Рецензия на сборник Ловцы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Анна Гурова» > Рецензия на сборник "Ловцы душ". А. Мазин, П. Мамонтов, О. Коханенко, А. Буцайло, А. Гурова
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на сборник «Ловцы душ». А. Мазин, П. Мамонтов, О. Коханенко, А. Буцайло, А. Гурова

Статья написана 15 августа 2019 г. 12:40

Аннотация издательства:

Старый ведун из Полоцкого княжества, именуемый Волчий Пастырь, шаман-нойда, говорящий с мертвыми, юный княжич Сеслав, которому назначено смертельно опасное испытание, боярышня, угодившая в тенета ведьмы, ловкий и бесстрашный охотник Корт… Всех их объединяет одно: их путь рядом с Кромкой, границей, разделившей мир живых и мир мертвых. Здесь сказка становится реальностью. Здесь нет ни добрых, ни злых, а есть лишь беспрестанная борьба за власть над человеческими душами, своими или чужими. Это совсем не то колдовство, которое придумывают авторы фэнтези. В этом мире оно исконное: языческое, беспощадное дремучее, как древнерусские леса, полные нежити и проклятий, только и ждущих, чтобы неразумие или жадность дали им свободу.


Подробнее: https://www.labirint.ru/books/708259/


«Ловцы душ» были анонсированы как сборник повестей в жанре «славянское фэнтези». Точнее сказать — весьма темное славянское фэнтези с колдовством, кровищей, всяческой нечистью, безднами зла и проблесками добра в человеческой душе.

Сборник составлен Александром Мазиным, и включает одну его повесть, и четыре повести его учеников. Павел Мамонтов и Анна Гурова — авторы давно и успешно публикующиеся, а Ольга Коханенко и Алексей Буцайло — ученики с курса «Мастер текста», прошедшие в сборник по конкурсу. Все повести с литературной точки зрения достаточно хороши, а некоторые так и прекрасны.

Повести сборника можно условно поделить на два блока. Две, Мазина и Коханенко — кстати, самые «темные» в книге, — рассказывают о судьбах детей, попавших к злому колдуну. Судьба этих детей весьма драматична, хоть и по разным причинам. По сути, лучший ли ты ученик колдуна или его любимая жертва, итог все равно один. Но интересно проследить пути, по которым душа двигается от обычного страха к желанию выжить, а потом — к жажде реванша, победе или гибели, и есть ли в данном случае разница.

Три остальные повести, по мне, куда бодрее — в них герои со злом сражаются. Кто-то ради денег, кто-то ради женщины, кто-то просто потому что «или он, или его». Победа не гарантирована, ведь это темное фэнтези) А порой, как это свойственно для жанра, не всегда понятно, кто там, собственно, зло.

Кстати о магии. Ее формат в сборнике был изначально жестко задан составителем. Зомби и волшебных палочек не будет. Будет мистика, оборотничество, одержимость — в общем, все то, что язычники считали реальностью.

Теперь о каждой повести подробнее:

1. Александр Мазин, «Ведун»

Повесть о мальчике, которого взял к себе в ученики жуткий лесной ведун, и всячески над ним, казалось бы, измывался, а как выяснилось, очень многому научил, ну и заодно посвятил Моране. История не является абсолютно новой — в ее основу положены фрагменты из довольно старого романа «Слепой Орфей», где компания экстрасенсов сражается с неким демоном, пытаясь его изгнать из мира. Вот этот демон — и есть тот самый Малец. Здесь мы увидим самое начало его жизни — как из робкого деревенского мальчика он становится той еще могущественной заразой.

В повести много мистики и психологии. Вообще она совсем не проста, это не приключалово, а история об экстремальном воспитании, когда человек или ломается, или перерождается — что-то вроде «Вита Ностры» Дяченко. История жестокая, увлекательная. По сравнению с фрагментарной линией из «Слепого Орфея» увеличилась примерно вдвое и обрела законченность. Из минусов — ну вот ничего доброго в ней нет. Есть справедливость как воздаяние злом за зло, и на том спасибо.

