — 96 с.; 23,5 см.
КОСУЛЬНИКОВ Б.Н.: 9 тонированных илл.: обложка (илл. к «Выстрелу»); Повести Белкина: Выстрел: 1 страничная илл.; Метель: 1 страничная илл.; Гробовщик: 1 страничная илл.; Станционный смотритель: 1 страничная илл.; Барышня-крестьянка: 1 страничная илл. Дубровский: 3 страничных илл.
Тираж 1 млн. экз. Цена 80 коп.
К «Выстрелу» по факту две иллюстрации — одна на обложке, и одна — страничная. Сцена: вторая дуэль, когда собрались все участники (дуэлянты и графиня Маша).
Летящий рисунок с мягкими контурами — тоже характерная манера для поздней советской графики (но для 1991 года уже давно не революционная).
В целом, всё-таки чувствуется образ графики Восьмидесятых. Казалось, что и дальнейшее развитие гарантировано без перерывов и провалов.