Сборники русских литературных сказок (не народных) — такую подборку частенько издавали и издают. И почти всегда есть в подборке сказы Бажова. «Серебряное копытце» нашёл в двух сборниках: один советских времён и один современный.
Советский сборник русских литературных сказок на английском языке (специализированное издательство «Радуга»). Название — «Двенадцать месяцев» — по сказке С.Маршака. У меня издание 1991 года (второе издание, первое было в 1984 году). Художник — Ф.Лемкуль.
Сборника на Фантлабе нет. Художник, конечно, представлен: https://fantlab.ru/art2738.
Лемкуль — художник, который на меня в детстве произвёл неизгладимое впечатление. Это график первого полностью советского поколения (1914 года рождения). Он был известен уже до войны. В 1940-х активно публиковался в «Мурзилке», т.е. входил в «золотой пул» детских художников. Рисовал в реалистичной сталинской манере, трудноотличимой от манеры других художников. С приходом «новой волны» в конце 1950-х гг. Лемкуль стал меняться — и смог выработать свою собственную оригинальную манеру в очень зрелом возрасте (ближе к 50-летию). В этом Лемкуль похож на Бажова, который издал свои оригинальные сказы в 60 лет.
Всего три картинки у Лемкуля. Узнаваемые забавные человеческие фигуры, условные козлик и кошка... Сразу приподнятое настроение возникает — это у Лемкуля не зависит от того, что он иллюстрирует. Жалко, что ему не давали дедушку Ленина рисовать...
Необычно здесь (помимо необычных фигурок) то, что Лемкуль пытается осмыслить «завод», в котором живут герои. Лемкуль рисует фабричные корпуса архитектуры начала XX века (этакий «промышленный модерн»). К горно-заводской действительности середины XIX века это отношения не имеет, но новую реальность создаёт.
Красиво. Но вообще-то без вдохновения Лемкуль этот сборник проиллюстрировал. «Серебряное копытце» — не исключение.
Второй сборник русских литературных сказок — современный, гордость новой «Детской литературы», которая смогла-таки выйти за рамки «Школьной библиотеки» на прозрачной бумаге. Несколько вариантов цвета обложки книги под названием «Наши сказки». На обложке — кошка Мурёнка!
У меня — обложка жёлтого цвета 2010 года издания (потом были ещё допечатки).
Книги на Фантлабе нет. Художник Л.Непомнящий представлен: https://fantlab.ru/art2306.
Л.Непомнящий — тоже необычный художник, который не закостенел с возрастом. В 1970-е и 1980-е гг. добротная и изящная графика («Три мушкетёра«!). А в 1991 году (художнику уже 50 лет) — буйные рисунки к книжке Сапгира «Чуридило» (была переиздана и раскуплена в наши дни:https://www.labirint.ru/books/494538/). Потом исчезновение, а через двадцать лет — вот этот иллюстрированный сборник.
От буйства художник отошёл, рисунки — нормальные, не феерические. Для истории сохраняю (дословно) отзыв одной из мамочек с «Лабиринта» об иллюстрациях из этого сборника.
цитатаПридя на пункт выдачи и полистав книгу, её НЕ ВЗЯЛА. Что это за голые жопки поросят. Причём не к одной сказке. Такая-то не здоровая сексуальность. Именно не здоровая...
Уважаемые родители! Да, содержание достойное и цена вроде неплохая , но давайте не будем травмировать психику детей. В художнике разочеровалась
Проверил: в «Серебряном копытце» жопок нет. Придётся смотреть то, что есть.
Видно, как художник пытается сломать стереотипы, хотя бы тем, что в первой сцене Кокованя сидит (у всех до единого художников он стоит), а во второй — лежит (у всех до единого художников он за столом сидит).
Показаны все стадии знакомства козлика с Дарёнкой, оказавшейся одной в зимнем лесу.
А, вот где Непомнящему пригодился опыт красочного буйноцветья!
Как так получилось, что Серебряное копытце и Мурёнка, летящие среди звёзд, стали общим местом? Но этот полёт один из самых красивых. Видно, что с интересом Непомнящий к «Серебряному копытцу» подошёл.
Эти две разные сюиты — Лемкуля и Непомнящего — общего имеют большую степень оригинальности. Иллюстрации не банальные, выбивающиеся из общего ряда. Пусть даже Лемкуль автоматически воспроизвёл однажды найденную технику, а Непомнящему пришлось проявить большую изобретательность, чтобы придать реалистическим иллюстрациям оттенок романтизма.