Оно 2. 2019. США, Канада
Режиссёр: Андрес Мускетти
Новая экранизация одной из самых известных книг Стивена Кинга «Оно» 2017 года стала одной из лучших его экранизаций за последние годы. Планка была поставлена сразу очень высоко. Так что снять вторую часть, ни в чём не уступающую первой — серьёзный вызов. Тем более для молодого режиссёра.
Андрес Мускетти знал на что шёл, еще когда приступал к съёмкам первой части. Умело разделил книгу на два фильма, при этом оставив и из первой части достаточно много эпизодов для разнообразия части второй.
Итак, прошло 27 лет после событий первой части. Наши герои повзрослели. Теперь им по сорок. Насколько они повзрослели и изменились — судить как раз нам, зрителям. А надо сказать, что повзрослели и изменились далеко не все и не во всём. Конечно, это уже вроде бы взрослые лица, высокие тела... Но сознание некоторых из них так и осталось на уровне тринадцатилетних детей. Собственно, это одна из ключевых тем, как книги, так и фильма. Но в фильме это местами даже более явно прослеживается.
Вообще же Мускетти поступил грамотно. Он оставил основные вехи книги на своих местах. Все герои присутствуют. Но сценарист Гари Доберман решил поиграть со зрителем и читателем в игру «найдите десять отличий». Здесь совсем по новому распределяются акценты. Каким-то героям уделяется больше внимания, нежели в книге. Каким-то наоборот меньше. И меняется отношение к ним. Даже Пеннивайз теперь получает немного другое происхождение. Что уж говорить о людях? Например, родители Майка оказываются наркоманами, которые сгорели у него практически на глазах... Стоит сказать, что как раз Майк во второй части сильно берёт на себя инициативу, а вместе с ней и приз зрительских симпатий. А вот Билл Денбро, который всегда был лидером компании, здесь сильно проигрывает и отступает на второй план. Не очень подробно показана и его жена — в фильме она выступает в совершенно эпизодической роли. Такая же участь постигла и мужа Беверли. И из-за этого в фильме практически совсем отсутствует тема любовных треугольников, квадратов и пентаграмм... Зато вот шуткам Ричи нет конца — и из диджея он здесь превращается в комика, что в принципе логично...
Несколько меняется и способ, которым надо сражаться с Оно. Стоит ли удивляться тому, что «ритуала взросления», который был в книге и вызвал массу нападок на Кинга за якобы порнографическую сцену и растление малолетних, в фильме напрочь отсутствует, как в первой части, так нет на него намёков и во второй части.
Зато несколько фишек и эпизодов из первой части плавно перекочевали во вторую — например основное место времяпрепровождения клуба неудачников — их подземный штаб.
В целом же фильм получился достаточно сильный и убедительный. Особой отличительной чертой можно назвать умелое чередование комичного, трагичного и ужасного. Настолько тонко как сделал это Мускетти сейчас делают весьма редко — есть очень большая вероятность скатиться в фарс...
К слову снова не обошлось и без любимых фишек и образов самого Мускетти — вспомните его дебютную «Маму». Здесь она обрела новое воплощение — после женщины с портрета в комнате родителей Стэна Уриса, теперь она поселилась и в бывшей квартире Беверли — в виде на первый взгляд милой старушки...
PS: Лично мне не очень понравился подбор актёров на роли Билла и Беверли. Но это, пожалуй, чисто вкусовой момент. Я их представлял совсем иначе...