Оценка 8

2. Павел Мамонтов, «Волчонок»

Повесть «Волчонок» — об охотнике по имени Корт, который с компанией сомнительных типов отправляется раскапывать проклятый курган, но вместо сокровищ добывает себе и всем окрестностям ворох, мягко говоря, проблем.

История древнерусского Индианы Джонса начинается, правда, не слишком бодро; стиль суховат, много разговоров, мало действия, встречаются косяки вроде «скатертью дорога» в качестве приветствия...

Но через рыхлое начало пробраться все-таки стоит, поскольку дальше автор ловит волну, и начинаются лихие приключения гробокопателей. Текст становится живым, возникают яркие образы, внезапные повороты сюжета. Автор не боится показать главного героя плохим — жадность заводит его в самое гнездо бесовщины, но верность слову и сострадание (и лук со стрелами) помогают спастись.

Резюме:

Плюсы – занимательная история про древнерусских расхитителей гробниц.

Минусы — вялое начало, анахронизмы. Вы как хотите, а мне не нравятся выражения «ратники прибавили темп» или «он положил слегу на топь горизонтально».

Оценка 6 (начало — 5, дальше 7)

3. Ольга Коханенко , «Выбор ведьмы»

В некий город явилась на лицо прекрасная, но редкостно страшная внутри ведьма Рогведа. Взамен за избавление от мора забрала полтора десятка девочек, увела в лес и устроила им этакий концлагерь. Девочка Славка сперва пытается просто выжить, а потом начинает задумываться, а зачем собственно эта ведьма все творит? Какая ее конечная цель?

Большой плюс повести в том, что зло в ней показано как оно есть, без всякого сюсюканья. Не тот случай, когда зло и не совсем зло, а если приглядеться, так и что-то хорошее в нем есть, а ещё оно травмировано в детстве, его надо пожалеть, и оно исправится. Автор просто и точно показывает его природу. Злодей просто очень, очень любит себя. Для Рогведы ее домочадцы, ее слуги, ее ученицы, ее любовники — расходные материалы. А если от них нет пользы, так им и жить незачем.

Что не очень понравилось — пассивность главной героини. Да, Славка добрая и даже порой помогает товарищам по несчастью, но в целом она покорна ведьме и делает все, что та хочет, лишь бы только не убили. Даже в финальную битву за себя вступает не сама, а… ( дальше спойлеры). Может, так и проще выжить в плену, но битвы покорностью не выигрывают.

Резюме: интересная, динамичная повесть, весьма жестокая (на совести автора 13 убитых девочек)). Много никак не объясняемых, но атмосферных описаний темного колдовства.

Оценка 7

4. Алексей Буцайло «Княжья кровь»

Повесть Алексея Буцайло производит двойственное впечатление. С чисто литературной точки зрения, она одна из самых сильных в сборнике. С первых строк видно, что автор умеет писать и владеет русским языком на уровне профи. Текст приятно читать, автор подбирает слова уверенно и точно, не вымучивая из себя архаизмы и легко обходясь без современных слов и выражений. Описания сражений, образы героев — все это ярко, зримо, энергично.

С такой же очевидной легкостью и мастерством создается узнаваемый мир — дремучие леса, гиблые болота, злой и коварный ведун, загадочная сексуальная жрица, молодой зеленый княжич и многоопытный дядька, кровожадные супервоины нурманы, благородные варяги, лесовики-кривичи на подхвате… В общем, весь типичный набор персонажей произведений Александра Мазина)

Это наверно не слишком хорошо для автора, (все же одна из целей автора — свой собственный узнаваемый стиль), но неплохо для читателя, который так или иначе получит увлекательное и хорошо написанное произведение.

Резюме:

Плюс — очень похоже на Мазина.

Минус — то же самое)

Оценка 7

5. Анна Гурова, «Море древних». (отзыв, по просьбе автора, написан Марией Семеновой)

На мой взгляд, «Море древних» Анны Гуровой приятно выделяется зрелостью стиля. И, конечно, это не одномоментное обращение к модному нынче жанру. Средствами фэнтези писательница продолжает художественное исследование давно интересующей её темы — взаимодействия, взаимопроникновения славянской и финно-угорской культур.

