Ведьма. 2015. Великобритания, Канада, США
Режиссёр: Роберт Эггерс
В 2019 году состоялась премьера нового фильма Роберта Эггерса «Маяк», по сути представляющего собой актёрский дуэт Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона, снятый на чёрно-белую плёнку. Но до России этот фильм обещают довезти только в начале 2020 года...
Так что пока пересматриваем «Ведьму», чтобы убедиться, что «Маяк» будет одним из самых долгожданных фильмов для многих ценителей настоящего кино.
Итак, «Ведьма». Подзаголовок фильма гласит: «Новоанглийское предание». И действительно, действие происходит в Новой Англии — в 1630 году, то есть во времена, когда поселенцы только осваивали эти земли. Здесь еще было много густых лесов, скрывающих в своих чащах индейцев и кое-что еще похуже и поопаснее. Кожаный Чулок еще даже не родился, Фенимор Купер в своей знаменитой Пенталогии описывал события, разворачивающиеся лишь через сто лет... Так что это совсем дикие времена.
Но индейцев здесь и нет. Речь о другом. Да и вообще фильм не только о заявленной «Ведьме», хотя сюжет и крутится вокруг неё. Сам Эггерс говорит, что использовал при написании сценария тексты многочисленных процессов над ведьмами. В то время они были весьма распространены. Также был весьма распространён и жёсткий религиозный фанатизм, который должен был бы сплотить людей, но по факту лишь разъединял их — вспомните хотя бы «Пуритан» Вальтера Скотта...
Именно этот религиозный фанатизм и выгнал семью, чья история рассказана в фильме, за пределы цивилизации, то есть всего лишь маленького городка или даже форта. Семья во главе с отцом, в роли которого выступил достаточно известный Ралф Айнесон («Гарри Поттер», «Игра престолов», «Стражи галактики» и так далее), отправляется в самую дикую глушь, где строит дом и разводит хозяйство. Сама семья состоит из семерых человек: отец Уильям, мать Кэтрин, старшая дочь Томасин, средний сын Калеб, двойняшки Мерси и Джонас, а также младший ребёнок — совсем еще младенец.
Все по своим возможностям занимаются хозяйством, в общем ведут обычную сельскую жизнь. Но вскоре начинают происходить странные события. Но не будем слишком сильно останавливаться на этих событиях, лучше поговорим о том, что происходит с самими героями. Под тонким воздействием таинственных сил члены семьи начинают вести себя порой не совсем адекватно, на поверхность выплывают их тараканы и грешки, развивается паранойя. Всё это сильно обостряется религиозным фанатизмом — он еще больше заставляет их подозревать друг друга. И в результате совершенно параллельно развиваются как настоящая семейная драма, так и мистический ужас, пока, наконец, они не переплетаются в единое целое, чтобы в результате вылиться в нечто совершенно нелицеприятное.
Стоит сказать, что фильм обладает очень сильным психологическим воздействием. Слабонервным его точно не стоит смотреть. Не стоит смотреть его и любителям стандартных фильмов ужасов с массой скримеров. Таким людям он может показаться и слишком затянутым и даже вычурным. Для тех же, кто любит оригинальное кино — он может быть очень интересным.
Снят фильм весьма минималистично — мало актёров, мало мест действия — всё происходит либо в лесу, либо в доме, сарае или во вдоре. Тем не менее, соединение мрачных кадров и не менее мрачного саундтрека делают своё дело — фильм оставляет очень сильные впечатления. Не сказать, что приятные. Но это не тот фильм, который вы должны были бы вспоминать с улыбкой на лице. Как говорил Дэвид Кроненберг, он в своих фильмах старался вытащить зрителя за пределы комфорта, показать ему то, что расшатает его восприятие и заставит морщиться. В этом смысле Эггерс вполне продолжает эту идею. При этом делает это практически документалистично — ведь такие истории происходили в Новой Англии в XVII веке весьма часто.