В центре повествования — молодой шаман-нойда, прибывший с далёкого севера на помощь жителям славянской деревни. Этого нойду мы сперва видим глазами местных, толком не знающих, радоваться или ужасаться появлению непонятного и могущественного чужака. Затем на него плавно перемещается фокус повествования, и вот уже мы вместе с ним пытаемся разгадать тайну, ищем выход из очень непростой ситуации…

Очень радует добротное знакомство автора с материалом. В первую очередь это касается персонажей — а я глубоко убеждена, что удачное произведение во многом держится на качественно выписанных героях. Так вот, здесь мы не встретим ребят с современной улицы, зачем-то обряженных в кольчуги. Герои Анны Гуровой думают, говорят, оценивают окружающее и действуют по законам мифологического менталитета. В деревне живут вполне убедительные славяне — вместо убого-безликих «селян», о которых авторы фэнтези, увлечённые каскадом приключений, к сожалению, слишком часто ничего не знают и знать не хотят. Это люди с историей, со своими понятиями о жизни, смерти, зле и добре. Наши предки...

Главный герой не всеведущ и не всемогущ. Молодой шаман, едва вышедший из ученичества, ошибается, трудно ищет решение, тратит силы, теряет волшебных помощников — и не сдаётся, когда всё против него. Поди заставь читателя переживать вместе с таким персонажем, не зная материала! Это вам не волшебной палочкой помахать…

Оценка 8





1494
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 августа 2019 г. 13:06
Спасибо за рецензию!
Книгу читаю прямо сейчас, причём начал с конца, именно с Вашего рассказа. Читается действительно очень интересно, но до развязки ещё далеко...
Думал уж, сами себя хвалить будете! ;-) Шучу, разумеется.
Ничего сольного на том же материале в серию, кстати, не планируете? А то я, если что — с удовольствием приобрету и почитаю.
В общем, творческих Вам успехов! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 августа 2019 г. 13:10
Спасибо! Планирую конечно))
 


Ссылка на сообщение15 августа 2019 г. 13:15
Вот и отлично! :cool!:
Взаимовлияние славянского и финно-угорского миров — поле непаханое, да и под фэнтези подходит как нельзя лучше!
Только до последнего умоляйте, чтобы Емельянов обложку рисовал! ^_^
 


Ссылка на сообщение15 августа 2019 г. 13:22
Да, картинка просто роскошная. Если этот сборник пойдет, говорят, будет и следующий. У авторов-то идеи для продолжения уже есть)


Ссылка на сообщение15 августа 2019 г. 13:23
Ой, Аня и тут, оказывается, бывает.
Прекрасно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 августа 2019 г. 13:28
Редко) А хто ето?
 


Ссылка на сообщение15 августа 2019 г. 20:17
В принципе , могу раскрыть секрет Сергея. Он автор канала на Ютубе — Люблю фантастику , где очень вкусно презентует книги Анны Гуровой( думаю Сергей не обидится на раскрытие его инкогнито)
 


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 02:20
Не, не обижусь, но Анна не знает меня как ютубера, а просто как неназойливого (я надеюсь, это и со стороны выглядит так) поклонника творчества.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 02:16
Это Сергей, который из Ессентуков (но на самом деле из Беларуси). Жена — Света.
Еще — я давно не был в Питере, но в конце августа — начале сентября заеду на день-два.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2019 г. 19:47
Привет, Сережа! Рада видеть) Свете привет. Приедешь в Питер, напиши, можно повидаться.


Ссылка на сообщение3 сентября 2019 г. 21:51
Анна Евгеньевна, Вы что-то вы низковатые оценки поставили. Повести отличаются интригующим сюжетом, интересными ходами и прочитываются на одном дыхании. Да, над русским языком можно было усерднее поработать, но когда сюжет захватывает, не замечаешь шероховатостей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2019 г. 20:40
Я придирчива к языку, я же еще и редактор) Сюжеты в самом деле везде увлекательные.


⇑ Наверх